Рубрики

Уроки кризиса

Российский авторынок постепенно возвращается к докризисному уровню. О том, в каких направлениях будет развиваться дилерский бизнес в ближайшие годы, мы спросили руководителей ведущих холдингов.


Сергей Щербинин, главный исполнительный директор розничного подразделения группы компаний “Рольф”:

– РОСТ продаж новых автомобилей –это хорошо. Но в 2010 году сбыт машин все равно был меньше, чем в докризисном 2008-м, поэтому парк автомобилей, стоящих на гарантии, продолжает сокращаться. Соответственно в этом году дилеры будут по-прежнему терять часть прибыли на сервисном обслуживании – основном источнике доходов в кризисный период.

Однако это не повод для того, чтобы продолжать сдержанную политику, в том числе когда речь идет о строительстве новых центров. Сейчас в Европейской части России, где живет 56% населения страны, сконцентрировано 75% всех дилерских центров. И всего 25% продавцов обслуживают еще 44% россиян, которые находятся за Уральскими горами. В ближайшие два-три года дилерский бизнес пойдет в города с населением 250.000 или даже 100.000 человек.

Конечно, и в маленьких населенных пунктах людям нужны новые автомобили и зоны техобслуживания. Но для крупных компаний этот бизнес вряд ли будет выгодным. Зато вполне подошел бы формат “семейного дилера”, когда в небольшом городке какая-то семья организует точку продаж и обслуживания машин. Правда, автопроизводители должны создать условия для этого, представить такой формат в России. В Европе и США он есть. Так что в перспективе должен дойти и до нашей страны.


Геннадий Белодедов, исполнительный директор по продажам, член правления группы компаний “Независимость”:

– МЫ ПРОГНОЗИРУЕМ, что рост продаж автомобилей в России в 2011 году составит примерно 25% по отношению к прошлому году. Рынок восстанавливается, и главное для дилеров – не забыть уроки кризиса, продолжать повышать качество обслуживания, так как конкуренция обещает быть жесткой. Потребители в кризисный период стали гораздо более требовательны к продавцам. Мы еще в 2007 году начали масштабный проект “Тайный покупатель” (по проверке уровня сервиса в автосалонах. – Прим. ред.) и продолжаем его. Сейчас делаем ставку на внедрение лучших стандартов качества, развитие послепродажного обслуживания новых автомобилей, продаж подержанных машин. 2010 год показал, что клиенты стали активнее пользоваться такими услугами именно у официальных дилеров. Например, у нас в компании сбыт машин с пробегом в прошлом году вырос на 57% относительно 2009-го.

Кроме того, для обеспечения полной загрузки сервисных станций дилеры начнут более интенсивно привлекать постгарантийные автомобили за счет запуска собственных программ и программ производителя. Таким образом, в настоящий момент рынок постобслуживания автомобилей стоит на пороге активного роста и восстановления.


Сергей Вятченков, директор по развитию группы компаний “Автомир”:

– ЧТО КАСАЕТСЯ продаж автомобилей, то здесь будет очень высокая конкуренция, поскольку большинство иностранных брендов, организовавших производство в России, сейчас переходят на новые условия промсборки, требующие существенного увеличения объемов выпуска. Это приведет к агрессивной борьбе за клиента и ценовым войнам. Таким образом, дилерская маржа скорее всего будет снижаться. Так что рассчитывать на сверхприбыли от продаж не приходится. Продавцы просто вынуждены будут развивать дополнительные услуги.

Например, среди дилеров наметился тренд – вывод продаж подержанных автомобилей на совершенно иной, самостоятельный уровень. Я имею в виду создание центров исключительно под реализацию и обслуживание машин с пробегом.

Также можно ожидать рост числа предложений по продлению гарантии на автомобили, лизинговые услуги для физических лиц.

Поделиться: