Рубрики

В центр за деньги. Десять лет назад власти Лондона ввели правило платного въезда в центр города

11:22 23-09-2013

В Лондоне вы не найдете таких широких улиц и проспектов, как в Москве. Но вы и не увидите здесь автомобильных пробок среди белого дня (если, конечно, не случится какой аварии или ремонта дорог). Пробки в Лондоне бывают только утром и вечером – в часы пик.

В Лондоне вы не найдете таких широких улиц и проспектов, как в Москве. Но вы и не увидите здесь автомобильных пробок среди белого дня (если, конечно, не случится какой аварии или ремонта дорог). Пробки в Лондоне бывают только утром и вечером – в часы пик.

А ведь еще совсем недавно, в самом конце девяностых годов, ситуация здесь была почти катастрофической и полностью напоминала сегодняшнюю Москву – улицы британской столицы были забиты машинами весь день. Положение еще усложнялось тем, что Лондон, в отличие от многих других европейских мегаполисов, за последние сто лет практически не перестраивали под возрастающие транспортные потребности. Здесь нет многополосных магистралей и больших кольцевых артерий. А расчистить для них место и проложить широкие проспекты или бульвары, как, например, сделал 150 лет назад барон Осман в Париже, здесь оказалось невозможно. Узкие, замысловатые улочки старого Лондона, рассчитанные на проезд неширокого экипажа, запряженного одной лошадью, застроены не лачугами, а капитальными зданиями, и чуть ли не каждое из них представляет собой историческую ценность…

По всему городу размещены сотни терминалов, где предварительно зарегистрированный

в системе человек может взять велосипед бесплатно на полчаса.

Мысль о том, чтобы сделать въезд в центр платным, приходила во многие светлые головы. Но в правительстве их доводы разбивались о холодную логику чиновников. Во-первых, говорили они, это дело крайне дорогое. Во-вторых, оно вызовет среди лондонцев сильное недовольство. Да и кто даст гарантию, что такая мера реально поможет?

И все-таки идея платной зоны дождалась своего воплотителя. Им стал первый мэр города Кен Ливингстон, избранный на этот пост в 2000 году (раньше должности мэра в Лондоне не было).

Первоначально в платную зону вошли самые загруженные районы столицы: Вестминстер, Вест-Энд, Сити… За машину, которая в будние дни пересекала границу этой зоны с 7 утра до 18.30, надлежало заплатить пять фунтов (в субботу, воскресенье и праздничные дни въезд в зону бесплатный). Сейчас, спустя десять лет, время платного проезда сократилось до 18.00, а стоимость выросла до десяти фунтов.

Мэр Лондона Борис Джонсон личным примером призывает горожан использовать

велосипеды для повседневных поездок.

От сбора освобождены городские автобусы, мотоциклы, скутеры, такси, велосипеды, машины аварийных служб, электромобили, автомобили, работающие на газу… Горожане, проживающие на территории зоны, получают 90-процентную скидку. Значительная скидка предусмотрена и для автомобилей госучреждений, расположенных в центре города. Но за год им все равно приходится отчислять мэрии кругленькие суммы.

Любая попытка “незаметно” проскочить в платную

зону практически безнадежна. На границах центра

города установлены 180 видеокамер, фиксирующих

регистрационные номера автомобилей.

Что касается технического обеспечения проекта, то тут все оказалось не так уж и сложно. На улицах, через которые проходит граница платной зоны, установили 180 стационарных видеокамер, которые с большой точностью фиксируют регистрационные номера автомобилей. Любая попытка “незаметно” проскочить в платную зону практически безнадежна. На адрес регистрации автомобиля (то есть к вам домой) придет штрафная квитанция на 120 фунтов. Правда, если вы готовы внести штраф в течение двух недель, его сумма снижается в два раза.

Оплатить въезд в центр города проще простого. Это можно сделать через Интернет, по мобильному телефону, на бензозаправке, в почтовом отделении, в маленьких магазинчиках и киосках. Можно внести плату до поездки. Можно – после нее. Можно даже на следующий день, но тогда стоимость проезда увеличится до 12 фунтов. А тем, кто готов оплатить посещение центра на неделю, месяц или год вперед, предусмотрена очень приличная скидка.

Не зря старались

Как это ни странно, результатами введения платного въезда в центр остались довольны не только городские власти, но и сами водители. Мэрия, потратившая на этот проект 250 миллионов фунтов, рапортовала, что центр снова стал “проезжей частью”: число машин здесь сократилось на 15-18 процентов, почти на десять километров в час выросла средняя скорость движения, на треть сократилось время простаивания в пробках, число ДТП с пострадавшими упало в центре почти на 40 процентов… Еще один немаловажный результат – экология в Лондоне улучшилась на 20 процентов.

В крайних случаях контролеры могут заблокировать автомобиль злостного нарушителя

правил парковки.

По данным статистики, от поездок в центр города во время действия платного режима отказались в основном частники. Для многих из них такие поездки (на работу, на шопинг) в рабочие дни стали просто невыгодными. Ведь кроме платы за въезд в центр надо еще оплачивать и весьма дорогую парковку в этой зоне. Для таких автовладельцев стало выгоднее оставлять свои машины у станции электрички или метро, а дальше добираться общественным транспортом, который, кстати, в Лондоне вполне комфортный. К тому же одновременно с введением платной зоны мэрия выделила на всех основных улицах линии для автобусов и такси и почти на 30 процентов увеличила автобусный парк. Вот такая цифра: с момента создания платной зоны количество пассажиров автобусов в ней выросло на 400 тысяч.

А что еще?

Плата за въезд в центр города – не единственная мера по борьбе с пробками в британской столице. За последние годы мэрия разработала и внедрила другие эффективные программы. Одна из них – велосипедизация центра, которую местные жители прозвали “Boris Bikes” (велики Бориса) по имени нынешнего мэра Бориса Джонсона, инициатора этого проекта.

О въезде в платную зону города предупреждают яркие информационные стенды.

По всему центру разместили сотни терминалов, где припаркованы простые в употреблении, но надежные и крепкие голубые велосипеды, специально разработанные для этой программы. Прежде чем сесть на такой велосипед, надо заранее зарегистрироваться в качестве пользователя. Стоит это недорого: на сутки – два фунта, на неделю – десять, на год – 90. После этого можно брать велосипед с любого терминала когда угодно и на сколько угодно. За первые полчаса плата не взимается. За час надо заплатить один фунт. За полтора часа – четыре фунта…

Впрочем, практичные лондонцы надолго эти велики обычно не берут. Чаще всего ими пользуются для того, чтобы доехать от метро или вокзала до места работы, учебы, театра и т.д. И стараются уложиться в бесплатные полчаса.

Такие знаки обозначают специальные парковочные места для резидентов

(местных жителей) данного района города.

Другое новшество от мэра Джонсона – введение арендной платы для компаний, которые намереваются раскапывать улицы для ремонта, прокладки различных коммуникаций и т.д. Эта схема называется “Lane Rental” (полоса внаем), и суть ее в том, что организация, проводящая какие-либо работы на городской улице, платит за “аренду” одной полосы примерно три тысячи фунтов в день. А поскольку это дополнительные расходы, то их стараются минимизировать и проводить ремонт как можно быстрее.

Остается сказать пару слов о городских парковках. Они здесь платные практически везде, а не только в центре. Разница лишь в том, что в центральных районах стоимость парковки значительно выше, чем на окраинах, а сама парковка в большинстве случаев ограничена по времени – как правило, не свыше двух часов. При этом каждый час может обойтись в четыре, шесть, а то и более фунтов. Форма платежа может быть любая: наличными, кредитной картой, по мобильному телефону (преимущественно в центре города).

Парковки в Лондоне платные практически везде, а не только в центре. Рассчитаться можно любым

удобным для вас способом: наличными, кредитной картой или при помощи мобильного телефона.

Интересная деталь. Для владельцев автомобилей в каждом районе Лондона (в том числе и в центре) выделены так называемые парковки для резидентов (местных жителей), помеченные специальной табличкой, на которой указано время, когда парковка разрешена только для местных жителей. Соответствующие годовые талоны выдают в муниципалитете – надо только представить регистрационный документ вашего автомобиля и квитанцию об уплате местных налогов, которая служит подтверждением вашего резидентства (в Британии не существует прописки). Стоимость талона колеблется в зависимости от района города. В центральном Вестминстере он стоит 141 фунт для машин с объемом двигателя больше 1,2 л и 100 фунтов для тех, чей двигатель не такой мощный. В окраинных районах числа скромнее. В Гринвиче, например, объем двигателя не имеет значения. Годовая парковка на важной улице здесь обойдется в 92 фунта, а в тихом переулке – только 57. Получив такой талон, можно без всякой дополнительной платы оставлять свою машину на любой парковке для резидентов данного района. Но права на такую парковку в другом районе у владельца талона нет.

Важно отметить, что плата за парковку взимается, как правило, только в дневное время – обычно с 8.00 до 18.30. Вечером за стоянку платить не надо. Причем автомобиль можно оставлять не только в парковочной зоне, но и просто у тротуара вдоль зеленой или желтой разметочной линии, где днем можно делать лишь короткую остановку для высадки пассажира. Также не надо платить за парковку в воскресенье и праздничные дни. Очень удобно для жителей других районов Лондона и иногородних, стремящихся в центр столицы на шопинг…

Вот так, если коротко, решили проблему пробок в столице Великобритании.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Citroen читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон