Рубрики

Вариант “Тюдора”. “Skoda 1101 Tudor” – автомобиль своего времени

13:01 14-04-2016

Эта машина не имеет никакого отношения к средневековой королевской династии Великобритании. Нет в громком имени и никаких маркетинговых намеков на высший класс. В случае с моделью “Skoda 1101” это лишь случайное совпадение: “тюдором” называли двухдверный кузов. От английского словосочетания“two doors” и пошло название “Tudor”.

Эта машина не имеет никакого отношения к средневековой королевской династии Великобритании. Нет в громком имени и никаких маркетинговых намеков на высший класс. В случае с моделью “Skoda 1101” это лишь случайное совпадение: “тюдором” называли двухдверный кузов. От английского словосочетания“two doors” и пошло название “Tudor”.


Широкая дверь открывает доступ в маленький салон. “Тюдор” обжимает с боков, и водитель с пассажиром сидят плечом к плечу. Оформление не кажется аскетичным. Высоко торчащий руль сделан из белой пластмассы, что считалось некоторым шиком по сравнению со стандартным черным цветом. Приборы расположены прямо перед водителем и хорошо просматриваются в просвет обода рулевого колеса, держащегося на стальных спицах. Их задача – амортизировать толчки рулевой колонки от дорожных неровностей. Решение удачное, но далекое от безопасности: при сильном лобовом ударе спицы часто вылетали и вонзались водителю в живот. Но руль очень красив! Почти как в американских машинах тех лет, и только надпись “Skoda” возвращает в реальность послевоенной Европы. 


Тогда было не до жиру. При создании “Тюдора” за основу взяли довоенную малолитражку “Skoda Popular” с хребтовой рамой, независимыми подвесками на поперечных рессорах и четырехцилиндровым мотором объемом 1,1 литра, развивавшим 32 л.с. Совершенно новым стал кузов, в чем-то напоминающий нашу “Победу”, только уменьшенную в размерах. Правда, технологии его производства остались довоенными: сначала собирался деревянный каркас, обшивавшийся потом кузовными панелями, формы которых правились лудильщиками при помощи расплавленного олова. И все это вручную. Формы “Тюдора” отвечали последней моде – интегрированные в крылья фары, широкий кузов, капот “аллигаторного типа”, покатый багажник. Даже от “суицидальных” дверей на задних петлях тогда еще не отказались. Таким словом их прозвали из-за опасности открытия на большой скорости, что могло привести к потере управляемости машиной, но, глядя на массивный дверной замок “Шкоды”, во все эти “суицидальные наклонности” не очень-то и верится. Да и какой еще суицид, когда на дворе 1948 год, страшная война позади и жить хочется, как никогда.

Зеркальце заднего вида скорее символическое, чем функциональное: все равно ничего не видно.

Возможно поэтому “Тюдор” сделан с большой любовью, ощущаемой по таким деталям, как обильный хромированный декор. Постарался художник и с надкапотным гребнем – профилем индейца в круге, и с дверными ручками, и даже с петлями багажника. Все это выполнено в едином стиле с рифлением поверхностей. Машиной можно еще долго любоваться, обходя ее по кругу, всматриваясь в нее, и каждый раз находить такие детали. Удивительная художественная цельность для малолитражки!


Все по плану

Несмотря на тесноту, сидеть в “Тюдоре” уютно. Особенно, когда на улице дождь. Одна-единственная щетка размазывает капли по узкому лобовому стеклу, вторая для пассажира считалась излишеством. Дождь глухо стучит – нет, не по стальной крыше, а по мягкому верху. Это версия с кузовом кабриолет, но несколько необычным: тент натягивается на огромный проем в крыше, чем напоминает большой сдвижной люк. Прилегает он плотно, поэтому воды в непогоду бояться не стоит. Намного неприятнее придется при минусовой температуре – отопителя у нашей “Шкоды” нет. Он тогда ставился только на машины среднего и высшего класса, а для малолитражек числился опцией. Кстати, “Тюдор” был единственной легковой моделью “Шкоды” в конце 40-х годов, хотя до превращения республики в “социалистическую” руководство предприятия было намерено существенно расширить гамму легковых машин. Но, согласно “плановой экономике”, в производственной программе остались только грузовики и малолитражки “Skoda 1101” в различных вариациях: двухдверные седаны, кабриолеты, родстеры, фургоны, универсалы и пикапы. Была и четырехдверная закрытая версия, которую по привычке тоже называли “Тюдором”.

Сиденья в салоне “Skoda-1101” обиты тканью, удобные и мягкие, почти как дома.

...В управлении малолитражкой нет ничего необычного. Алгоритм переключения четырех передач  – как на современной машине, правда, синхронизаторы только на третьей и четвертой. Переключение короткое и четкое. Только заводить мотор надо еще и ногой – после поворота ключа в замке зажигания нажать носком ботинка на маленькую круглую кнопку стартера над педалью газа.

Приборы прямоугольной формы, панель декорирована молдингами с рифленой поверхностью.

Сцепление и тормоз, на удивление, легки, как и руль, конечно же, без всякого усилителя, и возвращать его обратно при повороте привыкаешь не сразу. По паспорту максимальная скорость 100 км/ч, но во времена молодости этой “Шкоды” так не гоняли. Нормальная скорость для такой машины – не более 70 км/ч, иначе ее начинает швырять по сторонам, что заставляет крепче взяться за руль. Намного уместнее спокойный режим – указатель плавает около цифры 60, состояние расслабленное и никаких сюрпризов не ожидается. Тормоза на редкость адекватные и для возраста машины, и для ее класса – на заводе не поскупились и поставили гидравлический привод. Только перед каждым поворотом надо обязательно дернуть рычажок тумблера, и тогда из борта кузова, как черт из табакерки, выскочит семафор-указатель, с красным огоньком. Привычные ныне “поворотники” на “Тюдоре” отсутствуют.

На крышке перчаточного ящика установлены часы, которые выбиваются
из общего стиля. Видимо, их зказали и установили отдельно.

Для конца 40-х это была очень хорошая машина – крепко сделанная, надежная, долговечная. Только вот “простых людей” среди владельцев “Тюдоров” в самой Чехословакии было по пальцам пересчитать. Даже такая малолитражка оказалась для них дорогой и недоступной. В основном “Тюдоры” распределялись среди представителей правящей элиты, а большая часть выпущенных машин уходила на экспорт. “Тюдоры” встречались на улицах Вены, Рима, Парижа, Копенгагена, Хельсинки, Осло, Стокгольма… 


Модель выпускалась до 1952 года. В 1949 году автомобиль слегка модернизировали, присвоив ему индекс “1102”. Рычаг переключения передач переместился на рулевую колонку, приборы стали круглыми, руль лишился амортизирующих спиц. К тому времени изменилась и облицовка радиатора – вместо частой решетки с узкими полосками появилась новая с массивными брусьями. Кажется, художники на заводе модернизировали машину с оглядкой не на Москву, а на Детройт.


Последние авто новости и результаты тест-драйвов Skoda читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: