В немецком городе Эссене прошел десятый чемпионат мира по кастомайзингу. Под крышей выставочного центра собралось 112 мотоциклов из 23 стран, а их создатели боролись за победу в пяти номинациях.
История кастомайзинга началась в середине ХХ века, когда американские парни взялись переделывать серийные мотоциклы по своему вкусу. В те времена кастом-байки были суровы с виду и недороги. Сегодня отдельные экземпляры, выполненные на заказ, соперничают по стоимости с редкими спорткарами. Индивидуализацией мотоциклов занимаются немногочисленные тюнинг-ателье и мастера-одиночки, а результаты их творчества оцениваются не только деньгами, но и престижными наградами мирового первенства по кастомайзингу.
“С улицы” на чемпионат не попасть. Сначала необходимо пройти в лидеры национального первенства и лишь потом можно стать одним из участников борьбы на мировой арене.
Freestyle
Самая популярная категория. На сей раз в ней было представлено 66 работ – больше половины от общего числа. Кстати, именно победитель фристайла получает звание “Чемпион года”. Мотоциклы, представленные в этой номинации, не задушены никакими рамками и ограничениями. Оценивается свободный полет творчества. Попасть в первую двадцатку – престиж, на подиум – триумф, стать победителем – значит, получить признание всей мотоциклетной общественности и вписать себя в историю кастомайзинга.
![]() |
Чемпионом мира 2013 года стал байк “Rondine” от ирландского ателье “Medaza Cycles”. Авторы брутального кастома Дон Кронин и Майкл О’ши вручную изготовили раму из алюминия. Одноцилиндровый 500-кубовый мотор позаимствовали у модели “Moto Guzzi Nuovo Falcone” 1971 года и увеличили его объем до 580 куб. см. Вилка сконструирована из маятника “Harley-Davidson V-Rod”, угол ее наклона составляет 56 градусов. В задней подвеске горизонтально расположенный моноамортизатор работает в паре с маятником, также изготовленным собственноручно. Вообще ирландцы предпочли не использовать каталожные детали от сторонних производителей, а сами сделали систему выпуска, задние подножки, руль и остальную навеску. Облик чемпиона завершают седло в стиле “старой школы” и необычные доработанные диски от “Harley-Davidson V-Rod”.
![]() |
“Серебро” первенства у французского кастома “Tribute to Hagakure”, построенного в ателье “Zen Motorcycles”. Облик байка вызывает ассоциации с началом ХХ века – эпохой отчаянных гонщиков, которые бросали вызов скорости на соляных озерах Бонневиля. Им и посвятил свою работу создатель байка Лорен Датруэль, который и сам пару лет назад попробовал свои силы на соляной трассе, выжав 208 км/ч на байке без подвесок и коробки передач. Это был не рекорд, но серьезное достижение. У его обтекаемого гоночного кастома весом всего 115 кг тоже нет подвески и вообще ничего “лишнего”. В раме, которую Лорен изготовил своими руками, стоит двухцилиндровый V-образный двигатель от “Buell” объемом 980 “кубиков”, выдающий 95 л.с.
![]() |
Третье место досталось байку “Gas’d Rat”, который привез в Эссен британец Пит Пирсон из тюнинг-ателье “Rocket Bobs”. Мотоцикл построен на базе мотора “Shovelhead” 1979 года. Рама позаимствована у “Harley-Davidson FXS”, но полностью переделана. На стильную “олдскульную” внешность байка играют карбюратор “Weber”, пара винтажных магнето и яркие красные акценты в отделке.
Модифицированный “Harley-Davidson”
К борьбе в этом классе допускаются только мотоциклы от “Харли”. Причем изменять раму запрещено; общая геометрия мотоцикла также должна сохраниться. Но при этом допускается гибрид двух рам от разных моделей мотоциклов. Можно использовать тюнинговые накладки, молдинги и обтекатели из листового металла; переносить кронштейны и удлинять выпускные системы; изменять конструкцию маятника или заменять его полностью; устанавливать неоригинальные блоки и головки цилиндров, видоизменять бензобак. Полностью исключены системы турбонаддува, запрещено применять закись азота.
![]() |
В этом году в классе произошла сенсация: лучшим признан байк “Stealth Bullet” родом из... Тайваня. Его автор – Винстон Йе, владелец кастом-ателье “Rough Crafts”. Мотоцикл построен на базе “Harley-Davidson Sportster 48”. Узкая вилка, бак и заднее крыло выполнены из карбона, маслобак спрятан в раме, ремень заменен на цепь. Мотор – харлеевский, объемом 1.200 “кубиков”.
Городское исполнение
В этой категории мастера, взяв за основу обычный городской байк, имеют право любым образом изменить его эксплуатационные характеристики. Переделываются рамы, подвески и маятники, переносятся на другое место глушители; используются разные типы двигателей с воздушным и жидкостным охлаждением, без ограничений по количеству цилиндров; применяются моторы, работающие на альтернативных источниках энергии. Правила не запрещают использовать турбонаддув или систему закиси азота.
![]() |
Жюри присудило победу байку французского ателье “Zen Motorcycles”. Лорен Датруэль вновь поднялся на сцену, чтобы получить приз – на сей раз за первое место. Его кастом “Harley-Davidson XR 1200 Turbo”, построенный на базе модели “Sportster”, ожидает интересное будущее: Лорен намерен отправить байк в Бонневиль, чтобы попробовать установить на нем рекорд скорости в своем классе. Он уже потратил 650 часов на совершенствование своего детища, но работа, по его словам, еще не доведена до конца.
Ретромодификация
К участию в этой номинации допускались байки не моложе 1984 года выпуска с двигателями того же возраста. Причем в процессе переделок аппарат не должен был утратить ретрообраз. Разрешалось лишь незначительное использование современных деталей.
![]() |
Победителем стал “Bastarda Senza Gloria” от итальянского ателье “Inglourious Basterds Cycle”. Колеса и руль мастера позаимствовали у “Урала” 1950 года, карбюратор – у “Chevrolet” 1952-го. Вилка – модифицированная “Harley-Davidson Springer”. Мотор собран из двух харлеевских двигателей – “Shovel” и “Panhhead”. В отделке стильного ретробайка использованы латунь, бронза и кожа.
Мелкосерийный байк
В этой номинации известный производитель двигателей и аксессуаров “S&S” вручает премию мотоциклу, который производится мелкими сериями и должен быть омологирован для движения по дорогам общего пользования.
![]() |
На сей раз приз достался байку под названием “The Naughty Gentleman” из Великобритании. Ателье “Second City Customs” взяло за основу раму “Kraft Tech Softail” c углом наклона 34 градуса. Мотор “S&S” работает в паре с пятиступенчатой “механикой”, вся электрическая проводка спрятана внутри труб. Специально для проекта были подготовлены мелкие детали вроде оригинальной крышки бензобака и гравировки на кожухе сцепления, а водитель и пассажир “Озорного джентльмена” располагаются на кожаном сиденье ручной работы.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Chevrolet читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон