Кинорежиссер Алексей Герман-младший, которому с первых шагов сопутствует фестивальный успех, в интервью “Клаксону” рассказал любопытные автомобильные истории и, конечно, много интересного о современном кино. Приводим отрывки беседы...
– Свою первую машину – «Субару» – купил лет восемь назад на гонорар от продажи сценария про то, как после закрытия советской лунной программы ее участников разбросало по разным концам страны, а потом в 1980 году СССР решил тайно послать мессию на Луну.
– Много замечаете неадекватных владельцев?
– Хватает. Особенно во время кризиса. Поднимаешь руку – останавливаются навороченные тачки. Однажды тормозит “Мерседес»”, за рулем молодая девушка. “Неужели я такой красивый?” – спрашиваю. Молчит. Едем, обоим неловко. “Кредит оплачиваете?” Кивает. Отрабатывать кредит на “Мерседесе” таксовкой – это что? Какое-то безумие. Могла бы взять что-нибудь подешевле и не мучиться. Вообще, для многих, кто живет в Москве, машина не является необходимостью. Неудобств от нее больше, чем пользы – пробки, мучение с парковкой, уход.
– Польза бывает и нематериальная.
– Ну да, как от дорогих часов. Это же показатель статуса. И даже половой признак. Один мой знакомый купил невероятного размера джип, который среди прочих джипов был как «Белаз» среди грузовиков. Таких в России всего три тогда было. Как-то он припарковался и отошел по делу, а его друг, известный, кстати, режиссер, остался курить возле машины. Подходят две девицы, одна спрашивает: “Твоя тачка?”. “Нет”. “Жаль, а то я б тебе дала”. А вот обратный случай. У моего продюсера Артема Васильева сломалась машина, он посадил меня в “MINI” своей жены, и мы поехали – я лысый, он в очочках, типичный такой интеллигент. Тормознули на светофоре, ждем правой стрелки. На тротуаре бухая компания. Покосились на нас и смеются: “Дольче габбана!”.
– У вас наверняка масса нереализованных сюжетов, причем где-то Вы обмолвились, что особенно часто они рождаются в общеизвестном уединенном месте. Есть у меня гипотеза, что их притягивает очистившийся организм.
– Я сейчас больше сосредоточен на кино, которое проговаривает какие-то важные вещи, но получаю удовольствие, когда придумываю простое истории, мне это интересно, я на них отдыхаю. История – про русского киллера, которому надоело мочить людей, и он уехал в Италию, стал художником, но бездарным, и не преуспел. Встретил итальянку, чьих родителей убила мафия, женился на ней, скрыв свою прежнюю профессию, и они едут в свадебное путешествие в ее родные места. Где, естественно, правит мафиозный клан… Еще была история, основанная на действительности, когда белые офицеры, после поражения в гражданской войне оказавшиеся в Гонконге…
– Но в итоге вы взялись за экранизацию Довлатова, причем для убедительности запаслись социологическими аргументами?
– Пришлось запастись, потому что множество людей, с которыми я делился замыслом, говорили, что Довлатов никому не интересен. Тогда мы заказали Левада-центру опрос: «Хотели бы вы увидеть фильм про Довлатова?»
– «Про Довлатова» или «по Довлатову»?
– Про. Четыре дня из его жизни в Ленинграде в 1971 году. Так вот, 28% опрошенных ответили «да». В городах – больше, в деревнях и поселках меньше, но даже там – 20%.
– До чего же образованный у нас народ. Я думал, что саму фамилию «Довлатов» знает далеко не каждый десятый, а тут больше сорока миллионов набежало!
– Ну, может, кто-то слукавил, что знает, кто-то только слышал, но не читал, кто-то в кино не пойдет, а будет ловить в Интернете, но все равно число огромное! Даже если в кинотеатры придет в десять раз меньше, при небольшом бюджете будет очень круто.
– Как считаете, художник сейчас больше зависит от власти, чем в 90-е годы?
– Безусловно. Мы вернулись в советские времена, только хуже исполненные. Опять есть темы желательные и темы нежелательные, опять есть проекты, которые пытаются закрыть, проекты, которые закрывают, и проекты, которые поднимают на щит, хотя у них нет ни коммерческих, ни фестивальных перспектив, а только соответствие конъюнктуре. Кинобизнес не развивается, частные деньги находятся почти исключительно на комедии, да еще кто-то пытается снимать за копейки, которые можно насобирать по миру с шапкой. Все остальное зависит от государства, которое платит и хочет заказывать музыку. Я не против госзаказа, если он основан на национальной идее. Но это не должна быть идея запертых границ, осажденной крепости и ксенофобии. И мне не нравится, когда пытаются регулировать то, что прямому регулированию не поддается. Не дают дорогу идущим поперек привычного, а опираются на послушных и при этом рассчитывают на какой-то рывок или прорыв. Но «комсомольцы» прорыва не сделают. Индустриальный и художественный прорыв могут сделать только неформатные люди вроде Копполы и Спиллберга, которые когда-то создали новое американское кино. Молодые, дерзкие, амбициозные, талантливые творцы и безумцы. Госконтролю они неудобны, ему удобны исполнители.
Беседу вел Виктор Матизен
Полную версию интервью читайте в одном из ближайших номеров “Клаксона”!
Последние авто новости и результаты тест-драйвов MINI читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон