Рубрики

Уйти нельзя остаться

Шаткий мир в кузовном чемпионате планеты

Туринговому чемпионату мира всего четыре года, зато по количеству скандалов он уже может поспорить со своими старшими братьями – “Формулой 1” и WRC. Автопроизводители один за другим грозят уйти из WTCC.

ПОВЕДЕНИЕ руководителя спортивного подразделения SEAT Хайме Пуча можно было бы списать на испанский темперамент. Он всплескивал руками, повышал голос, стучал кулаком по столу и был совсем не похож на солидного руководителя заводской команды, выступающей в одном из трех чемпионатов мира по автомобильному спорту. Впрочем, его легко понять: постоянные смены технического регламента свели на нет преимущество команды SEAT, которое было у нее в начале сезона.

Дизельные “Leon” могли выиграть чемпионат мира еще в 2007 году, но тогда Ивану Мюллеру банально не повезло – за круг до финиша предпоследней гонки чемпионата, в которой француз лидировал, на его автомобиле отказал топливный насос. Титул в итоге достался Энди Приолю на бензиновом BMW, но было ясно – в чемпионате мира начинается эра SEAT. Понимали это и организаторы первенства, а потому в 2008 году специально для испанцев изменили технический регламент, заставив чуть уменьшить давление наддува турбины на автомобилях “Leon”. Не помогло – команда SEAT победила почти в половине гонок того чемпионата, а Иван Мюллер уверенно выиграл титул. Уверенно для WTCC – это в предпоследней гонке чемпионата, ведь прежде в первенстве планеты обладатель главного трофея неизменно определялся в заключительном заезде.

Ничего сверхъестественного – в WTCC “Lada” и “Chevrolet” могут быть быстрее BMW.

Секреты успеха

СТОЛЬ плотная борьба – главный козырь турингового чемпионата мира. Организаторы первенства постоянно балансируют на грани – технический регламент может быть переделан даже по ходу сезона, – лишь бы сдержать лидеров и дать подтянуться к ним всем остальным. Перед началом 2009 года давление наддува в дизельных двигателях, что стоят на автомобилях “Leon”, снова обязали уменьшить, дабы не допустить повторения сценария сезона-2008, а когда и этого оказалось недостаточно, изменили правила еще раз, уже по ходу первенства. Ведь SEAT одержал победу в первых четырех гонках, и стало понятно, что если организаторы не предпримут решительных действий, то испанцы вновь выиграют чемпионат. Причем еще увереннее, чем предыдущий.

Не осталась в стороне от этой проблемы и команда BMW. Марио Тайссен, босс спортивного подразделения баварской марки, зимой дал понять, что если испанские автомобили и дальше будут так же быстры, ему придется задуматься о том, чтобы сменить чемпионат. Поползли слухи, что баварцы засобирались в DTM. Пуч считает, что именно это давление со стороны BMW и сказалось, когда бюро кузовных гонок Международной автомобильной федерации принялось последовательно душить испанский дизель.

Теперь у Пуча настроение ухудшается с каждой гонкой. Начиная с этапа в Марокко, пилоты его команды выиграли всего два заезда из 14. До уик-энда в Ошерслебене Иван Мюллер держался во главе протокола личного зачета лишь за счет стабильности, но, провалив гонки в Германии, скатился на третье место. Фаворитом в споре за титул эксперты теперь считают Авгушто Фарфуша на BMW. В первую очередь потому, что дизельные “Leon” после двукратной смены технического регламента в сезоне-2009 стали значительно медленнее.

Испанцы теперь могут надеяться на другое правило чемпионата мира – систему весовых гандикапов. На лучшие автомобили в WTCC навешивают дополнительные килограммы балласта. Но в этом сезоне формула определения гандикапа настолько усложнилась, что понять ее не в силах даже некоторые инженеры «конюшен». После этапов расчетами занимается специальная комиссия – все сделано для того, чтобы уравнять шансы команд и обеспечить зрелищную борьбу на трассе. Для этого же в чемпионате мира применяется правило реверсивной стартовой решетки, когда во второй гонке уик-энда пилоты, занявшие места в первой восьмерке дебютного заезда, меняются местами. Победителю, таким образом, во второй гонке приходится прорываться наверх с восьмого места. Зрелищность повышается, но страдает спорт. Многие пилоты говорят, что процесс определения чемпиона в WTCC максимально приближен к лотерее. Так что испанцам сдаваться рано – шанс выиграть у них обязательно будет.

Авгушто Фарфуш в этом сезоне едва ли не чаще
всех пилотов лидирующей группы допускает
ошибки, но остается при этом одним из главных
претендентов на титул.

Деньги решают все?

БОЛЬШЕ всего вопросов, конечно, к техническому регламенту. Габриэле Тарквини, пилот SEAT и один из лидеров чемпионата мира, постоянно ворчит, что для каждой машины в WTCC существуют свои требования. Много недовольных было, когда в первенство пришла “Lada”. Российской команде разрешили, например, полностью изменить конструкцию задней подвески автомобиля, хотя правилами это запрещено; сделали и другие уступки. Но пока она не борется за высокие места, организаторы закрывают глаза на эти послабления – коллективу надо набраться опыта, понять сильные и слабые стороны автомобиля и только потом думать о победах.

Босс серии Марчелло Лотти не скрывает своей позиции: для организаторов главное – привлечь в чемпионат мира как можно больше автопроизводителей, дать им понять, что здесь можно выиграть практически с любой техникой и за разумные деньги. Автомобиль “Chevrolet Cruze” выиграл в этом году уже пятую гонку, в которой участвовал, – все благодаря лоскутному регламенту. Для каждой машины у технического бюро свой подход: слишком быстрые “Leon” – замедлить, BMW – оставить в покое, “Cruze” и “Priora” – подтянуть. В результате получатся интересные гонки. В Ошерслебене, к примеру, Яп ван Лаген на “Lada” занял в дождевой квалификации четвертое место, а до последнего поворота гонки держался на пятой позиции. Лишь неосторожность Николы Ларини помешала состояться сенсации – итальянец выпихнул «русского голландца» с трассы.

Естественно, подобными подвигами конкурентов действующие чемпионы из SEAT не очень довольны. Но все, что они могут сделать, – уйти из WTCC со скандалом. Если бы речь шла о любом другом первенстве, то испанцы так и поступили. Но туринговый чемпионат мира очень привлекателен для производителей с маркетинговой точки зрения. Не далее как в прошлом году Марио Тайссен обмолвился, что участие BMW в WTCC обходится марке в 30 раз дешевле, чем программа в “Формуле 1”, где годовые затраты некоторых команд иногда составляют по полмиллиарда евро. При этом у WTCC есть и статус чемпионата мира, и отличное освещение в прессе, и болельщики. У Марчелло Лотти получился отличный маркетинговый продукт. “Только вот к спорту он в последнее время имеет отношение все меньше и меньше”, – разводит руками Пуч.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: