Рубрики

В “Audi A4” водитель теперь явно лишний

16:30 20-10-2015

Похоже, автопроизводители действительно приближаются к тому, что функция водителя в машине станет абсолютно лишней. Это подтверждает и новый “Audi А4”, электронные ассистенты которого уже сделали возможной езду в полуавтоматическом режиме.

Похоже, автопроизводители действительно приближаются к тому, что функция водителя в машине станет абсолютно лишней. Это подтверждает и новый “Audi А4”, электронные ассистенты которого уже сделали возможной езду в полуавтоматическом режиме.

ОЩУЩЕНИЕ дежавю новый седан вызывает сильное. Утопленную под козырьком “виртуальную” приборную доску, которая представляет собой 13,3-дюймовый HD-экран, я уже видел на купе “Audi TT”... Растянутые по передней панели в одну горизонтальную линию дефлекторы напомнили последнее поколение “VW Passat”... Во внешнем облике индивидуальности тоже немного... Но все-таки новая “Audi” содержала в себе большую интригу. В модификации с полным набором ассистентов реализована функция автоматического поддержания оптимального скоростного режима в сочетании с “лайн-ассист”.

– Это как автопилот, – объяснили специалисты.

Завожу мотор. Перевожу селектор робота в режим “драйв” и двумя кнопками запускаю автопилот. Все! С этого момента я уже не водитель. Но и не совсем пассажир. Если педали я еще могу полностью оставить в покое, то вот руки с руля разрешено снимать не более чем на десять секунд. Это ограничение, кстати, скорее законодательное, чтобы у водителей не было оправдания за сбитые столбы в духе “я ни при чем – машина так рулила”. Ваше участие сводится только к торможению при подъезде к нерегулируемым перекресткам и к команде продолжить движение касанием акселератора.

В этом режиме задействованы все имеющиеся у автомобиля “органы чувств”. Невидимыми датчиками машина обвешана, как новогодняя елка игрушками. Камеры высматривают дорожные знаки. Радары прощупывают дорогу на дальние расстояния впереди и позади себя. Сонары следят за тем, что происходит в ближней области в угловых и боковых секторах автомобиля. Поток информации стекается в процессор, сравнивается с показаниями GPS, накладывается на цифровую карту...

И автомобиль становится самоуправляемым. Вот он сбросил скорость до 50 км/ч перед населенным пунктом. Вот как приклеенный увязался за машиной впереди, пока весь поток преодолевает небольшой затор. А теперь уклонился от припаркованного на обочине автомобиля. Грамотно выбрал скорость движения, когда я “намекнул” рулем на выезд на скоростное шоссе, и лишь затем на прямой стал набирать ход. Даже на извилистой дороге в холмах, где, признаться, полностью доверяться машинному интеллекту было страшновато, “четверка” показала умение “читать” дорогу, снижая скорость движения перед крутыми поворотами. Все замедления и ускорения будут плавными, если в “Drive Select” вы выбрали режим “Comfort” или “Efficiency”, либо более интенсивными, когда задана динамическая программа.

Разумеется, в любой момент можно принять управление на себя. Но если руль и педали вы опять оставите в покое, то снова вернетесь к автоматическому вождению.

Правда, я предавался беззаботности от такой езды недолго. Когда на асфальте перестала различаться дорожная разметка, пришлось взяться за руль, чтобы не угодить в отбойник. Второй неприятный сюрприз поджидал на круговой развязке. Автомобиль по моей команде нормально влился в нее, но затем как ошалевший кинулся вперед. И уж совсем ничто не предвещало беды, когда “А4” двигался по улочке со скоростью всего 30 км/ч, самостоятельно выполняя требования ограничивающих знаков. Тут вдруг впереди на достаточном удалении по перекрестку проехал другой автомобиль, и электроника натурально сдрейфила – резко тормознула машину. Хорошо, что у водителя автобуса, ехавшего сзади, реакция оказалась что надо...

<~1~>

Тогда я и осознал, какой острый конфликт назревает в автомобильном мире между обычными водителями и будущими автопилотами. По одну сторону – живой человеческий темперамент и интуиция, по другую – параноидальное соблюдение роботами всех правил.

К счастью или нет, нам такое будущее пока не грозит. На моделях для России комплекс помощников будет предлагаться в урезанном виде, без функций автопилота. Причина проста: шестая часть суши для “А4” еще недостаточно детально “оцифрована”.

Одним словом – “ультра”

ПРИСТАВКА “Ultra” в названии модификаций “А4” появилась, чтобы подчеркнуть возросшую эффективность моделей. Уменьшение массы автомобиля более чем на сто килограммов благодаря новому кузову и модульному шасси, сниженное до рекордных для моделей с четырьмя кольцами аэродинамическое сопротивление (0,23), новые двигатели, прибавившие в мощности, но умерившие аппетит, если верить производителю, сулили снижение потребления топлива как минимум на 20%. Это немало. Даже на бумаге.

Я прокладываю в навигаторе длинный маршрут, включающий как населенные пункты, так и скоростные шоссе, чтобы испытать модификации в смешанном режиме езды. Первая машина с новой двухлитровой бензиновой 190-сильной “четверкой” TFSI, работающей по хитрому циклу Миллера. В режиме больших и средних нагрузок этот турбомотор не отличается от обычного, а при малых у него смещаются валы газораспределения так, чтобы максимально растянуть фазы выпуска и впуска для меньших потерь.

Бензиновая “Ultra” с семискоростным роботом подкупает эластичностью, ведь на максимальный крутящий момент мотор выходит уже при 1.450 об/мин. Он приятен во всех отношениях – не производит ни шума, ни вибраций, быстро раскручивается и легко разгоняет седан даже в экономном режиме. На финише при средней скорости 52 км/ч расход топлива по бортовому компьютеру оказывается на уровне 6,8 л/100 км. На два литра больше заявленного.

Потом настал черед “A4 Ultra” со 190-сильным дизелем TDI. Эта модель была доступна только с механической коробкой. Она способна показать весьма бойкий темперамент благодаря солидному крутящему моменту в 400 Нм, однако я еду, стараясь переключать передачи по подсказкам на дисплее. Имитировать робот, конечно, удовольствие небольшое. Вдобавок все время кажется, что я двигаюсь гораздо медленнее, чем на бензиновой “А4”. Но к исходной точке приезжаю с удивительными цифрами: с той же средней скоростью 52 км/ч и расходом 4 л/100 км. Всего на одну десятую больше, чем по паспорту. Редкое совпадение.


Последние авто новости и результаты тест-драйвов Audi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: