Рубрики

Виктор БЫЧКОВ: “Каждый автомобиль – веха в моей жизни”

16:34 25-09-2014

Для кого-то он ассоциируется с образом егеря Кузьмича из “Особенностей национальной охоты”. Для других он Картузов из фильма “Кукушка”. А совсем юная публика узнала Бычкова как ведущего детской телепрограммы. Между тем первая специальность актера была – профессиональный водитель.

Для кого-то он ассоциируется с образом егеря Кузьмича из “Особенностей национальной охоты”. Для других он Картузов из фильма “Кукушка”. А совсем юная публика узнала Бычкова как ведущего детской телепрограммы. Между тем первая специальность актера была – профессиональный водитель.


Актер и водитель – смежные профессии

Он стал профессиональным водителем только ради актерской карьеры.

– Я посещал театральную студию и поэтому искал такую работу, чтобы вечера были свободными для репетиций. Профессия водителя оказалась очень кстати. Мне довелось водить практически все, включая автобус. Одно время я перевозил образцы сельхозпродукции. Погрузят мне кабачки, морковь, картошку, капусту, и я везу груз в лабораторию проверять на наличие пестицидов. Однажды привез картофелину размером с арбуз... Я тогда работал на автобусе “Кубань”, который создали специально для сельхозучреждений и библиотек. Однако долго поездить на нем не успел – его угнали хулиганы и бросили в сорока километрах от города, а кроме того, “запороли” двигатель. Пришлось мне его восстанавливать...

А в середине 90-х оказался не у дел, кино в России тогда почти не снимали, и отправился шоферить за границу. Актер Вилле Хаапасало, с которым мы познакомились на съемках “Национальных особенностей”, пригласил меня в Финляндию, где мы вместе работали водителями молочных фургонов. Днем развозили кефир, йогурт и молоко по магазинам. Вечером играли в театре – для души...

“В фильме “Кукушка” режиссер попросил сказать
от лица моего героя фразу “Был у меня друг
по фамилии Бычков”.

А вообще, профессиональным водительским секретам меня научила мама. Она начинала работать учеником водителя в блокадном Ленинграде и там же получила права. В войну ей было семнадцать лет. По ее рассказам, тогда постоянно был дефицит покрышек и умельцы придумали набивать их свежей соломой. Автомобили тех лет работали на газогенераторах и буквально топились дровами. Мама говорила, что с автомобилем нужно вести себя, как укротитель в цирке с животным. Каким бы профессионалом ты ни был, а подопечный может взбрыкнуть. Поэтому иногда нужно прислушаться к автомобилю, поговорить с ним...

– Вы это делаете?

– Помню, когда я купил “Мерседес”, то слегка спасовал перед его техническим совершенством. С отечественными автомобилями я был на “ты”, а здесь открыл капот и… закрыл, сказав: “Мой дорогой, буду тебя мыть, кормить и любить, а вот лезть внутрь, извини, не стану!” Самое смешное, что машина словно понимает хорошее с ней обращение. Говорят же, что после мастера даже плохой автомобиль хорошо ездит. А до “Мерседеса” я сам улучшал свои автомобили. Например, на заре своей водительской карьеры модернизировал печку в “Запорожце”. Кстати, в момент покупки этой машины у меня была сломана нога, но от вождения я не отказался. Научился управляться с тремя педалями одной левой ногой. Гонял с бешеной скоростью, сожалея, что больше 140 км/ч разогнаться нельзя. Однажды едва успел затормозить, не уступил дорогу и чуть не попал в аварию. С тех пор одно из моих главных правил – при покупке нового автомобиля спрячь эйфорию в карман!

– Актеры иногда сетуют на проходные роли, а автомобили бывают “проходными”?

– У меня таким был только один автомобиль. В начале 90-х, когда у меня угнали машину, я месяц не мог прийти в себя и понять: как это – угнать чужое? Это же подлость! Пытался искать сам, используя связи, но некто из полукриминальной среды “успокоил” меня: “Не ищи, давно разобрали на детали и продали”. А так все мои автомобили – любимые. И все – вехи жизни. Ведь автомобиль в истории мужчины обязательно с чем-то связан.


“Если потребуется, буду водить трактор”

Бычков любит автомобили не только в жизни, но и в кино. И с удовольствием соглашается на роли с участием автотехники.

– Какая из “автомобильных” ролей доставила наибольшее удовольствие?

– Съемки в картине “Четыре таксиста и собака”. Там я играл дядю Костю Сарычева, и со мной произошел забавный случай. Специально для нас закрыли мост в центре Москвы. И вот мы поехали: машина сопровождения ГИБДД, камера… Стоящий на проезжей части сотрудник ДПС их поочередно пропускает, а передо мной вдруг пытается закрыть дорогу. Но меня в этот момент снимают! Через окно я успел крикнуть ему все, что я о нем думаю, на ненормативном языке. Он меня пропустил, но на его лице застыло выражение: “Ну и обнаглели эти таксисты!” Похоже, он принял меня за хамовитого работника таксопарка, который пытался проскочить вместе с милицией.

– А необычную технику приходилось осваивать на съемках?

– Трактор! Я тогда снимался в картине Виктора Бутурлина “Садовник” в роли тракториста Витька. На площадку подогнали два трактора – гусеничный “ДТ-75” и колесный “Беларусь”. На каком будут снимать, неизвестно. А у меня сцена с самим Олегом Борисовым! Чтобы не ударить в грязь лицом, я купил две бутылки водки и с каждым из водителей договорился, чтобы они перед съемками показали мне все приемы работы. За час я освоил каждый агрегат. И когда Бутурлин сказал, что снимаем “Беларусь”, я спокойно залез в кабину. И у всех создалось впечатление, что я всю жизнь провел за рулем этого трактора!

“Я не привык часто менять автомобили. Покупка обычно приурочена к важному
событию в жизни или круглой дате”.

– Ваш самый знаменитый герой Кузьмич хорошо водит автомобиль только “под мухой”?

– Кузьмич садится за руль, только когда он сильно выпил, тогда он еще надевает милицейскую форму. Протрезвев, понимает, что водить не умеет, и решает, что доехал не сам, а его привез иностранец. Но его пьяная логика подсказывает ему, что он все сделал правильно – пьяным наверняка упал бы и не дошел до дома, а в машине – хорошо сидит. Для нормального человека это абсурдное поведение, но у пьяного – свой алгоритм действий.

– Как себя чувствует профессиональный водитель в роли… водителя?

– По опыту знаю, что машину на съемках обычно дают старую. Поскольку ее часто ломают в кадре, то это худший вариант – из нее уже выжали все, что можно, и тормоза на честном слове держатся. Но если скомандуют остановиться в тридцати сантиметрах от камеры, остановлюсь, а куда деваться? Недавно снимался в фильме, где по сюжету молодой актер должен был водить такую же развалюху. Я с разрешения режиссера старался его подменить за рулем. У парня сложная роль, ему о ней думать надо, а не об автомобиле. Но это так, товарищеская взаимовыручка на площадке...


“Ты мой талисман”

У многих его киногероев тоже имя Виктор. Просто совпадение?

– Таких совпадений действительно хватает: собутыльник Витек в фильме “Духов день” Сергея Сельянова; в картине “Собачий пир” Леонида Менакера – сосед Витек; в фильме “За Ветлугой-рекой” я просто Витек, без уточнений; в комедии Романа Ершова “Действуй, Маня!” – просто Бычков. На этой картине на озвучке один актер ошибся и сказал вместо “на Тишинском рынке” – “на Бычковском рынке”. Хотели переозвучить, но режиссер махнул рукой – пусть так остается! Так что в кино теперь есть рынок моего имени. Иногда режиссер говорит мне: “Специальной роли для тебя в картине нет, но я хочу, чтобы ты у меня снялся, будешь “прорабом Бычковым”, как в фильме “Мисс миллионерша” Александра Рогожкина. Бывает, что специально просят сделать озвучку. Виктор Аристов однажды обратился: “Виктор, ты у меня в картине не играл, но поскольку ты мой талисман – озвучь роль”. А в фильме “Кукушка” Рогожкин попросил сказать от лица моего героя Пшолты (Ивана Картузова) фразу “Был у меня друг по фамилии Бычков”. Имя одного персонажа я вообще сам придумал.

Роль егеря Кузьмича принесла Бычкову народную любовь и признание.

– Что это за герой?

– В “Улицах разбитых фонарей” Александр Рогожкин предложил мне роль милицейского бомжа-осведомителя, а я поставил условие, что мой герой – не пьет, не курит и “стучит” как идейный борец с преступностью и зовут его Альберт Померанцев. А потом он же перекочевал и в “Убойную силу”. Знаете, как появился Кузьмич в “Национальных особенностях”? Я думаю, что это в память о великом русском актере, короле эпизода – Борисе Кузьмиче Новикове, который известен по фильмам “Белые росы”, “Тени исчезают в полдень”, “На Муромской дорожке”! Помните его знаменитое “Загремим под фанфары”? Иногда актер придумывает имя, а оно становится нарицательным.

– Многие актеры признаются, что в молодости подражали кому-то из великих мастеров...

– Хорошо, когда подражание становится для актера периодом взросления, “короткими штанишками”, из которых он потом вырастает. Затем он должен превзойти учителя, найти что-то свое. У меня было несколько образцов. Мне нравятся Георгий Вицин, Петр Алейников, Василий Меркурьев. Я не то чтобы пытался их копировать, но они делали яркие, глубокие вещи, которые меня задели и изменили. Иногда мне говорят, что я похож на Вицина внешне. Но, скорее всего, дело не в сходстве. В моей работе остался отклик того воздействия, которое оказали на меня его роли в кино.

Актер не прочь пробовать себя в новых амплуа. Например, в роли ведущего детской телепередачи.

– Как объясняете тягу людей к прошлому, когда говорят, что актеры старой школы – это высокий класс, как и автомобили прошлого, а сегодня – не то…

– Сравнивать актеров прошлого и наших современников бессмысленно, потому что они творили в других условиях. А любовь к старой технике... В Финляндии я был в гостях у одного коллекционера автомобилей – двадцать два он отдал в музей, а тридцать шесть остались в его частной коллекции. У него был ритуал: выезжая на старом авто, он следил за тем, чтобы его костюм и туалет дамы соответствовали времени создания машины. Это, на мой взгляд, игра. Людям приятны такие иллюзии и возможность потратить деньги на удовольствие попасть таким образом в прошлое. Что-то вроде машины времени. Я же сторонник того, чтобы поддерживать воспоминания и радоваться тому, что есть. Брюзжания в стиле “раньше трава была зеленее” я не разделяю.

– Вы упомянули, что все ваши автомобили – вехи. Можно ли тогда в вашем случае применить формулу: новый проект, хороший гонорар и новый автомобиль?

– Знаю, что есть актеры, которые, снявшись в сериале на 285 серий, сразу по окончании съемок приобретают загородный дом и автомобиль. Мне всегда приходилось откладывать, но, возможно, поэтому все мои машины любимые и долгожданные...

Поделиться: