Рубрики

Вам помощники нужны? Электронные ассистенты иногда могут быть весьма полезными

14:15 21-11-2012

На вашем автомобиле нет парктроника? Вы неуверенно чувствуете себя за рулем на ночной неосвещенной дороге? У вас проблемы при маневрах задним ходом? Тогда есть смысл обратиться к сертифицированным поставщикам и установить на свою машину дополнительное оборудование.

На вашем автомобиле нет парктроника? Вы неуверенно чувствуете себя за рулем на ночной неосвещенной дороге? У вас проблемы при маневрах задним ходом? Тогда есть смысл обратиться к сертифицированным поставщикам и установить на свою машину дополнительное оборудование.

Парковочные радары

ПОДАВЛЯЮЩЕЕ большинство парктроников относится к категории ультразвуковых и работает по принципу эхолота: посылает звуковую волну (как правило, частотой 40 кГц), а затем ловит ее отражение от препятствия – такая схема работы называется последовательной, причем у продвинутых моделей время отклика не превышает 0,08 с.

Однако есть лучший выбор – парктроники с последовательно-параллельным, или “смешанным” алгоритмом работы: пока один из датчиков посылает сигнал, остальные работают на прием. Таким образом повышается быстродействие и чувствительность системы.

Стандартный рабочий диапазон – от 25 см до 1,8 м. Парктроник, встроенный в задний бампер, активируется при включении задней передачи, передний – при нажатии на педаль тормоза. Чтобы избежать нежелательных срабатываний, например в пробках, некоторые модели имеют функцию принудительного выключения.

Четыре ультразвуковых датчика на бампере гарантируют корректную работу
парктроника в сложных ситуациях.

Точность работы парктроника зависит от количества датчиков. Оптимальное число – четыре: два по углам бампера и два посередине. Как правило, датчики делают врезными. Есть варианты на клейкой основе, но они держатся не столь прочно.

При установке парктроника на внедорожник имейте в виду: обычное устройство может ошибочно принимать за препятствие висящую на задней двери запаску, прицепное приспособление или дополнительную защиту на бампере. Кроме того, в этих случаях датчик не учитывает реальные габариты автомобиля. Так что есть резон установить “обучаемый” парктроник. Эта система позволяет вводить поправку рабочего расстояния – например, учесть пару десятков сантиметров на длину выступающего фаркопа.

Датчики и электронный блок управления у всех приборов выглядят практически
одинаково, зато визуальная индикация может быть весьма разнообразной.

Еще не забывайте, что ультразвуковые датчики довольно чувствительны к налипшей грязи, снегу и наледи и нередко реагируют на них ложными срабатываниями либо снижают свою работоспособность. Так что не ленитесь периодически протирать датчики. Более продвинутые модели позволяют вручную изменять чувствительность парктроника в зависимости от погодных условий.




Ультразвуковые датчики

Плюсы:

- хорошее соотношение цена-качество;

- большое разнообразие моделей.

Минусы:

- чувствительны к загрязнению;

- чувствительны к навесному оборудованию;

- ограниченная зона работы.


Электромагнитные датчики

Плюсы:

- отсутствуют мертвые зоны;

- высокая чувствительность.

Минусы:

- некорректная работа во время сильного дождя.



Реже встречаются парктроники электромагнитного типа. Они создают эллиптическое магнитное поле по всей длине бампера, а роль приемопередатчика выполняет металлическая лента, которая наклеивается с внутренней стороны бампера. Когда в электромагнитное поле попадает даже совсем незначительный посторонний предмет, центральный процессор устройства фиксирует увеличившееся напряжение и рассчитывает расстояние до препятствия (минимум 10 см против 30 см в среднем у ультразвуковых моделей). Правда, если на улице ливень, то эффективность электромагнитных парктроников заметно снижается.

Что касается индикации обнаруженной помехи, то практически все модели сообщают о ней звуковым сигналом. Чем ближе препятствие, тем чаще пищит парктроник, а при опасном сближении звук становится непрерывным. Многие приборы совмещают звуковую индикацию с визуальной. Самая простая из них – светодиодная, в виде световой шкалы. Движение в свободной зоне традиционно обозначается зеленым цветом, по мере приближения к препятствию начинают загораться оранжевые индикаторы, а об опасной близости сигнализирует красный цвет. Обычные индикаторы состоят из одной шкалы, более совершенные – из двух, симметрично отображающих левую и правую стороны автомобиля. Есть модели с цифровой индикацией, показывающей, сколько метров осталось до препятствия. Зачастую она комбинируется со светодиодными шкалами. Самый продвинутый вариант – ЖК-дисплей с изображением силуэта машины (сверху) и разноцветной индикацией приближения к помехе.

Кстати, учтите: способ подачи сигнала не имеет прямой зависимости от инженерной сложности системы датчиков. На рынке есть как передовые смешанные ультразвуковые и электромагнитные системы в комплекте с простеньким звуковым бипером, так и обычные датчики в сочетании с цветным ЖК-дисплеем.

В любом случае желательно, чтобы парктроник был оснащен системой самодиагностики, позволяющей обнаружить неисправность отдельного датчика или повреждение провода.

Камеры обзора

ОНИ МОГУТ применяться как дополнение к парктроникам либо самостоятельно. Камера подключается к любому находящемуся в салоне монитору. Чаще всего проекция совмещена с изображением парковочных линий, которые показывают оптимальную траекторию движения. Некоторые модели имеют инфракрасную подсветку, позволяющую на расстоянии примерно до трех метров обнаружить в темноте малозаметные предметы.

Камеры нередко оснащают встроенной инфракраной подсветкой, помогающей
ориентироваться в темное время суток.

Как правило, камеры устанавливаются сзади. Но если у машины крупные габариты и ограничена обзорность через лобовое стекло, то имеет смысл установить и переднюю камеру. В этом случае не помешает блок автоматического переключения. Он активирует ту или иную камеру при включении передачи заднего хода либо при начале движения вперед. Кроме того, передняя камера задействуется при каждом включении зажигания, что позволяет подробнее рассмотреть пространство перед автомобилем.

Более сложной является система кругового обзора, в которой обычно участвуют четыре камеры: к передней и задней добавляется пара боковых, встроенных в наружные зеркала. Электронный блок выдает картинку, имитирующую вид автомобиля сверху, что помогает ориентироваться даже на весьма ограниченном пятачке. Кроме того, на экран можно выводить изображение с каждой камеры отдельно.

Система кругового обзора позволяет выводить на экран виртуальный “вид сверху”,
а также изображение с любой из четырех камер.

По типу установки камеры делятся на специализированные, для конкретной модели автомобиля, и универсальные. Первые, разумеется, предпочтительнее: они учитывают габариты и форму машины, так что установив камеру в указанную точку, можно быть уверенным в ее точной оптической настройке. При этом не надо беспокоиться и о совместимости со штатной электрикой автомобиля.

При выборе камеры заднего вида в первую очередь обращайте внимание на угол обзора. Обычно он равен 170 градусам. Правда, картинку с этой камеры можно уподобить виду из дверного глазка, зато такой объектив захватывает большое пространство как прямо позади машины, так и по сторонам. А вот угла в 120 градусов сзади может оказаться недостаточно. Зато его вполне хватит для вспомогательной передней камеры.

Боковые камеры устанавливают в нижнюю часть наружных зеркал заднего вида.

Разрешение камеры не играет большой роли, ведь ее главная задача – обнаружить посторонний предмет, а не разглядеть его в мелких деталях. Так что значения от 500 точек по длинной стороне картинки можно назвать приемлемыми.

Кстати, камеру можно оснастить стационарным записывающим блоком, и тогда она станет заодно выполнять функцию видеорегистратора.

Контроль слепых зон

ТАКАЯ система, предупреждающая о приближении автомобилей, которые не видны в зеркалах, конструктивно довольно проста. По сути, это близкий родственник парктроника: помеха обнаруживается при помощи звуковой волны.

Система состоит из четырех датчиков, которые попарно устанавливаются в передних и задних крыльях, а также внутрисалонных индикаторов, сочетающих мерцающие светодиоды и звуковой сигнал. Важным элементом является электронный блок, задача которого – различать сигналы от движущегося в опасной близости транспорта и данные от припаркованных автомобилей, дорожных ограждений, стен туннелей и прочих неподвижных предметов. При выборе устройства поинтересуйтесь, можно ли регулировать чувствительность датчиков и громкость предупреждающего сигнала – такая функция будет совсем не лишней.

В системе контроля слепых зон ультразвуковые датчики размещаются попарно
в передних и задних крыльях.

Учтите, что корректная работа системы зависит от правильного расположения датчиков: они должны монтироваться таким образом, чтобы их рабочая сторона располагалась строго под углом 90 градусов к поверхности дороги, а сам элемент был размещен не ниже, чем в 50 см от земли. В противном случае вас ждут постоянные ложные срабатывания.

Как правило, пользователь может выбирать, в каком режиме будет работать система – постоянном или периодическом. В первом случае датчики все время излучают и принимают сигналы, каждый раз оповещая автовладельца, что в слепой зоне появилась помеха. Такой вариант, пожалуй, подойдет начинающему водителю, который только привыкает к нюансам движения. Во втором варианте система задействуется только при включении поворотников, то есть при намерении совершить маневр.

Система ночного видения

СРЕДИ дополнительного нештатного оборудования такие устройства пока редкость. Обычно их заказывают у частных фирм в виде так называемой активной системы ночного видения (это оптимальный вариант по соотношению цена–качество). Она состоит из инфракрасного излучателя большой мощности, видеокамеры, чувствительной в этому излучению, электронного блока, преобразующего сигнал, и монитора.

Более дорогая и менее распространенная разновидность систем ночного видения – тепловизоры, улавливающие тепловое излучение объектов.

Так выглядит встречный автомобиль темной ночью в лобовом стекле (вверху),
и только прибор ночного видения позволяет разглядеть рядом с ним пешеходов (внизу).

Что касается прин-ципиальных различий в работе этих систем, то активные приборы ночного видения (ПНВ) сами “освещают” окрестности инфракрасным прожектором, а тепловизоры (с пассивным принципом работы) улавливают разницу температур предметов на местности. В обоих случаях изображение на экране похоже на черно-белый негатив посредственного качества. При этом активные ПНВ способны “разглядеть”, допустим, камень на дороге, а тепловизоры могут его и не заметить при одинаковой температуре с дорогой. Зато живые объекты тепловизоры распознают в кромешной темноте на расстоянии около 300 метров, что немаловажно, если по ночной дороге идут пешеходы.

Поделиться: