Рубрики

Виталий Петров: “Два месяца назад я хотел закончить карьеру”

 

Еще совсем недавно в это невозможно было поверить, но сейчас это реальность – менее чем через месяц в Бахрейне на старт первой гонки “Формулы 1” сезона-2010 выйдет российский гонщик. Более шестидесяти лет “Большие призы” обходились без пилотов из нашей страны. И мало кто верил, что можно вырастить пилота уровня “Формулы 1” в стране, где нет ни одного автодрома, лицензированного Международной автомобильной федерацией.

И вот впервые за всю историю королевских гонок российский гонщик Виталий Петров выходит на старт

– ВИТАЛИЙ, всего пять лет назад ты гонялся в России, за рулем “Lada Revolution” по еще старому кольцу в Мячкове, где гонщики делили взлетно-посадочную полосу с авиаторами. А сейчас выйдешь на старт гонки “Формулы 1” за рулем автомобиля заводской конюшни, и рядом с тобой на трассе будут Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон… Ты сам-то веришь в случившееся?

– Честно сказать, до конца еще не верится. Только после того как провел первый тестовый день в Валенсии, осознал, куда попал и какая теперь меня ожидает жизнь. Предстоит много работы. Какие там Шумахер или Алонсо! Пока мне достаточно осознания самого факта, что я буду выступать в “Формуле 1”.

– Когда стало ясно, что ты будешь пилотом “Renault”?

– Наверное, только за двое суток до презентации – позвонила менеджер и сказала, что надо вечером быть в Лондоне. Тут я все понял. Впрочем, до последней минуты не верил, боялся, что все сорвется. Слишком уж нервными выдались последние месяцы.

– Наверное, это была самая трудная зима в твоей жизни. Как удалось не сломаться психологически?

– Это скорее вопрос не ко мне, а к моим менеджерам. Если у меня была самая трудная зима, то у них жизнь и вовсе превратилась в кошмар! Полной уверенности не было даже тогда, когда мы прилетели в Валенсию, на первые тесты. Помню, сидел уже в мотор-хоуме команды, когда вошла менеджер и сказала, что можно переодеваться в комбинезон. Вот тогда, что называется, отлегло. Контракт был подписан только утром перед презентацией. Как я провел пару недель до этого, лучше вообще не вспоминать. Конечно, о плохом думать не хотелось, но мы уже всерьез начали обсуждать с отцом, где мне искать работу, чем заниматься в жизни дальше. Я бы точно не поехал ни в каких других сериях, кроме “Формулы 1”. Не потому, что гордый, – не было смысла выбрасывать деньги, чтобы покататься, например в Америке. Если бы в этом сезоне не попал в “Ф 1”, уже мог завершить карьеру.

– Где ты тренировался после окончания сезона-2009? Готовил себя к “Формуле 1”?

– Да, это была моя основная задача. Нужно было быть готовым в любой момент отправиться в команду и начать работу. Я еще в декабре планировал сесть за руль автомобиля “Ф 1” во время тестов для новичков, но предложений не поступило. Говорят, почти все были уверены, что я поеду в одной из новых команд, и никто так и не позвал на тесты. Так что весь декабрь и январь тренировался. Был в Выборге с семьей и друзьями, вместе ходили в зал, играли в хоккей, на снегоходах катались. Я вообще спорт люблю, любой спорт, так что мне не приходилось как-то особенно себя заставлять – просто отдельно обращал внимание на какие-то более специфические вещи во время тренировок.

“Цель – доехать до финиша”

– НАСКОЛЬКО сильно возрастают перегрузки в “Ф 1” по сравнению с GP2?

– Сейчас мне уже кажется, что в GP2 вообще нет никаких перегрузок. Нужны совершенно разные уровни подготовки, иная система тренировок. Раньше я встречался с тренером раз в месяц, он меня проверял, и я отправлялся заниматься самостоятельно, иногда советуясь с ним о чем-то по телефону. В “Ф 1” у каждого пилота свой персональный физиотерапевт, который непрестанно следует за пилотом, контролирует, что происходит с гонщиком после каждой сессии заездов, на какие группы мышц надо обратить внимание, дает повару указание, что нам приготовить из еды. На следующий день после тестов я полетел в Италию в спортивно-медицинский центр, чтобы пройти полное тестирование и разработать программу тренировок. Перед вторыми тестами уже начну специальную подготовку.

– Сейчас, когда контракт уже подписан, есть ощущение, что творишь историю?

– Да нет, я как-то об этом не думаю. Сейчас полностью сконцентрирован на работе, мне многому надо научиться, а времени до старта очень мало. Конечно, я рад, что буду представлять Россию в таком престижном спорте. Нагрузка, конечно, есть, но я хочу хорошо делать свою работу, а не думать об историческом значении самого факта.

Победа в прошлом году в Турции – одна из самых важных в карьере Петрова

– Чего ты ждешь от предстоящего сезона? Алексей Васильев, к примеру, сказал, что ближе к середине сезона ты обязательно взойдешь на подиум, а в случае дождевой гонки можешь и победить.

– Алексею, конечно, спасибо, но я так далеко не загадываю. Пока думаю о том, чтобы в машине освоиться, надо помочь инженерам улучшить ее, поработать на тестах. Я перед собой никогда не ставил никаких конкретных целей. Какой смысл думать о том, чтобы приехать, скажем, пятым или третьим? Надо постоянно выкладываться полностью, а уж места как-нибудь придут. Пока важно просто не разбивать машину. И постараться доезжать до финиша.

– Ходят слухи, что ты пришел в команду с большим спонсорским пакетом, что у тебя за плечами стоят солидные спонсоры, едва ли не все крупнейшие компании России, которые готовы выплатить за твои выступления 15 млн евро. Насколько это соответствует действительности?

– Вот интересно, кто все это сочиняет? Как будто целая служба работает! Нет у меня ни солидных спонсоров, ни больших денег. Если бы вопрос был только в том, чтобы принести в “Ф 1” огромные деньги, многие бы нашли такие средства, что нам и не снились. Ну, найдешь ты деньги, ну, подпишешь контракт, а ехать-то как? Если нет ни знаний, ни навыков, ни таланта, а только деньги – зачем ты нужен команде? Тем более команде-производителю? У “Renault” совсем другие планы: они хотят вернуться на самую вершину “Ф 1”, снова выиграть чемпионат. Причем уже в ближайшие два-три года. Ни за какие деньги не купишь титулы.

“Сто друзей в день”

– ДОБИТЬСЯ права выступать в “Формуле 1” – это уже успех. На различных церемониях люди, получая призы, достают листки с благодарностями. У тебя большой список, кому бы ты хотел сейчас сказать спасибо?

– Есть много людей, которые со мной прошли весь этот путь от Кубка “Lada” до “Формулы 1”. Причем я говорю не только о тех, кто весь этот проект придумал или о тех, кто почти десять лет вкладывал в меня деньги. Это и болельщики, которые уже несколько лет приезжают на этапы разных соревнований, где я участвую, поддерживают меня. Я всем признателен. Но особенно семье, самым близким людям. Спасибо двум моим спонсорам, которые в меня поверили и вкладывали деньги, – это старинные друзья отца. Менеджеру спасибо – она вообще девять лет со мной изо дня в день.

Авария на старте гонки “Формулы 3000” в Имоле –первые шаги в европейских сериях
давались Петрову нелегко 

– В последние дни о тебе только и говорят. Чувствуешь, что стал знаменит? Друзей, наверное, прибавилось…

– Не могу сказать, что вот это мой звездный час – все-таки пока я еще ничего в “Формуле 1” не добился. А с друзьями – да. Перед презентацией команды выключил телефон, компьютер, а когда вечером вошел в Интернет, смотрю – уже больше сотни новых друзей на моей страничке, через день еще столько же…

– В “Ф 1” сейчас сложилась любопытная ситуация. В “Mercedes” будут выступать два немца, в “McLaren” – два британца, в “Ferrari” – горячий бразило-испанский дуэт, а в “Renault” – два парня из Восточной Европы. Что скажешь о своем напарнике? Роберт Кубица – выходец из Польши, страны, где фактически тоже нет кольцевого автоспорта. Не говорили с ним об этом?

– Ну, Роберт уже много лет живет и тренируется в Италии. Он в Польше бывает пару раз в году. Так что ему всегда было, где тренироваться. Я, честно, еще не успел с ним поболтать за жизнь – сначала следил, как он работает с машиной на тестах, а потом он внимательно наблюдал за мной. У нас еще целый год впереди, будет время поближе познакомиться.

“Сначала хотел выступать в ралли”

– “ФОРМУЛА 1” – это давняя мечта? Когда ты понял, что она осуществима?

– По большому счету, всерьез о ней я никогда и не думал. Сначала мне больше нравилось ралли, собственно, поэтому я и начал выступать в ралли-кроссе, а в кольце ездил за рулем кузовных автомобилей. А за “Формулой 1” я начал следить лет шесть назад. Тогда и узнал, кто такой Шумахер, кто еще там выступает... Это правда. А цель там оказаться появилась совсем недавно – когда начал ездить в GP2. Уик-энды у нас были совместные с гонками “Ф 1”, вот тогда-то я и понял, насколько это серьезный спорт.

– Можешь сказать, когда ты почувствовал, что готов выступать в “Формуле 1”?

– Пожалуй, поворотным для меня был прошлый год. Я буквально переехал в команду, сутками беседовал с инженерами, пока до конца не понял, как же работает этот автомобиль, для чего нужен каждый винтик, каждая пружина... Контакт с инженерами – очень важная часть работы гонщика. Без этого добиться успеха практически невозможно. И, конечно, опыт. Я уже успел изучить трассы, подметить для себя какие-то особенности. Есть миллионы деталей – кочки, поребрики, характер покрытия. Это все имеет огромное значение – из всего этого и складывается результат. Так что по-настоящему я был готов к “Формуле 1” только в конце 2009 года.

– Ты пришел в “Формулу 1” в самое интересное время. Вернулся легендарный Михаэль Шумахер... В гонках примут участие 13 команд... Все это дает основание надеяться, что нынешний сезон будет одним из самых ярких в истории “Ф 1”. Как ты думаешь, это, наконец, заставит российские компании обратить внимание на автомобильный спорт?

– В этом я не специалист. Могу рассуждать лишь о том, что вижу. А вижу я то, что в этом спорте представлены крупнейшие компании мира. Наверное, в этом что-то есть, не так ли? Это ведь не только имидж… Мы спрашивали у новых совладельцев команды – зачем вкладывать деньги в “Формулу 1”? Они ответили, что все просто. Это как золотой ключик, который открывает перед тобой много дверей. Элитный бизнес-клуб, где ты можешь напрямую общаться со всеми главами компаний, с потенциальными инвесторами, с первыми лицами. Что до российских компаний? Не знаю, наверное, они этого пока не оценили. Быть может, сейчас и я должен внести свой вклад. Вполне возможно, от моих результатов будет зависеть, потянутся ли они в автомобильный спорт.

– У большинства тех, кто выйдет с тобой на старт в Бахрейне, за плечами по десять лет в картинге, выстроенные карьеры в младших формулах. У тебя – ралли-кросс. Он что-нибудь дал тебе как пилоту?

– Конечно. Могу сказать точно, что именно там научился пилотировать автомобиль в скольжении. Это очень помогает при езде в дождь.

– И все же, начало карьеры в формулах было не слишком удачным. Что не получилось в 2003 году, когда ты впервые отправился покорять международные чемпионаты?

– Это забавная история. Мы приехали в Европу вдвоем – я и Владимир Лабазов. И за нами наблюдал в том числе и Джанкарло Минарди (бывший глава команды “Minardi” в “Формуле 1”. – Прим. ред.). У него, видимо, глаз наметан – он сразу сказал, что Володе надо идти в кузова, а из меня еще что-то может получиться. Но предупредил, что работать надо много… В 2003 году я как раз получил звание лучшего гонщика России, а, приехав в Европу, оказался в конце второго десятка не самой престижной серии. Вот вам и цена такого звания. Впрочем, тогда мы вообще не знали, что делать, где выступать, какие выбирать команды. Наверное, ошиблись с серией. Может быть, надо было пойти в “Формулу 3”. Сейчас уже сложно сказать. Но тогда пришлось вернуться в Россию.

– Был в карьере момент, когда хотелось сказать “Хватит! Больше не могу”?

– Да, как раз тогда. В начале 2004 года я провалил гонку в Европе, и спонсоры сказали, что смысла поддерживать меня больше нет. Что это будут просто выброшенные деньги. Тогда наступило отчаяние, я вообще не понимал, что делать. Мне не хотелось бросать гонки, но и возвращаться на российские трассы тоже. Конечно, это был огромный шаг назад. Но другого выхода не было – я хотел гоняться. Мы решили продолжить выступать в России, выиграли в один год два чемпионата – один в прототипах “Lada Revolution”, другой – в “Формуле 1600”. И спонсоры вернулись. Очень сложно пришлось и этой зимой. Мы вели переговоры с пятью командами, но со спонсорской поддержкой дела не складывались. Мы просто не могли найти финансирование. Вот тогда в голову снова полезли дурные мысли. Пару месяцев назад я всерьез думал, что больше не буду заниматься гонками...

“Не хочу переубедить каждого”


– У ТЕБЯ есть какие-нибудь особенные приметы? Вот Михаэль Шумахер, к примеру, все время берет в кокпит расческу, которую ему подарила перед одной из гонок дочь. Дэвид Култхард в свое время предпочитал выступать в одном и том же комплекте нижнего белья, пока не истер его до дыр. Ты суеверен?

– Да, есть, но я не готов об этом говорить. Это личное. Единственное, что любой может заметить, – я всегда сажусь в машину с левой стороны.

– В обычной жизни гоночные навыки мешают или помогают?

– Естественно, помогают, но я езжу спокойно. Мне хватает адреналина и на трассе. Думаю, чем больше у нас людей будет заниматься гонками – хотя бы любительским картингом, тем меньше будет хамства на обычных дорогах.

– В России многие эксперты часто тебя недооценивали. Обращали внимание на отсутствие картингового опыта. Потом списали тебя со счетов, когда в 2008 году ты проиграл схватку внутри команды Лукашу Ди Грасси. Сейчас наверняка многие будут говорить о том, что ты в “Формуле 1” лишь благодаря деньгам. Как справляться с такой критикой?

– Просто не обращать внимание. Я не собираюсь пытаться переубедить каждого. Критика была не только в 2008 году. Много лет подряд. Все время сочинялись какие-то байки про несметные богатства моей семьи, про деньги, которые вкладываются в мои выступления. Что было на самом деле – знают единицы. Я понимал, что не стоит обращать на все это внимания, что мне надо работать, старался выкладываться по максимуму, и мне безразлично, что говорят другие. Сейчас я пилот “Формулы 1”. И этим все сказано.

– Есть надежда, что когда-нибудь ты сможешь выйти на старт “Гран-при России” или это по-прежнему утопия?

– Мне бы очень этого хотелось. Но у нас сложная страна. Я знаю, как проходили поиски спонсора этой зимой, поэтому не уверен, что в ближайшем будущем “Гран-при России” состоится. Если не нашлось денег поддержать одного гонщика, то вряд ли хватит средств, чтобы построить трассу уровня “Формулы 1”…

Беседовал Олег КАРПОВ,
фото из архива Виталия ПЕТРОВА,
GP2 Media”, “RenaultF1”

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: