Рубрики

В ожидании холодов. Перед зимним вождением полезно прислушаться к советам профессионалов

12:46 16-11-2012

В преддверии холодного сезона мы традиционно напоминаем читателям об основных приемах управления легковым автомобилем, которые не требуют долгих тренировок, однако могут существенно помочь на зимней дороге. На сей раз в качестве консультанта мы пригласили профессионального инструктора вождения, управляющего партнера компании “Эксперты приключений” Борислава Казанкина.

В преддверии холодного сезона мы традиционно напоминаем читателям об основных приемах управления легковым автомобилем, которые не требуют долгих тренировок, однако могут существенно помочь на зимней дороге. На сей раз в качестве консультанта мы пригласили профессионального инструктора вождения, управляющего партнера компании “Эксперты приключений” Борислава Казанкина.


Прежде чем переходить к приемам вождения, давайте убедимся, что техническое состояние вашего автомобиля соответствует времени года: залито соответствующее масло, в порядке свечи и тормозные механизмы, колеса обуты в зимнюю резину. Только надо решить для себя вопрос, какие шины выбрать -– шипованные или нешипованные? Это зависит от состояния дорог, по которым вы чаще ездите. В городе, где снег с улиц убирают более-менее тщательно, от шипов толку мало. При экстренном торможении машина на них движется по асфальту как на коньках, тормозной путь увеличивается. В таких условиях лучше себя ведут нешипованные модели. Вот за городом, где лед и снежный накат не редкость на трассах, шипы работают должным образом.

Важный нюанс, на который советую обратить особое внимание, – давление в шинах. Оно, по рекомендации производителя, может быть разным для передней и задней оси (не поленитесь проверить в инструкции к автомобилю), но обязательно – одинаковым для левого и правого колеса каждой оси. Из-за разницы в давлении по сторонам автомобиль хуже держит заданную траекторию. На сухой дороге это не очень актуально, а вот на скользком покрытии неравномерное давление может стать последним из цепочки факторов, способных привести к аварии. Кроме того, имейте в виду, что при сильном похолодании давление в шинах падает, так что его регулярные замеры зимой должны войти в привычку.

Слева: Прохождение поворота на переднеприводном автомобиле при возникновении сноса.
Справа: Прохождение поворота на заднеприводном автомобиле при возникновении заноса.



Учимся предвидеть

Основной проблемой на наших дорогах стало не отсутствие знаний, как, скажем, выйти из заноса или погасить начавшийся снос, а то, что многим водителям, особенно начинающим, даже в голову не приходит, что машину вообще может занести. Поверьте, гораздо проще вообще не попадать в подобные ситуации, чем в критический момент судорожно вспоминать советы “по экстремальному вождению” из журнала. Сейчас повсеместно на курсах по безопасной езде – от Америки до Японии – преобладает новая тенденция: водителей учат не столько выпутываться из опасных ситуаций, сколько прогнозировать и предотвращать их.

Так выполняется объезд препятствий на льду:
войдя в поворот, необходимо выровнять колеса,
стабилизировать автомобиль и только после
этого заходить в следующий поворот.

Первым практическим шагом здесь может стать так называемая отработка “измененной реальности”. Переобутый в зимние шины автомобиль на скользком покрытии движется совсем не так, как летом. Поэтому найдите пустую ровную площадку и для начала просто попытайтесь выполнить все обыденные маневры: разгон, торможение, повороты. Сначала на совсем небольшой скорости, затем постепенно прибавляя ее. Старайтесь запоминать все изменения в поведении автомобиля: вот здесь увеличился тормозной путь, при такой манере старта возникает пробуксовка, на данной скорости автомобиль стремится выскочить из поворота...

И еще один простой совет – чаще крутите головой, постоянно смотрите по сторонам и в зеркала. К сожалению, на наших дорогах все еще приходится думать “за себя и за того парня”. Старайтесь держать в поле зрения всех участников движения поблизости, контролируйте потенциально опасные выезды и пересечения дорог. Это даст вам лишний шанс избежать возможного ДТП.


Типичные неприятности

Прежде всего, в холодную погоду заметно увеличивается тормозной путь – сказывается скользкое покрытие. Есть простой способ избежать потенциальных неприятностей – надо, как ни банально это звучит, соблюдать скоростной режим. Проще лишний раз не разгоняться, чем судорожно пытаться затормозить. Гасить скорость на мокрой или заснеженной дороге следует плавно и, что важно, заблаговременно. Схожим образом рекомендую и трогаться с места: забудьте манеру резко бросать сцепление и “газ в пол”.

Управляемость также существенно снижается. Мало того что машина цепляется за дорогу хуже, так еще и крупные отдельные блоки протектора, нашинкованные ламелями, способствуют тому, что на твердом покрытии протектор “гуляет” сильнее, чем у летних моделей. В результате реакции автомобиля на движения рулем становятся несколько “задемпфированными”. Так что перед каждым маневром вносите временную поправку на то, что машина будет реагировать чуть позднее, чем вы привыкли.

Осенняя листва может быть очень коварной. С виду она может казаться сухой, а на самом деле подгнивший и склизкий нижний слой способен смазать дорогу не хуже солидола. Но особую опасность представляет собой так называемый “черный лед”, который образуется на мостах, эстакадах, а также в низинах. На приличной скорости, да еще в пасмурный день, его трудно отличить от чистого асфальта, а скользить по нему получается не хуже, чем на катке. Здесь рекомендация одна – на подозрительных участках не злоупотребляйте скоростью, держите ровный газ и избегайте не только резких маневров, но и по возможности воздержитесь от обычных перестроений.


Что, если?..

Застряли на парковке...

Одна из типичных проблем для владельца городской легковушки – невозможность утром выехать с заснеженной обочины, стоянки или снежного намета, где вы без труда припарковались накануне. Практически всегда ситуация усугубляется тем, что под теплой машиной снег подтаивает, а потом за время стоянки замерзает, образовав ледяную корку вокруг колес, а порой и “прихватив” машину за выступающие части под днищем. Это порождает еще одну неприятность: нередки случаи, когда неопытные водители, пытаясь вырваться из ловушки, отрывают бамперы, брызговики, а порой даже защиту двигателя.

Штурмовать глубокий снежный участок без страхующего внедорожника с тросом
в багажнике мы не рекомендуем.

Первый совет при парковке в таком, не очень глубоком снегу – ведущие колеса должны быть ближе к твердому покрытию. То есть на переднеприводной машине следует заезжать в снег кормой, а на заднем приводе – “носом”. Заехали – не торопитесь глушить мотор. Перед этим имеет смысл “поелозить” взад-вперед, накатав колею, уплотнив дорожку под колесами и сбив снег под днищем.

Категорически нельзя заезжать в достаточно глубокий сугроб, где машина за несколько часов успеет продавить снег и плотно лечь на “брюхо”. В этом случае придется потерять немало времени и нервов, чтобы выбраться на волю.


Впереди заснеженный участок...

Здесь я советую в обязательном порядке провести пешую разведку, особенно если дорога вам не очень хорошо знакома. Ехать наобум – дело опасное. Так можно не только завязнуть, но и повредить машину засыпанным снегом камнем, пнем и т.п.

Занос на переднем приводе часто возникает при резком сбросе газа в повороте...

Сначала оцените тип и глубину снега. Если он сыпучий и сухой, а глубина в среднем не превышает половину колеса – у вас есть все шансы проехать спокойно. Только пройдите весь маршрут и убедитесь в отсутствии скрытых препятствий. Теперь можно сесть за руль. Преодолеваем участок ходом – разгоняемся примерно до 30 км/ч, дер-

жим вторую передачу (если автомобиль с “механикой”) и двигаемся внатяг.

Если же снег мокрый и тяжелый, то ваши шансы минимальны. Снежная масса сильно тормозит продвижение, а при маневрировании вперед-назад легко оторвать бампер. Так что если поблизости нет знакомых на серьезном внедорожнике и с тросом в багажнике, рисковать в мокром снегу не рекомендую.


Показалась водная преграда...

Еще одна распространенная проблема – глубокие лужи, возникающие как осенью после ливня, так и зимой от подтаявшей слякоти. Первая заповедь здесь сродни предыдущей – не пытаться штурмовать незнакомый участок, ведь не исключено, что вода скрывает глубокие ямы и рытвины. Если нет возможности исследовать лужу, скажем, с помощью длинной палки, то всегда можно подождать и понаблюдать, как ее проезжают другие машины. Если говорить в общем и целом, то легковая машина без особых проблем, скорее всего, преодолеет лужу глубиной примерно до середины колеса. На скорости 10 км/ч въезжаем в воду и сохраняем равномерное движение, отгоняя небольшую волну. Тут главное – не тормозить и не сбавлять ход, иначе можно создать обратную волну, которая может захлестнуть важные узлы. После выезда из лужи надо несколько раз в движении нажать на тормоз, чтобы подсушить тормозные диски.

При форсировании глубокой лужи сохраняем равномерное движение,
гоня перед собой небольшую волну.

Автомобиль уходит наружу поворота...

Это явление называется сносом передней оси. Сначала на любом приводе, будь то передний, задний или полный, надо плавно сбавить газ, но ни в коем случае не сбрасывать его резко. Если этого недостаточно, возможно, руль у вас повернут на слишком большой угол – если он стоит “плугом”, управляемость резко теряется. Здесь поступаем парадоксально – “распускаем” его, возвращая к прямолинейному положению. Вы сразу почувствуете, как колеса уцепились за дорогу, восстанавливая утраченную управляемость. А теперь снова плавно поворачиваем руль в требуемую сторону.


Забрасывает корму...

Это занос. Скажу главное – не давите на тормоз, будет еще хуже. Здесь все учебники и инструкторы в один голос советуют поворачивать колеса в сторону заноса. А как в горячке понять – куда именно? Поступайте проще – вращайте руль в сторону, куда вам надо ехать. И окажется, что мы рулим навстречу вращающейся корме, то есть как раз в требуемую сторону заноса.

А вот работа газом напрямую зависит от типа привода. На переднеприводной машине следует одновременно с вращением руля добавить газа, и тогда ведущие колеса буквально вытянут автомобиль в требуемое направление. Как только машина стабилизировалась, ставим колеса прямо и чуть отпускаем газ для лучшего сцепления. На заднем приводе поступаем наоборот – немного сбрасываем газ, и корма как будто одергивается, позволяя носу выпрямиться. Сложнее всего с полным приводом, ведь здесь все зависит от конкретного автомобиля – типа муфты, распределения тяги по осям. Здесь важно выкручивать руль в сторону заноса и “играть” педалью газа, стараясь поймать момент стабилизации.

Поделиться: