В Лондоне вы не найдете таких широких улиц и проспектов, как в Москве. Но вы и не увидите здесь автомобильных пробок среди белого дня (если, конечно, не случится какой аварии или ремонта дорог). Пробки в Лондоне бывают только утром и вечером – в часы пик.
А ведь еще совсем недавно, в самом конце девяностых годов, ситуация здесь была почти катастрофической и полностью напоминала сегодняшнюю Москву – улицы британской столицы были забиты машинами весь день. Положение еще усложнялось тем, что Лондон, в отличие от многих других европейских мегаполисов, за последние сто лет практически не перестраивали под возрастающие транспортные потребности. Здесь нет многополосных магистралей и больших кольцевых артерий. А расчистить для них место и проложить широкие проспекты или бульвары, как, например, сделал 150 лет назад барон Осман в Париже, здесь оказалось невозможно. Узкие, замысловатые улочки старого Лондона, рассчитанные на проезд неширокого экипажа, запряженного одной лошадью, застроены не лачугами, а капитальными зданиями, и чуть ли не каждое из них представляет собой историческую ценность...
По всему городу размещены сотни терминалов, где предварительно зарегистрированный
в системе человек может взять велосипед бесплатно на полчаса. |
Мысль о том, чтобы сделать въезд в центр платным, приходила во многие светлые головы. Но в правительстве их доводы разбивались о холодную логику чиновников. Во-первых, говорили они, это дело крайне дорогое. Во-вторых, оно вызовет среди лондонцев сильное недовольство. Да и кто даст гарантию, что такая мера реально поможет?
И все-таки идея платной зоны дождалась своего воплотителя. Им стал первый мэр города Кен Ливингстон, избранный на этот пост в 2000 году (раньше должности мэра в Лондоне не было).
Первоначально в платную зону вошли самые загруженные районы столицы: Вестминстер, Вест-Энд, Сити... За машину, которая в будние дни пересекала границу этой зоны с 7 утра до 18.30, надлежало заплатить пять фунтов (в субботу, воскресенье и праздничные дни въезд в зону бесплатный). Сейчас, спустя десять лет, время платного проезда сократилось до 18.00, а стоимость выросла до десяти фунтов.
Мэр Лондона Борис Джонсон личным примером призывает горожан использовать
велосипеды для повседневных поездок. |
От сбора освобождены городские автобусы, мотоциклы, скутеры, такси, велосипеды, машины аварийных служб, электромобили, автомобили, работающие на газу... Горожане, проживающие на территории зоны, получают 90-процентную скидку. Значительная скидка предусмотрена и для автомобилей госучреждений, расположенных в центре города. Но за год им все равно приходится отчислять мэрии кругленькие суммы.
Любая попытка “незаметно” проскочить в платную
зону практически безнадежна. На границах центра города установлены 180 видеокамер, фиксирующих регистрационные номера автомобилей. |
Что касается технического обеспечения проекта, то тут все оказалось не так уж и сложно. На улицах, через которые проходит граница платной зоны, установили 180 стационарных видеокамер, которые с большой точностью фиксируют регистрационные номера автомобилей. Любая попытка “незаметно” проскочить в платную зону практически безнадежна. На адрес регистрации автомобиля (то есть к вам домой) придет штрафная квитанция на 120 фунтов. Правда, если вы готовы внести штраф в течение двух недель, его сумма снижается в два раза.
Оплатить въезд в центр города проще простого. Это можно сделать через Интернет, по мобильному телефону, на бензозаправке, в почтовом отделении, в маленьких магазинчиках и киосках. Можно внести плату до поездки. Можно – после нее. Можно даже на следующий день, но тогда стоимость проезда увеличится до 12 фунтов. А тем, кто готов оплатить посещение центра на неделю, месяц или год вперед, предусмотрена очень приличная скидка.
Не зря старались
Как это ни странно, результатами введения платного въезда в центр остались довольны не только городские власти, но и сами водители. Мэрия, потратившая на этот проект 250 миллионов фунтов, рапортовала, что центр снова стал “проезжей частью”: число машин здесь сократилось на 15-18 процентов, почти на десять километров в час выросла средняя скорость движения, на треть сократилось время простаивания в пробках, число ДТП с пострадавшими упало в центре почти на 40 процентов... Еще один немаловажный результат – экология в Лондоне улучшилась на 20 процентов.
В крайних случаях контролеры могут заблокировать автомобиль злостного нарушителя
правил парковки. |
По данным статистики, от поездок в центр города во время действия платного режима отказались в основном частники. Для многих из них такие поездки (на работу, на шопинг) в рабочие дни стали просто невыгодными. Ведь кроме платы за въезд в центр надо еще оплачивать и весьма дорогую парковку в этой зоне. Для таких автовладельцев стало выгоднее оставлять свои машины у станции электрички или метро, а дальше добираться общественным транспортом, который, кстати, в Лондоне вполне комфортный. К тому же одновременно с введением платной зоны мэрия выделила на всех основных улицах линии для автобусов и такси и почти на 30 процентов увеличила автобусный парк. Вот такая цифра: с момента создания платной зоны количество пассажиров автобусов в ней выросло на 400 тысяч.
А что еще?
Плата за въезд в центр города – не единственная мера по борьбе с пробками в британской столице. За последние годы мэрия разработала и внедрила другие эффективные программы. Одна из них – велосипедизация центра, которую местные жители прозвали “Boris Bikes” (велики Бориса) по имени нынешнего мэра Бориса Джонсона, инициатора этого проекта.
О въезде в платную зону города предупреждают яркие информационные стенды. |
По всему центру разместили сотни терминалов, где припаркованы простые в употреблении, но надежные и крепкие голубые велосипеды, специально разработанные для этой программы. Прежде чем сесть на такой велосипед, надо заранее зарегистрироваться в качестве пользователя. Стоит это недорого: на сутки – два фунта, на неделю – десять, на год – 90. После этого можно брать велосипед с любого терминала когда угодно и на сколько угодно. За первые полчаса плата не взимается. За час надо заплатить один фунт. За полтора часа – четыре фунта...
Впрочем, практичные лондонцы надолго эти велики обычно не берут. Чаще всего ими пользуются для того, чтобы доехать от метро или вокзала до места работы, учебы, театра и т.д. И стараются уложиться в бесплатные полчаса.
Такие знаки обозначают специальные парковочные места для резидентов
(местных жителей) данного района города. |
Другое новшество от мэра Джонсона – введение арендной платы для компаний, которые намереваются раскапывать улицы для ремонта, прокладки различных коммуникаций и т.д. Эта схема называется “Lane Rental” (полоса внаем), и суть ее в том, что организация, проводящая какие-либо работы на городской улице, платит за “аренду” одной полосы примерно три тысячи фунтов в день. А поскольку это дополнительные расходы, то их стараются минимизировать и проводить ремонт как можно быстрее.
Остается сказать пару слов о городских парковках. Они здесь платные практически везде, а не только в центре. Разница лишь в том, что в центральных районах стоимость парковки значительно выше, чем на окраинах, а сама парковка в большинстве случаев ограничена по времени – как правило, не свыше двух часов. При этом каждый час может обойтись в четыре, шесть, а то и более фунтов. Форма платежа может быть любая: наличными, кредитной картой, по мобильному телефону (преимущественно в центре города).
Парковки в Лондоне платные практически везде, а не только в центре. Рассчитаться можно любым
удобным для вас способом: наличными, кредитной картой или при помощи мобильного телефона. |
Интересная деталь. Для владельцев автомобилей в каждом районе Лондона (в том числе и в центре) выделены так называемые парковки для резидентов (местных жителей), помеченные специальной табличкой, на которой указано время, когда парковка разрешена только для местных жителей. Соответствующие годовые талоны выдают в муниципалитете – надо только представить регистрационный документ вашего автомобиля и квитанцию об уплате местных налогов, которая служит подтверждением вашего резидентства (в Британии не существует прописки). Стоимость талона колеблется в зависимости от района города. В центральном Вестминстере он стоит 141 фунт для машин с объемом двигателя больше 1,2 л и 100 фунтов для тех, чей двигатель не такой мощный. В окраинных районах числа скромнее. В Гринвиче, например, объем двигателя не имеет значения. Годовая парковка на важной улице здесь обойдется в 92 фунта, а в тихом переулке – только 57. Получив такой талон, можно без всякой дополнительной платы оставлять свою машину на любой парковке для резидентов данного района. Но права на такую парковку в другом районе у владельца талона нет.
Важно отметить, что плата за парковку взимается, как правило, только в дневное время – обычно с 8.00 до 18.30. Вечером за стоянку платить не надо. Причем автомобиль можно оставлять не только в парковочной зоне, но и просто у тротуара вдоль зеленой или желтой разметочной линии, где днем можно делать лишь короткую остановку для высадки пассажира. Также не надо платить за парковку в воскресенье и праздничные дни. Очень удобно для жителей других районов Лондона и иногородних, стремящихся в центр столицы на шопинг...
Вот так, если коротко, решили проблему пробок в столице Великобритании.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Citroen читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон