Идеей гонимый
Треск сухих веток где-то очень далеко под днищем – и внедорожный грузовик без малейшего “напряга” взмывает на очередной крутой подъем, с бешеной энергией штурмуя снежные заносы. Одно слово – вездеход.
Повсюду до горизонта непролазные буреломы заснеженного бездорожья, ртуть в градуснике испуганно забилась в самый низ шкалы. Сталактиты сосулек на бороде, миниатюрный Ленин в центре забытого богом поселка – рука каменного вождя по-прежнему крепко сжимает кепку, из-под сугроба на лысине отчетливо проглядывает корка засохшего птичьего помета. Почему-то именно таким мне, городскому аборигену, из родных пенатов виделся антураж, в котором нас с брутальным “Русаком 3993” представят друг другу. И мы тут же рьяно окунемся в пучину совершенно потусторонней для всякого нормального автолюбителя жизни.
Ход подвески у “Русака” невелик, но благодаря четырем осям и массивным покрышкам это не является проблемой. |
Ага, размечтался! Возникшая перед глазами реальность оказывается куда более “причесанной”. Вместо нескольких покосившихся в фантазиях изб – куча “панелек” времен победившего социализма, меж которыми петляют вполне сносные дороги. А найденные поодаль “косогоры” по своим внедорожным свойствам напоминают, скорее, рельефный овраг за моей дачей. Ну, вариантов-то, как я погляжу, все равно нет...
Это как посмотреть...
Смотреть приходится исключительно снизу вверх: “3993” – это трехметровая громадина с гигантскими колесами. И забраться внутрь – то еще упражнение на ловкость. Держась за единственный хлипкий поручень, ты преодолеваешь крутые ступени, встаешь на крыло, а потом рывком закидываешь себя в семиместный салон. После чего наскоро отгоняешь мысли об обратном пути и оказываешься во вполне себе современном интерьере от... “Iveco Daily”. У которого, собственно, и позаимствована кабина со знакомым и понятным оснащением. Откуда, во-первых, открывается отличный обзор, а во-вторых, меняются ощущения: теперь уже я оглядываю всех сверху...
На заднем свесе рамы установлен водомет для передвижения по воде. |
Но потом взгляд застывает на том, чего у “итальянца” просто не может быть. Под правой рукой расположился с виду кустарный блок управления автоматизированной коробкой передач. Сам агрегат “ZF6S400” – серийный шестиступенчатый, но отечественные спецы его роботизировали. И теперь переход с одной ступени на другую происходит как в автоматическом, так и в принудительном режиме. Что ж, пробуем на практике.
Поворот ключа – и под стеклопластиковым капотом начинает негромко бубнить 146-сильный дизель “Iveco F1C”. Включаю командный режим, переводя рычаг управления на вторую передачу, с которой обычно стартует вездеход. На табло загорается цифра “2”. Нажимаю на педаль газа, и машина плавно начинает движение, причем сцеплением полностью управляет хитроумное электропневматическое устройство. По мере ускорения перехожу на более высокие передачи, предварительно передвинув рычаг управления в нужное положение.
Интерьер кабины от обычного “Iveco” отличается дисплеем, отображающим включенную передачу. На месте рычага коробки передач установлен подстаканник. |
А в полностью автоматическом режиме работает только педаль акселератора. Все остальное берет на себя патентованная система, управляемая, как заверяют, искусственным интеллектом. На твердой дороге полноприводный “Русак” вполне уверенно разгоняется до 70 км/ч.
> Специально для “Русака” разработали раздаточную коробку с валом отбора мощности для навесного оборудования.
Независимая рычажно-пружинная подвеска колес вместе с шинами сверхнизкого давления диаметром 125 и шириной 70 сантиметров позволяют даже не замечать мелких препятствий. Да и более крупные внедорожник, плавно покачиваясь, проходит без всякого ощущения дискомфорта.
Герметичные полости в раме и шины сверхнизкого давления наделяют “Русака” плавучестью. |
Единственный момент – даже на низких скоростях за вездеходом нужен глаз да глаз, ведь все колеса здесь управляемые. Причем первая и вторая пары поворачиваются во взаимно противоположных направлениях. С одной стороны, это снижает минимальный радиус разворота почти семиметрового автомобиля до 8,5 м, с другой – увеличивает склонность к заносу, заставляя водителя испытывать постоянное напряжение. При маневрировании задняя часть внедорожника так и норовит соскользнуть с траектории в сторону поворота. Впрочем, через некоторое время мне эта особенность показалась даже забавной. Более того, если на скорости свыше 30 км/ч резко вывернуть руль до упора, автомобиль развернется буквально на месте.
Прочь с дороги!
Впрочем, это лирика, которая никоим образом не отражает главную идею модели. А потому оперативно подыскиваем нечто похожее на бездорожье. Довольно фактурное и больше подходящее, скорее, для подготовленного внедорожника.
Перед снежным подъемом я последовательно врубаю понижающую передачу в “раздатке” и блокировку ее дифференциала, задействую блокировку межосевых “диффов”, а в конце стравливаю давление воздуха в шинах с 0,5 до 0,2 атмосферы. И без малейшей натуги вездеход берет уступ крутизной градусов тридцать.
В ходовой много деталей, заимствованных у других грузовиков, но система поворота колес полностью оригинальная. |
Далее исследуем поперечную устойчивость, для чего вполне подходит 20-градусный косогор. Ехать в скособоченном положении, доложу я вам, не самое приятное занятие – на сиденье меня удерживает не столько ремень безопасности, сколько боковая дверь. А машина знай себе ползет. Шины “когтями” развитого рисунка протектора уверенно цепляются за снежную поверхность, не давая грузовику сползти.
Впрочем, профильные препятствия машина преодолевает с той же легкостью. Кульминационный момент – скоростной штурм снежного холма, покрытого пожухлой травой и кустарником. На скорости около 50 км/ч “Русак” с эффективной длинноходной подвеской несколько раз влет проскакивает этот отрезок, оставляя за собой лишь белый шлейф. Свою лепту вносят 57-сантиметровый дорожный просвет, большие углы въезда и съезда, а также незначительный радиус продольной проходимости.
Ступеньки предусмотрели, но подняться в кабину все равно не просто. |
Что еще сказать? Алюминиевый кузов позволяет перевезти 1,4 тонны груза, а после установки шин с большим числом слоев полезная нагрузка увеличивается до тридцати центнеров. Запас топлива общим объемом 300 литров находится в двух боковых баках, а расход солярки составляет от 22 до 30 литров на “сотню” в зависимости от местности и характера движения грузовика. Кстати, чтобы управлять вездеходом, нужны права машиниста-тракториста, который в теплое время может “переквалифицироваться” в капитана судна – для форсирования водных преград предусмотрен водомет, примостившийся в задней части рамы.
Да, универсальный “Русак 3993” еще только получает путевку в жизнь, и в его конструкции по мелочам можно многое довести до ума. Но уже сейчас совершенно очевидно, что потенциал у этой многоцелевой модели есть. Как рыночный, например, в северных и арктических регионах России, так и внедорожный. Только один вопрос: вы поблизости бездорожье не видали?
Краткая техническая характеристика
РУСАК 3993
Габаритные размеры | 680х253х310 см |
Колесная база | 490 см |
Дорожный просвет | 57 см |
Снаряженная масса | 5.000 кг |
Двигатель | 4-цил., 2.998 куб. см, турбодизель |
Мощность | 146 л.с. при 3.500 об/мин |
Крутящий момент | 350 Нм при 1.400 об/мин |
Коробка передач | 6-ст., робот |
Тип привода | полный |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Скорость по воде | 10 км/ч |
Средний расход топлива | 22-30 л/100 км |
Запас топлива | 300 л |