Рубрики

“Вход и выход”: из родословной автомобильных дверей

“Обезумевший Козлевич перескочил на третью скорость, машина рванулась, и в открывшуюся дверцу выпал Балаганов”, – эта строчка из романа Ильфа и Петрова “Золотой теленок” дала повод Юрию Долматовскому, автору книги “Знакомые и незнакомые”, предположить, что у “Антилопы-Гну” был кузов типа “тонно”. Такие кузова с дверью в задней стенке пользовались популярностью в начале ХХ века. Впоследствии двери на автомобилях устанавливались и в более необычных местах, а также необычно открывались и закрывались…

С ФРАНЦУЗСКОГО “tonneau” переводится как “бочка”. Этим словом называли и двухколесную коннную повозку, в которую садились через заднюю дверь. Так же забирались и в короткобазный автомобиль, унаследовавший этот вид кузова от гужевого транспорта. Сиденья пассажиров находились напротив друг друга – так получалось компактнее и позволяло разместить четырех человек.

А поначалу “самодвижущиеся экипажи” обходились вовсе без дверей. Они появились сперва на закрытых кузовах каретных форм в самом конце XIX века, а затем уже перекочевали на открытые. Одним из первых как раз и оказался “тонно”, который можно было увидеть на шасси французских марок “De Dion Bouton” и “Panhard-Levassor”, американских “Cadillac”, “Packard” и “Ford”, немецких “Opel” и “Horch”, итальянских “Itala” и “Fiat”.

Двери в автомобиле появились сначала сзади, как на американском “Oakland” 1907 года выпуска.

Затем колесная база удлинилась, и автомобили с открытыми кузовами получили полноценные два ряда сидений. У них уже были боковые двери, которые сначала полагались только задним пассажирам – такой кузов назывался “дубль-фаэтон”. Именно он оставался самым популярным, пока в 1908 году в гонке на приз принца Генриха не принял участие автомобиль марки “Benz” с четырехдверным кузовом, который за стремительные формы тут же окрестили словом “торпедо”. Естественно, он быстро вошел в моду. “Торпедо” можно было заказать не только у фирмы-производителя, но и в любой кузовной мастерской. Двери у него могли навешиваться и на передних петлях, но чаще встречались на задних – так было удобнее заходить в салон. Этот образ открытого автомобиля не менялся еще несколько десятилетий.

До этого дверь была одна и в задней стенке кузова – на фото “Cadillac Model A” 1903 года.

Закрытые машины изысками не блистали – единственным оригинальным решением можно назвать четырехместный кузов с центральной дверью, который обозначался как “centerdoor”. Сделано это было ради красоты, а вовсе не из желания сэкономить на лишней паре дверей: такой кузов встречался и на дешевом “Ford-T”, и на дорогом “Cadillac V8”.

Четыре двери появились на автомобиле марки “Benz” c кузовом типа “торпедо”.

Сдвижные и “суицидные”

ПЕРВЫЕ попытки создать оригинальные двери относятся к 30-м годам прошлого века – эпохе расцвета кузовного искусства, когда каждый автомобиль стремились сделать неповторимым. Высшим шиком роскошных эксклюзивных моделей стали сдвижные двери-слайдеры. В 1939 году английские кузовщики из ателье “James Young” оснастили ими кабриолет “Bentley 4¼ Litre” и купе “Rolls-Royce Phantom III”. Годом ранее такие же двери можно было увидеть на аэродинамическом купе “Hispano-Suiza”, которое в парижском ателье “Saoutchik” изготовили специально для автогонщика Андре Дюбонне.

Времена меняются: в наши дни слайдерами оборудуются развозные фургончики…

Навеска на задних петлях оставалась самой распространенной до середины XX века. Двери-слайдеры начали появляться в 30-е годы, тогда же решили убрать и центральную стойку кузова.

30-е годы принесли с собой и новые технологии: появились цельнометаллические двери. До этого они всегда выполнялись на деревянном каркасе, который затем обивался железом. Это в лучшем случае, а вообще-то для обивки использовалась и фанера, и дерматин или ледерин. Такие конструкции применяла, к примеру, немецкая фирма DKW, поэтому название трофейных малолитражек (по-русски пишется ДКВ) в послевоенном СССР расшифровывали как “дерево-клей-вода” или “дурак, кто выдумал”.

Были и другие выдумки. Скажем, четырехдверные кузова иногда делали без центральной стойки, причем такое решение применялось и на массовом “Fiat 1100”, и на “Horch 930S”, который относился к высшему классу.

Двери в те годы в основном навешивались на задних петлях и открывались против движения автомобиля. Их еще называли “суицидными” из-за опасений, что дверь распахнется на ходу и сыграет роль паруса, способного утащить машину с дороги или перевернуть ее. Кроме того, случайно открывшуюся дверь могло просто сорвать с петель порывами встречного ветра. Также считалось, что пассажирам грозит опасность на парковке: допустим, вылезаете вы из машины, а в этот момент в дверь врежется попутный автомобиль. Дверь захлопнется и ударит вас! В то время как дверь на передних петлях в такой ситуации просто вывернет без вреда для седоков... Поэтому к середине ХХ века от “суицидной” конструкции решили отказаться – последними (на то время) моделями с такими дверцами стали итальянский “Fiat-600” и его советский “родственник” ЗАЗ-965.

Экономия как стимул для фантазии

ВО ВРЕМЯ Второй мировой войны сформировался новый класс автомобилей, именуемых словом “джип”. Вход в них закрывался куском материи, из которой шились тенты, и запирался на кнопки или крючки. Чтобы открыть проем, надо было скатать ткань в рулон. Верхней частью “дверей” служили целлулоидные окошки, которые пристегивались отдельно. Существовал еще более лаконичный вариант – ремень с защелками-карабинами.

Послевоенные трудности подтолкнули конструкторов к оригинальным решениям. У “BMW-Isetta” дверь находилась спереди, а у “Messerschmitt” ее роль выполнял стеклянный колпак.

Подобные конструкции применялись и на грузовиках. Так, в 1941 году привычные стальные двери на “полуторке” ГАЗ-ММ уступили место тканевым – это позволяло экономить на каждой машине несколько десятков килограмм дефицитной штамповочной стали.

В послевоенные годы тоже было не до роскоши, поэтому на первый план вышли малолитражки самых затейливых конструкций. В двухместный “Messerschmitt Kabinenroller” водитель и сидевший за ним пассажир залезали, как в самолет, откинув верхнюю часть кузова. Впрочем, чего еще было ожидать от авиационной компании, решившей заняться производством наземных транспортных средств... А вот в BMW отдали предпочтение итальянской мотоколяске “Isetta” с кузовом шарообразной формы и скошенной передней частью, которая, собственно, и представляла собой просторную дверь. Впрочем, ставить ее все равно было больше некуда – длина “BMW-Isetta” равнялась двум метрам с небольшим. Эта, с позволения сказать, дверь открывалась вместе с рулевой колонкой, педалями и приборной доской. Недостаток пытались представить как достоинство: дескать, можно припарковаться перпендикулярно к тротуару и тут же шагнуть на него из машины...

Гильотина навеяла…

В НАЧАЛЕ 50-х годов появились знаменитые “крылья чайки” – двери “Mercedes-Benz 300SL” поднимались вверх, делая машину похожей на птицу. Такая конструкция родилась практически случайно: ради облегчения веса создатели “300SL” отказались от рамы, заменив ее пространственным каркасом, который просто не оставил места для привычных дверей. Из-за того же каркаса у автомобиля получились очень широкие и высокие пороги, через которые не очень-то удобно переступать, садясь в машину. Правда, участь водителя облегчили с помощью откидного руля, но все равно, чтобы забраться в салон, надо согнуться в три погибели. Зато сами двери поднимаются легко – они закреплены на шарнирах в центральной части крыши и поднимаются с помощью телескопических амортизаторов.

“Трехсотый” быстро стал хитом, которому начали подражать многие. Но только не итальянцы! У них собственная гордость – двери-”гильотины”, которые несколько лет подряд упорно продвигал на своих концептах молодой дизайнер Марчелло Гандини. Доподлинно не известно, принадлежит ли ему авторство этой конструкции, но именно он двинул идею в массы. В 1971 году на Женевском автосалоне показали очередной его концепт “Lamborghini Countach”, двери которого поднимались вверх наподобие гильотинного резака. Как и в случае с “300SL”, интересное дизайнерское решение было вызвано технической необходимостью: из-за большой ширины кузова “Countach” стандартные двери оказались бы неудобными. В серию машина пошла три года спустя и производилась еще два десятка лет.

На спорткарах двери стали открываться и вверх. У “Mercedes-Benz-300SL” – подобно крыльям чайки, а у “Lamborghini” – как у гильотинного резака.

У обычных машин двери тем временем становились все сложнее и сложнее. В них обосновались электростеклоподъемники, динамики, пепельницы, плафоны подсветки, катафоты, различные ящички и полочки. Одним из знаковых “дверных” изобретений стали доводчики – они впервые появились на “Mercedes-Benz W140” в 1991 году, а теперь являются обязательной опцией автомобилей премиум-класса.

Классика и современность

НЫНЕ все разнообразие дверей можно увидеть на современных автомобилях. “Крылья чайки” и “гильотины” прочно обосновались на спорткарах – без них трудно представить себе “Ferrari” или “Lamborghini”. Применяют такие решения и другие автопроизводители – взгляните, скажем, на серийный “BMW M3 Coupe” или концепт “Land Rover Range Stormer”. Есть и оригинальные варианты вроде “Renault DeZir”, у которого двери-”гильотины” открываются в разном направлении. А у “Mercedes-Benz SLR McLaren” двери откидываются вперед и вбок. Распашные двери присутствуют на “Mazda RX8” и “Rolls-Royce Phantom”, а реабилитированные “суицидные” – на “Rolls-Royce Phantom Coupe”. Сейчас уже никто не беспокоится о том, что они могут случайно распахнуться на ходу…

Дальнейшего распространения не получили разве что двери-”бабочки”, когда задняя открывается по ходу движения автомобиля, а передняя – против.

Ну а в продукции российского автопрома можно встретить одно “хорошо забытое” решение из первых лет ХХ века. Кузов всем известного милицейского “воронка” на базе УАЗа – это не что иное, как старое доброе “тонно” с задней дверцей и сиденьями по бокам. Только в закрытом варианте и с решеткой на окне…

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: