С оглядкой назад
Ярко-красный пожарный “Magirus” притягивал случайных прохожих к павильону в Сокольниках как магнит. Выставка спецтехники? Нет, “Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина” – пожалуй, самое яркое событие сезона для поклонников ретро-автомобилей.
Старые машины с обилием хрома создают праздничное настроение. “Ford 798T” 1947 года приехал на выставку из военно-технического музея в Черноголовке. Кстати, в “пожарку” грузовик переделан в Швеции – как и полноприводный “International Harvester B-124”, который видно позади. |
Именно пожарную технику организаторы избрали главной темой нынешней галереи, приурочив ее к 100-летию пожарной охраны СССР. До революции в Российской империи, конечно, тоже было кому тушить огонь. Но централизованной государственной службы действительно не существовало, и занимались этим или добровольные дружины и общества, или профессиональные фабрично-заводские команды.
Монументальный кабриолет “Cadillac” 75-й серии с мотором V8 стоил в 1940 году 4000 долларов: дороже были только модели на 16-цилиндровой тяге. Это один из самых редких “Кадиллаков” – таких кабриолетов сделали всего 39 экземпляров. Позади видно “пожарку”, переделанную из престижного “Cadillac Series 314” 1926 года. |
Организаторам удалось собрать в одном месте аж двадцать семь пожарных автомобилей из разных эпох и стран. Состояние – самое разное: попадались и примеры идеальной реставрации, и техника, не видевшая ремонта последние лет пятьдесят. Машины из СССР, США, Германии и Великобритании предоставили Политехнический музей, музей “Городской транспорт” на Рогожской заставе, частные коллекционеры и действующие пожарные части.
“Dennis G-Type” 1927 года никогда не реставрировался, и мастерская “Камышмаш” планирует сохранить его в таком состоянии. Это одна из самых массовых пожарных машин в довоенной Англии. |
И это не считая целой уймы любопытной техники размером поменьше – от ручных насосов, мотопомп, пульта пожарной сигнализации начала века до пожарного мотоцикла. А за рукоятки здоровенного американского насоса на конной тяге не возбранялось тягать всем желающим – чем радостно пользовались посетители от мала до велика.
Редкий немецкий “Klöckner-Deutz” 1943 года – большинство таких “пожарок” погибло во время войны. “Псевдоним” использовался всего несколько лет, а с 1948 года грузовики получили знакомое название “Magirus-Deutz”. |
Жаль, что эту часть экспозиции организаторы все-таки несколько “не докрутили”: оценить многие экспонаты не специалистам было практически невозможно. Например, рядом с “Уралом-375” звучали реплики типа “да у нас в городе таких еще полно” – откуда посетителям знать, что это единственный сохранившийся экземпляр автомобиля воздушно-пенного тушения “АВ-40” конца шестидесятых, одного из первых в Советском Союзе?
Пожарный автомобиль на базе первого советского грузовика “АМО Ф-15” предоставлен Государственным Политехническим музеем. |
И все же нарядные алые “пожарки” стали настоящим украшением галереи! Без них на выставке было бы откровенно грустно: большинство экспонатов или давно знакомы посетителям подобных выставок, или относятся к приевшемуся “набору любителя ретро”, как многочисленные “Победы”, “Волги”, “Чайки” да военные внедорожники-“газики”. Добавьте сюда несколько весьма посредственно отреставрированных “Жигулей” и “Москвичей” семидесятых годов... А часть площади вообще занимали “Волга-31029” и “Daewoo Espero” из девяностых годов, которые прямо здесь пытались продать за невменяемую сумму в 400 тысяч рублей!
“Москвич-415С” – развитие опытной модели “415” с более мощным двигателем “412” и удлиненным кузовом. Единственную сохранившуюся машину ждет реставрация в мастерской “Симонов Моторс”. |
Но несколько машин нельзя оставить без внимания. Прежде всего это пара советских трехосных грузовиков, восстановленных в мастерской Вячеслава Лена – “ГАЗ-ААА” и “ЗиС-6”. Сразу три старинных “американца” привезла на выставку фирма “Старые моторы” – почтенный “Studebaker President 8”, “Packard Eight 1100 Sedan” и “Buick Model 57” (1928, 1934 и 1933 годов выпуска соответственно). Мастерская “Симонов Моторс” выставляла полуторку “ГАЗ-АА” еще довоенного выпуска (1936 года) и немецкий штабной “Mercedes -Benz 170 VK” времен войны (1942-го). На том же стенде стоял нетронутый реставрацией, прогнивший насквозь внедорожничек комично цыплячьего цвета.
Зиловский микроавтобус “Юность” знаком многим по поздней модификации “118К” с угловатым кузовом. А в мастерской “МСЦ №6” восстановили элегантный ранний вариант “ЗиЛ-118” образца 1963 года – таких сохранились считанные единицы. На заднем плане – амфибия “ПЭУ-1”, предназначенная для эвакуации космического корабля с места посадки. |
Выглядит несолидно? Между тем это оказался едва ли не самый редкий экспонат на выставке: опытный “Москвич-415С” построили в 1973 году в единственном экземпляре. После испытаний он служил внутризаводским тягачом, а потом был выкуплен работником завода и провел более тридцати лет на участке в Калужской области, откуда его и извлекли в печальном состоянии сотрудники мастерской. Чтобы уговорить владельца расстаться с автомобилем, пришлось потратить около десяти лет!
А вы когда-нибудь слышали о пожарном мотоцикле “Днепр”? В коляске – брандспойт, насос и отдельный двигатель. |
А главным украшением “Олдтаймер-Галереи” стал “Зил-118”. Этот элегантный автобус строился в том самом шестом цеху завода, где занимались правительственными “членовозами”. Подвеска и автоматическая коробка передач заимствованы у лимузина “ЗиЛ-111”, а восьмицилиндровый мотор – у грузовика “ЗиЛ-130”.
Восстановленный в мастерской “Камышмаш” “Seagrave Model 6WT Standard” 1929 года хоть сейчас готов приступить к тушению пожара: и 16-литровый двигатель, и центробежный пожарный насос находятся в рабочем состоянии. Кстати, основанная в 1881 году марка “Seagrave” сейчас входит в пятерку крупнейших производителей пожарной техники в США. |
Эффектных автобусов построили всего двадцать штук, а до наших дней дошло всего пять машин, одну из которых и восстановили специалисты мастерской МСЦ №6. Бежево-оранжевая окраска повторяет самый первый автобус, ездивший в 1967 году на выставку в Ниццу.
Американский насос “Columbian” XIX века с ручным приводом: его длинные рычаги качала целая бригада пожарных. На выставке не возбранялось попробовать его в деле, чем пользовалась малышня. |
Как бы то ни было, а двадцать седьмая по счету сорокинская галерея оставила приятные впечатления. А особенно порадовали... дети с родителями, сосредоточенно обходившие выставку. Оказывается, специально для них организаторы придумали целый квест, разгадки к которому находились на разных стендах. Из таких обязательно вырастут настоящие ценители автомобильного ретро!
Ручной пожарный насос, изготовленный московской фирмой “Густавъ Листъ” в 1880-е годы, предоставлен Государственным Политехническим музеем. |
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон