Рубрики

Упражнения на кольцах

13:56 21-11-2011

Школа “Quattro Camp” в этом году начала обучать по спортивной программе “Audi Raсing”. Это не просто очередной курс для продвинутых драйверов – здесь всерьез готовят к пилотажу “ле-мановского” болида класса “GT3”. Программа, пронизанная соревновательным духом, проводится в несколько этапов, а ее финалисты борются за ценный приз. В этот элитарный гоночный клуб попал и корреспондент “Клаксона”.

Свой “Ле Ман” есть у каждого

Школа “Quattro Camp” в этом году начала обучать по спортивной программе “Audi Raсing”. Это не просто очередной курс для продвинутых драйверов – здесь всерьез готовят к пилотажу “ле-мановского” болида класса “GT3”. Программа, пронизанная соревновательным духом, проводится в несколько этапов, а ее финалисты борются за ценный приз. В этот элитарный гоночный клуб попал и корреспондент “Клаксона”.

ОТБОРОЧНЫЕ заезды по программе “Audi Racing”, состоявшиеся еще весной в парке «Яхрома», позднее стали казаться увеселительной прелюдией. Если на базе “Quattro Camp” кандидатам требовалось лишь доказать свое мастерство на обычном “A4”, то следующие два тура (они проводились на бывшей советской авиабазе в окрестностях Берлина, переоборудованной под автоспортивный полигон) подразумевали интенсивные тренинги и куда более серьезную технику – спорткупе “Audi R8 V10”.

Участников разделили на “эскадрильи” – автомобиль инструктора плюс две ведомые машины с учениками – и отправили отрабатывать различные приемы спортивного вождения. Пока одних заставляли провоцировать глубокий снос передней оси и бороться с ним, другие в это время буквально наматывались на руль, проходя змейки. В одном упражнении следовало войти в залитый водой поворот под сброс газа и затем “подхватить” акселератором и рулем возникший занос, что на мощном полноприводном спорткаре сделать весьма непросто. А чуть погодя в противоположной части автодрома мы отрабатывали скоростное маневрирование с отключенной ESP...

Неоценимый совет

ВЕСЬМА трудное для всякого новичка перестроение в узком коридоре на высокой скорости из сухой на мокрую полосу мне удалось выполнить с первой же попытки и повторить еще пару раз. Наверно, поэтому я набрался наглости и в четвертом заезде решил сделать то же самое не на положенных 120 км/ч, а на более высокой скорости.

525-сильное купе послушно перепрыгнуло из ряда в ряд, но мгновение спустя завертелось вокруг оси на широкой взлетной полосе аэродрома. Я даже не успел сообразить, что произошло. А ведь нас предупреждали – с выключенной стабилизацией он охотно делает “спин”.

Я представил, какие были бы последствия, случись вот так же экстренно объезжать настоящее препятствие на реальной дороге, и вздрогнул. Но, пересилив испуг, и на пятую попытку выехал с полным дросселем. Итог: вращения избежать удалось, но тормозил я все равно боком, потеряв контроль над автомобилем.

– Знаешь, почему тебя срывает? – спросил, хитро улыбаясь, Гарольд Бюттнер, известный в Германии автоспортсмен и инструктор международной школы “Audi Driving Experience”. – Проблема не в увеличении скорости. В последней попытке ты точно уловил момент коррекции – реакция у тебя хорошая. На самом деле тебе не хватило плавности. Попробуй сейчас рулить не рывком, а мягко. Ферштейн?

Выезжая на шестую попытку, я пытался сообразить, как можно отрулить “плавно”, когда на весь маневр – доля секунды. Но ценой колоссального напряжения заставил себя сделать так, как просил Гарольд. И получилось! Я видел в зеркалах, как инструктор высоко вскинул руки большими пальцами вверх. Вот что значит совет профессионала.

Победить себя

ДАЛЬШЕ было еще интереснее. И сложнее. Мы перешли к изучению проложенной на автодроме гоночной трассы – не самой скоростной, зато очень техничной. Немецкие инструкторы, выступая в качестве ведущих, гоняли нас в сдержанном темпе и постоянно концентрировали внимание на точности вождения: идеальная траектория, правильный выбор передачи лепестками на руле, прохождение апекса поворота без скольжений и потерь, быстрый выход…

Совершенствование техники пилотажа? Да, но не только. Эти упражнения преследовали и другую цель: мы учились водить с холодной головой. Ведь горячность и азарт мешают осознать ошибки, которые, как ни крути, неизбежны. Надо победить в первую очередь себя и ехать расчетливо. Тогда избегаешь промахов, находишь новые резервы, лучше чувствуешь пределы. Заодно уходит страх, приходит в норму пульс, проясняется от адреналиновой передозировки мозг… И затем происходит маленькое чудо: кажется, что ты уже не гонишь, а просто едешь, но результаты все лучше и лучше.

Это стало очевидно для всех, когда ведущим пилотом под занавес тренировок выступил Евгений Васин – раллист и шеф-инструктор от российской школы “Quattro Camp”. Он водил так быстро, что машины мы покидали мокрыми до нитки и бледными, с желанием отлежаться на траве, потому что для таких тренингов нужен железобетонный вестибюлярный аппарат.

– Это было круто! – благодарили Евгения ученики, среди которых, кстати, был и летчик-космонавт Роман Романенко. – Вот сейчас мы гнали по-настоящему!

– Не преувеличивайте, – скромно отвечал Васин. – Это обманчивое ощущение. Если посмотреть на время круга, то окажется, что правильная езда, которую вам преподавали немцы, ничуть не медленнее.

<~1~>

Гвоздь программы

НО ДАЖЕ самые боевые тренировки на “обычных” купе не помогают совладать с волнением, когда облачаешься в гоночный комбинезон, надеваешь шлем с радиосвязью и протискиваешься в узкий ковш болида “Audi R8 LMS”. Теперь нет права на ошибку. Все по-настоящему!

Этот автомобиль – первая разработка спортивного подразделения “Audi”, предназначенная именно для тех клиентов, кто собирается выступать в гонках “GT3” с собственной командой. Ради него и затевалась вся программа “Audi Racing”. С гражданской моделью “R8 LMS” роднят только кольца на носу и немного – внешний облик. А в остальном все по-другому. Максимально облегченный кузов, задний привод и кулачковая полуавтоматическая коробка, съемный руль и широченное антикрыло, мощнейший каркас безопасности и шины-слики, гоночные приборы и ящик с крупными тумблерами вместо привычной центральной консоли…

Мне помогают настроить сиденье, туго застегивают широкие четырехточечные ремни, прищелкивают руль, захлопывают дверь.

– Если готов, то выжимаешь сцепление, включаешь тумблер зажигания, запускаешь мотор, правым лепестком включаешь первую и мягко, словно на обычной “механике”, трогаешься. Но все дальнейшие переключения – без сцепления, – инструктирует по интеркому сидящий рядом Гарольд.

Направляю машину к выезду на трассу. Теперь главное делать только так, как учили. Переключение передач – четко по светодиодному индикатору. Не тормозить ударом, а нажимать на педаль без промедления, но дозировать усилие нежно. К виражу подъезжать на нужной передаче и проходить весь поворот мягко, под небольшой тягой, сохраняя баланс. И ни в коем случае не нажимать газ в пол до выхода на “прямой руль”…

“Audi R8 LMS” сотрясается от каждого шва на асфальте, но имеет чудовищный по сравнению с гражданской моделью “держак”, когда слики набирают должную температуру. Руль тяжел, но до того информативен, что кажется, будто держишься руками прямо за асфальт. Вой кулачковой коробки и четкое, как выстрел, включение передач проникает прямо в душу. Неописуемые впечатления!

Первый круг по овалу делаю осторожно. Гарольд хвалит:

– Молодец, у тебя получается как надо.

Интересно, он всех учеников так подбадривает?

Следующие круги проезжаю быстрее. И знаете, волнение не нарастает, а наоборот – уходит. Появляется приятное чувство, что ты настроен с этой зверской машиной на одну волну. Управлять ею в сотни раз проще, чем я представлял. Хотя это, конечно, обманчивое ощущение.

– Достаточно. Возвращаемся к боксам, – говорит инструктор. – Еще пара тренировок, и ты сможешь выступать в “Ле Мане”.

Жаль, что как раз этой пары тренировок по уже независящим от меня причинам не хватило, чтобы пройти курс “Audi Racing” до конца. В финал, который состоялся осенью на овале “EurospeedWay Lausits”, прошли более удачливые коллеги. А выиграл соревнования вообще не представитель автожурналистики, а один из клиентов.

Но, несмотря на сокращенную программу, тот жизненный опыт, который дает программа “Audi Racing”, уникален. Она дисциплинирует, вырабатывает особые навыки и дает веру в себя. Ведь теперь даже я, человек далекий от автоспорта, готов сказать каждому, что могу сесть за руль болида “GT3” и проехать на нем свой «Ле-Ман». И это чистая правда.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Audi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: