Рубрики

В тигровой шкуре. “ГАЗ-233014” примеряет военную форму

15:14 02-07-2014

Этот бронированный автомобиль для бригад специального назначения, более известный как “Тигр”, создавался в России для сопровождения армейских подразделений в зоне военных действий. Мы испытали его в самых суровых условиях, приближенных к боевым… Мощная тяжелая броня в сочетании с не очень тяговитым мотором вносит немало специфики в его способности.

Этот бронированный автомобиль для бригад специального назначения, более известный как “Тигр”, создавался в России для сопровождения армейских подразделений в зоне военных действий. Мы испытали его в самых суровых условиях, приближенных к боевым... Мощная тяжелая броня в сочетании с не очень тяговитым мотором вносит немало специфики в его способности.

Глаза нам завязывать не стали, но сопровождавший сотрудник Министерства обороны настоятельно потребовал не раскрывать местонахождение военного полигона, на котором нас ждал “Тигр”. Преодолев несколько блокпостов, мы выезжаем на плац. Под ярким солнцем стоит “боевая единица техники”. Несколько военнослужащих наводят финальный марафет, прежде чем передать нам машину. Однако она не блестит начищенными боками, так как покрыта специальной матовой болотно-зеленой краской, которая даже не отражает свет.

Спустя пять минут, когда все подготовительные работы завершены, наш смешанный экипаж в полной боевой раскладке готов занять место в салоне. Через задние распашные двери трое стрелков рассаживаются на раскладные кресла, место переднего пассажира занимает водитель-механик. Я устраиваюсь за рулем. Толстая тяжелая дверь захлопывается с громким металлическим лязгом. Прежде чем завести двигатель, открываю маленькую форточку-бойницу – жара в салоне стоит невыносимая, а климат-контроля или кондиционера здесь нет.

Тем, кто знаком с интерьером КамАЗа, тут многое покажется знакомым. Приборная панель, руль, датчики и переключатели позаимствованы от него. Кресло водителя больше напоминает металлическую табуретку с натянутым на нее тонким слоем поролона и покрытой сверху грубой износостойкой тканью. Утилитарность тут на первом месте, а все остальное, включая комфорт, следом.


Пролезем – только жми на газ!

После короткого поворота на себя ключа зажигания, расположившегося на рулевой колонке, под капотом просыпается 205-сильный шестилитровый дизель “Cummins B205”. Ими оснащались “Тигры” первого поколения. На машинах, которые только сейчас стали поступать в воинские части, его заменил отечественный четырехцилиндровый “ЯМЗ-534”, который чуть мощнее, но немного уступает в крутящем моменте американскому мотору. А момент здесь очень нужен, чтобы стронуть с места броневик массой за семь тонн. И сноровка пригодится. Сцепление схватывает лишь в самом конце хода педали. Нужно активно поддавать газу, чтобы двигатель не заглох.

Но как только “Тигр” набирает ход, все становится проще. Короткий разгон, затем переключение на следующую передачу (их всего пять). Расположены они, кстати, в обратной последовательности. Четные передачи занимают место в верхних пазах, нечетные – в нижних, о чем предупреждает схема работы трансмиссии на специальной табличке-памятке. Но иной порядок нумерации передач, как выяснилось, большой проблемы не создает. В коробке также предусмотрен понижающий ряд для труднопроходимых участков и повышающий для движения с большой скоростью по асфальтированным дорогам.

– А максималка у “Тигра” какая? – перекрикивая гул двигателя и металлический лязг в салоне, спрашиваю механика.

– От ребят слышал, что он может и 120. Но я сам больше 80 на нем не ездил, – отвечает он мне и, подумав, добавляет: – Даже это было очень страшно. Рулевое управление такое легкое, что броневик нужно вести буквально на нервах. Чуть дернешь руль на скорости – и вылет с дороги гарантирован...

Оформлен салон аскетично. От пуль шофера защищает толстый металл и бронестекло.

Хорошо, что на мягком песчаном грунте, из которого в основном состоят дороги на полигоне, разогнаться до таких скоростей просто негде. Зато здесь в полной мере можно “насладиться” работой подвески. Ее конструкция позаимствована у проверенного временем “БТР-80”. В основе – поперечные рычаги с торсионами и двойными гидравлическими амортизаторами. На передней оси подвеска дополнена мощным стабилизатором поперечной устойчивости. Дополнительный амортизационный эффект создают и шины внушительной размерности – 335/80. Конечно, плавность хода у “Тигра” не может сравниться с легковыми автомобилями, но я не могу назвать ее жесткой, а тем более – невыносимой. Хотя, думаю, бойцы в задней части салона мое мнение вряд ли разделят – их там на кочках мотало куда сильнее.

Межколесные дифференциалы позаимствованы у БТР – как и подвеска колес
на сдвоенных поперечных рычагах.

В лесной части полигона дороги узкие, немногим больше ширины машины. Нужно быть очень внимательным, чтобы на броневике шириной под 2,5 метра, в котором еще и обзорность, мягко говоря, никакая, ехать, не цепляя деревья и муляжи построек. Но сидящий рядом механик, заметив мое напряжение, подбадривает:

– В любой непонятной ситуации жми на газ – пролезем!


Полоса препятствий

Поначалу спецмашина производит устрашающее впечатление. Но проходит какое-то время, и ты понимаешь, что уже почти сдружился с ней. Привыкаешь к забытой схеме с двойным выжимом сцепления при переключениях передач. Привыкаешь к тому, что обороты мотора при переключениях нужно точно подгонять, иначе из-под пола раздастся жуткое скрежетание шестеренок, а рычаг коробки будет биться в конвульсиях. Также и с тормозами – они очень чуткие и готовы осадить эту махину буквально мертвым хватом. Правда, для этого среднюю педаль надо иногда “подкачивать”, чтобы в пневмогидравлическом приводе герметичных барабанных механизмов сохранялось высокое давление. И делать это осторожно. Неудачно коснувшись педали тормоза, я чуть было не нанес травму офицеру, который стоял в открытой турели – он едва не расшиб голову о “Печенега”...

Вдоль бортов – боекомплекты для орудий, установленных на турели. Серая платформа
в центре поднимается над полом, чтобы стрелок занял боевую позицию.

Наш “Тигр” полностью вооружен. На вращающейся во все стороны платформе закреплены два основных орудия – 30-миллиметровый автоматический станковый гранатомет “АГС-30” и пулемет калибра 7,62 скорострельностью 650 выстрелов в минуту. В заднем отсеке броневика расположены укладки под восемь патронных коробок для ПКП и десять коробок под гранатомет. А еще под крышей установлены крепления для перевозки нескольких “РПГ-26”. Пострелять из них нам не удалось – орудия законсервировали. Зато мы вдоволь исколесили полосу препятствий.

Особых навыков для управления броневиком не требуется. И руль, и педали оснащены
усилителями, рычаг коробки передач удобно расположен и обладает короткими ходами.

“Тигр” оснащен системой автоматического регулирования давления в шинах,
которое можно менять в зависимости от типа дорожного покрытия.

У “Тигра” очень короткие свесы кузова, угол въезда/съезда составляет 52 градуса, так что он без труда “падает” почти с отвесного косогора, после чего разворачивается и штурмует его в обратном направлении. Колесные редукторы с автоматической подкачкой шин, самоблокирующиеся межколесные дифференциалы и отдельная межосевая блокировка значительно повышают внедорожные возможности. Механиков огорчает только недостаточная выносливость раздаточной коробки, которая не рассчитана на такую массу. В новой модификации “Тигр-М” эта проблема частично решена за счет изменения методов бронирования, благодаря которым “Тигр” значительно “похудел”. Еще одним конструктивным недостатком является необходимость просушки стартера после преодоления брода, если его глубина превышала один метр.

Мощности лебедки и прочности троса хватит, чтобы “Тигр” вытащил сам себя из западни.

...А еще “Тигр” особенно впечатляет, когда смотришь на него со стороны. Выглядит автомобиль особенно эффектно и устрашающе, когда из поднятой пыли сперва прорезается свет фар, а затем показывается его уверенная “морда”. Но теперь я знаю, что испытывает человек и внутри “Тигра”.


Краткая техническая характеристика “ГАЗ-233014 ТИГР” 

Габаритные размеры570x240x240 см
Колесная база330 см
Снаряженная масса7.300 кг
Дорожный просвет
40 см
Двигатель6-цил., 5.883 куб. см, турбодизель
Мощность205 л.с. при 2.500 об/мин
Крутящий момент687 Нм при 1.500 об/мин
Коробка передач5-ст., механич.
Тип приводаполный
Максимальная скорость140 км/ч
Разгон 0-100 км/ч35 с
Средний расход топлива40 л/100 км
Запас топлива140 л

Поделиться: