Рубрики

Валютный риск

Как и когда будут дорожать автомобили

Падение курса рубля стало неожиданностью для многих автомобильных компаний. Они явно недооценили валютный риск своего бизнеса в России. И пока не готовы однозначно реагировать на возникшую ситуацию.

КАЗАЛОСЬ БЫ, очевидной реакцией на девальвацию российской валюты должно стать повышение цен на большинство иномарок. Особенно в бюджетном и среднем сегментах, где уровень маржи совсем небольшой. Между тем далеко не все игроки рынка готовы сразу переписывать ценники. Во-первых, им еще необходимо избавиться от балласта – складских запасов прошлого года (у некоторых компаний они до сих пор существенные). Во-вторых, все понимают: рост цен неизбежно повлияет на уровень спроса, который и так снижается. Таким образом, представители автобизнеса оказались в ловушке, где каждый необдуманный шаг может привести к негативным последствиям. Поэтому пока они занимают выжидательную позицию, внимательно наблюдая за ситуацией на валютном рынке.

Бюджетная западня

– КОНЕЧНО, долго выжидать не сможем, максимум два месяца, – признается глава марки "Skoda" в России Любомир Найман. – И если курс рубля не вернется к прежним значениям, вынуждены будем поднимать цены. Ведь несмотря на то что мы собираем много автомобилей в России, комплектующие импортируем из Европы, а значит, себестоимость производства неизбежно поднимется.

Похожую точку зрения высказывают и другие топ-менеджеры компаний, работающих в массовом сегменте.

– У нас тоже есть возможность держать цены на текущем уровне в течение месяца-полутора, – соглашается управляющий директор "Kia Motors RUS" Артем Гусаров. – Потом выбора не останется – цены придется корректировать, иначе будем работать себе в убыток.

Между тем найдутся и те производители, которые смогут позволить себе зафиксировать заявленные ранее цены. Например, тот же "Datsun" (бюджетное подразделение компании "Nissan"), начинающий работу в нашей стране. Уровень локализации производства в России у этой марки должен оказаться самым высоким среди иностранных компаний, процент импортируемых комплектующих – символическим.

– Именно поэтому нам абсолютно не страшны колебания курса рубля, – заявляет директор "Datsun" в России Жером Сэго. – Повышать рублевые цены не станем. И даже сможем выиграть в подобной ситуации. Ведь наши автомобили станут привлекательнее на фоне подорожавших конкурентов.

Однако "Datsun" – исключение из правил. В целом розничная цена среднего автомобиля в России будет плавно повышаться уже с апреля. Так считают дилеры.

– Изменение курса рубля по отношению к мировым валютам приведет к подорожанию автомобилей, – не сомневается президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Андрей Петренко. – Повышение коснется как иностранных марок, так и автомобилей российского производства. Во втором случае это связано с ростом цен на ввозимые комплектующие. Некоторые производители анонсировали повышение розничных цен с марта, какие-то с большой долей вероятности сделают это в апреле (для ряда марок этот месяц – начало нового финансового года). Справедливости ради стоит отметить, что автоконцерны пересматривают свои прайс-листы обычно два раза в год, поэтому и нынешнее подорожание можно рассматривать как привычное.

– Мы должны быть реалистами – цены вырастут, – считает старший менеджер управления продаж и маркетинга "Honda Motor RUS" Михаил Плотников. – Но, безусловно, они будут запаздывать за курсами валют. С учетом очень высокого импортного компонента на автомобильном рынке ситуация с курсами валют повлияет практически на каждого производителя, но особенно на продукцию стран, валюты которых укрепились наибольшим образом, а именно европейских, США и Южной Кореи. Но здесь есть важный момент: на реальные цены очень сильно влияет потребительская активность. Если она сохранится на текущем уровне, то это позволит производителям максимально быстро сократить отставание от текущего курса валют и снизить убытки. То есть нас ждет увеличение цен в течение трех месяцев. Но вероятнее всего, что активность будет снижаться, так как аномальный зимний подъем сродни стимулированию отложенного спроса – кто хотел купить автомобиль весной, покупает его сейчас, не дожидаясь повышения. Если так, то для рынка это будет повторение 2009 года – производители постараются максимально снизить производство, а повышение цен растянется до конца года, при этом рынок однозначно упадет.

Между тем японские компании вполне могут позволить себе держать цены на текущем уровне. Предпосылки для этого есть. Ведь национальная валюта Страны восходящего солнца за последнее время также значительно упала по отношению к доллару и евро. Впрочем, японские корпорации все больше становятся глобальными. Много заводов расположено в США и Европе. Поэтому фактор слабой иены актуален лишь для автомобилей, собранных непосредственно в Японии.

Премиальные преимущества

В НЕСКОЛЬКО ином положении оказались производители дорогих и престижных автомобилей. Не секрет: маржа у них значительно выше по сравнению с массовым сегментом, поэтому с ней можно "играть". Например, частью прибыли пожертвовать ради увеличения объемов продаж и общей доли конкретной марки на рынке. Возможно, некоторые представители этого сегмента воспользуются своим премиальным преимуществом.

– Что касается возможного повышения уровня рекомендованных розничных цен в качестве некой ответной реакции, то полагаю, что при сохранении текущей ситуации с валютными курсами на эту меру рано или поздно будут вынуждены пойти большинство производителей, – отмечает финансовый директор "Volvo Cars" Владимир Лагутин. – Кстати, некоторые компании уже повысили цены в рамках традиционного обновления прайс-листа на этот год. Разумеется, повышение вряд ли будет или может быть пропорциональным падению курса, скорее всего, оно лишь частично сможет компенсировать курсовые потери, поскольку не стоит забывать о том, что доходы большинства российских покупателей номинированы в рублях. В отличие от некоторых наших конкурентов, мы сохранили рекомендованные цены на свои автомобили в начале 2014 года на уровне конца прошлого года. Также могу сказать о том, что, несмотря на последние события на валютных рынках, "Volvo" не планирует повышение уровня цен в России в краткосрочной перспективе. Однако мы будем продолжать следить за динамикой валютных курсов и учитывать действия наших конкурентов.

Если позицию "Volvo" поддержат другие представители премиум-сегмента, их совместные действия смогут серьезно изменить структуру рынка. Ведь самые массовые модели престижных марок не подорожают, а значит – станут выглядеть более доступными на фоне растущих в цене моделей из массового сегмента. В итоге продажи премиальных брендов могут продолжить устойчивый рост (который отмечался в прошлом году), а массовый сегмент усилит падение.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: