Рубрики

Уроки зимнего вождения “Jaguar” и “Land Rover” в Лапландии

13:20 12-01-2012

Уроки зимнего вождения “Jaguar” и “Land Rover” в Лапландии

Большинство водителей даже представления не имеют, где у автомобиля предел возможностей – та черта, за которую лучше не заходить. Хотя знать и понимать, где она проходит, и как действовать, если ее пришлось переступить, все-таки необходимо. Конечно, пытаться нащупать эту грань на обычных дорогах – не слишком разумная идея. А вот найти ее на специально оборудованном полигоне вполне по силам каждому. Такой площадкой для нас стал “Actionpark” на севере Лапландии. Здесь прошел выездной курс зимнего вождения “Jaguar & Land Rover Experience”.

 
Большинство водителей даже представления не имеют, где у автомобиля предел возможностей – та черта, за которую лучше не заходить. Хотя знать и понимать, где она проходит, и как действовать, если ее пришлось переступить, все-таки необходимо. Конечно, пытаться нащупать эту грань на обычных дорогах – не слишком разумная идея. А вот найти ее на специально оборудованном полигоне вполне по силам каждому. Такой площадкой для нас стал “Actionpark” на севере Лапландии. Здесь прошел выездной курс зимнего вождения “Jaguar & Land Rover Experience”.


ОТ СТОЛИЦЫ Лапландии, городка Рованиеми, расположенного прямо на Полярном круге, до “Actionpark” около трехсот километров на север. Нам предстояло преодолеть эту дистанцию в качестве пассажиров роскошных “Jaguar XJ”. Большинство российских владельцев таких автомобилей обычно ставят их на зиму в гаражи, пересаживаясь на внедорожники. Есть такое мнение, что ездить на мощных заднеприводных седанах по заснеженным трассам или льду просто невозможно.

– Я развенчаю этот миф, – улыбнулся известный автогонщик, главный инструктор курса “Jaguar Experience” Егор Васильев. – Если вы найдете общий язык со своим “Ягуаром”, то сможете ездить на нем зимой абсолютно безопасно. И комфортом жертвовать не придется.

Первым доказательством того, что такая машина, как представительский “Jaguar” вполне подходит для любых погодных условий, стала поездка по трассе Рованиеми – Ивало. Представьте узкий двухполосный коридор посреди лесной тундры, по которому на огромной скорости носятся лесовозы. Асфальт покрыт толстой ледяной коркой, местами посыпанной гранитной крошкой. То и дело на дорогу выбегают олени, которые в темноте почти не видны. Казалось бы, хуже условий для автомобиля с задним приводом нарочно не придумаешь... Признаюсь: в первые минуты поездки даже сидя за водителем я чувствовал себя не совсем уютно. Особенно когда по рации из головной машины в кортеже звучало предупреждение об очередном лесовозе или олене-камикадзе. Но уже минут через десять я успокоился. Сидевший за рулем инструктор так деликатно работал с педалью тормоза, а система стабилизации так эффективно реагировала на малейшие намеки на занос, что пассажиры практически не замечали опасных ситуаций. Впору было подумать, что дорожные условия почти не отличаются от летних. Триста километров мы пролетели за три часа!


В роли ювелира


РАННИМ утром Егор Васильев со своей командой ждал нас в “Actionpark” на площадке, разделенной на два ровных участка: на одном снежное покрытие, на другом лед.

– Можете сразу снять в машине верхнюю одежду, – сказал нам инструктор. – Быстро вспотеете, будет жарко, прохлаждаться я вам не позволю! Сегодня получите еще одно доказательство того, что на заднем приводе зимой ездить можно без проблем.

Перед нами – практически весь модельный ряд “Jaguar”. Я выбираю бензиновую 510-сильную модификацию уже знакомого представительского седана “XJ”.

Первое упражнение “разгон–торможение” должно дать каждому из нас “чувство машины”. Казалось бы, что тут сложного: разогнаться и остановить автомобиль там, где скажут? На деле все намного сложнее.

– Вялый разгон, – кричит мне по рации инструктор на снежной дорожке. – И очень слабое торможение!

Выезжаю на лед, пытаюсь исправить ошибки, и тут же снова на меня выплескивают ушат критики:

– Аккуратнее с педалью газа, машина едва не ушла в занос, а тормозить надо было динамичнее. Бить по тормозам что есть мочи!

Куда же сильнее? Я и так чуть пол не проломил педалью тормоза! Другим тоже достается. У одного, как выразился инструктор, “недолет” до контрольного конуса, у другого – “перелет”, у третьего машину вынесло с площадки. Пожалуй, лишь с пятой попытки мы привыкаем и к автомобилям, и к дорожным условиям – тормозим так, что обходится почти без замечаний.

<~1~>

Следующий этап – змейка между конусами. На первый взгляд, тоже задачка для “чайников”. Но и здесь все не так просто, учитывая солидную мощность мотора, задний привод, нешипованные покрышки, снежную кашу и лед под колесами, а также условия полярной ночи, когда видимость минимальная. Это упражнение призвано побороть вредные рефлексы: при выходе из поворота постоянно хочется нажать на педаль тормоза, а делать это на снежном или ледяном покрытии категорически нельзя – машину наверняка занесет. Лично мне довольно быстро удалось справиться с рефлексом. Кроме того, на змейке важно правильно обращаться с педалью газа и рулем. При работающей системе стабилизации DSC ошибки водителя почти не заметны, но инструктор требует отключить “электронного телохранителя” и увеличить скорость. Тут уже малейшая ошибка приводит к последствиям, которые на обычной дороге, как правило, заканчиваются аварией. Слава богу, на площадке есть возможность все исправить. С третьей, пятой или десятой попытки ты, наконец, начинаешь остро ощущать ту самую грань, которую нельзя переходить. Ведь если скорость превысить слишком сильно, уже никакая система стабилизации не поможет...

Времени на прохождение змейки дается совсем немного. Мозг и тело пытаются буквально впитать советы инструктора: войдя в поворот, надо успеть стабилизировать автомобиль, поставив колеса прямо, и только потом заходить в следующий. И все эти действия должны уложиться в доли секунды. Сброс газа приводит к заносу задней оси, такой результат будет при малейшей перегазовке.

– Представьте, что вы ювелиры, – слышу по рации уже охрипший от бесконечной критики голос Егора Васильева. – И работаете с педалью газа так искусно, словно создаете шедевр. Вы должны научиться гладить педаль ногой даже в зимних ботинках!

Проходит пара минут, и по крикам инструктора можно догадаться: мы больше похожи на дровосеков, чем на ювелиров. Рубим с плеча. Один из “Ягуаров” улетает почти к самому краю площадки.

– Ку-у-уда?! – почти ревет в рацию Васильев. – Там за сугробом канава, глубина которой больше длины вашей машины! Ювелиры, аккуратнее с газом!

Следующим пунктом программы значится ритмический занос. Автомобиль при разгоне необходимо “раскачать” рулем, а затем “ловить” при переходах из одного заноса в другой. Сначала нам дают широкий коридор, потом он становится уже. На этот раз с задачей удается справиться достаточно быстро. Предыдущие упражнения не прошли даром.

– Стандартный зимний курс рассчитан на 12 часов, – объясняет Егор Васильев. – Вы были на площадке всего шесть. Но даже этого достаточно, чтобы автомобиль понял, что вы от него хотите. Зимой это особенно важно.


Танцы на льду


НА СЛЕДУЮЩИЙ день предстояло познакомиться с особенностями зимнего вождения на внедорожниках “Land Rover”. Однако погода внесла коррективы. Сначала прошел дождь, потом ударил мороз, в итоге мы остались без снега, а вся площадка превратилась в большой каток. Очередной “краткий курс” начали с повторения уже пройденного. Тот же “разгон–торможение”, та же змейка. Только на полном приводе. За рулем “Range Rover Evoque” эти упражнения показались не такими сложными. До тех пор, пока мой наставник не отключил систему стабилизации.

– Вы же должны почувствовать автомобиль! Придется очень быстро работать рулем, – предупредил инструктор Дмитрий Верещак. – Малейшая задержка приведет к потере правильной траектории.

И в самом деле, машину словно подменили. Если до этого я проходил змейку на приличной скорости, то сейчас пришлось замедлиться почти в два раза. И все равно автомобиль то и дело пытался уйти в занос. На полном приводе алгоритм прохождения между конусами немного отличается от заднеприводной формулы. Здесь при входе в поворот желательно немного сбросить газ, затем выровнять колеса, добавить газ, а потом войти в следующий поворот. В теории все просто. А на практике мои руки все время опаздывали.

– Работать рулем! Быстрее! – подгонял инструктор. – Не спать!

Ведь если не научишься крутить руль максимально быстро, то однажды времени на вывод автомобиля из заноса может не хватить. Какой-то доли секунды, которая спасет жизнь.

– В экстремальной ситуации обычный водитель сдается слишком рано и перестает бороться, когда можно сделать еще много, – предупреждает Верещак. – Давайте попробуем побороться в повороте под прямым углом.

Я разгоняю “Evoque” на льду, резко торможу и выкручиваю руль вправо до упора. Внедорожник сразу же уходит в занос. Мы летим в сторону площадки с “Ягуарами”. Единственное правильное решение в этой ситуации – так называемое контрруление. То есть руль на доли секунды выкручивается в сторону заноса. Потом резко возвращается вправо, затем снова влево. В результате автомобиль послушно возвращается на заданную траекторию.

Дрифтинг на ледяном кольце – стандартное упражнение в школе “Land Rover Experience”. Когда выполняешь этот танец на льду впервые, становится немного не по себе. Ведь за границами кольца начинается глубокий овраг. Здесь тоже главное – не механическое выполнение упражнения, а чувство машины. Без него ничего не получится.

В Лапландии зимние дни очень коротки. Только рассвело, а через пару часов начинает смеркаться. Я прошу у инструктора перерыв: надо успеть сделать фотографии. Делаю шаг из машины и тут же теряю равновесие – лед, ставший за время занятий привычным покрытием, за пределами автомобиля оказался слишком коварным! Настолько, что в то мгновение показалось: я разучился ходить.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: