Рубрики

Владельцам автомобилей – участников олдтаймер-ралли, устроенного компанией “Škoda”, близка только первая часть нынешнего слогана марки “Simply Clever”…

11:37 17-10-2017

Навигация, усилитель руля, турбонаддув, система стабилизации… забыты! Сегодня никакой привычной “синтетики” – олдтаймеры Škoda натуральны до последнего механизма! А чтобы атмосферно проехать на них маршрут по горным дорогам, соединяющим курорты с минеральными источниками, мы по старинке полагаемся на дорожные карты, одометр и секундомер.

Время, вперед!

Навигация, усилитель руля, турбонаддув, система стабилизации... забыты! Сегодня никакой привычной “синтетики” – олдтаймеры Škoda натуральны до последнего механизма! А чтобы атмосферно проехать на них маршрут по горным дорогам, соединяющим курорты с минеральными источниками, мы по старинке полагаемся на дорожные карты, одометр и секундомер.


Короткий инструктаж по правилам ралли – и вот мы с дорожными легендами наперевес гуртом высыпаем на парковку отеля в кукольных Карловых Варах. Учитывая почтенный возраст и специфику управления многих любезно предоставленных для соревнования машин, вместе с нами маршрут разделят их владельцы. Большинство – энтузиасты с горящими глазами и фанатичные коллекционеры. Вообще, в Чехии увлечение восстановлением раритетов невероятно популярно.

Например, в гараже владельца нашего Škoda 1000 помимо восьми автомобилей той же марки бережно хранятся пара мотоциклов, трактор и легковая Tatra. Казалось бы, вполне приличная коллекция. Но умудренный сединами чех на это только вздыхает, сокрушаясь по поводу дефицита... места. Стоимость модели 60-х годов колеблется, в зависимости от состояния, в районе каких-нибудь 100.000 чешских крон. То есть достойный музейного подиума экземпляр, как заверяют аборигены, обойдется тысяч в триста рублей!


  Готический замок XII века в городе Локет считается самым старым из сохранившихся
  в Средней Европе. Излучина реки Огрже напоминает изогнутую руку. Отсюда город
  и получил свое название, в переводе означающее “локоть”.

 

Отчасти причиной, по которой в Чехии сохранилось такое количество автомобилей послевоенных лет, стала сама история. В середине прошлого века на конвейере предприятия в Млада-Болеславе приступили к производству модели 1200. Позже количество заводов выросло до трех, но до конца пятидесятых основными заказчиками были государственные и правоохранительные органы, поэтому в народе до сих пор остался образ этого автомобиля, аналогичный зловещему образу “воронка” в Советском Союзе. Но уже в 1959 году, с началом сборки Octavia, в Чехословакии начался настоящий автомобильный бум. Машины попали в частные гаражи, и, учитывая замкнутость рынка, большинство из них осталось в стране. Продолжением развития моделей стали Škoda 1000 и Škoda 100, которые еще 10-15 лет назад легко можно было встретить в городском потоке.


  При объеме в 988 кубических сантиметров мотор развивал 42 л.с. Максимальная
  скорость была 120 км/ч, разгон до “сотни” занимал 27 секунд.

 

– Вы умеете пользоваться механической коробкой передач? – с заметной опаской интересуется Карел, владелец нашего боевого Škoda 1000 MB de Luxe 1969 года выпуска с третьим стартовым номером на борту. После короткого знакомства и разговора о моей личной Škoda на механике напряженное выражение на лице сменяется улыбкой. Можно переходить к изучению органов управления.


  Салон автомобиля 60-х просторным не назовешь, даже чтобы попасть внутрь, нужна сноровка.

 

В отличие от моделей ранних годов выпуска, рычаг коробки передач привычно торчит из тоннеля. Да и схема переключения соответствует общепринятой на современных автомобилях. А некоторым повезло меньше. В попытке врубить “первую” на родстере Felicia вы с большой вероятностью попадете в “четвертую”. А в великолепном салоне Škoda 1201 на полу пустота – селектор механики “произрастает” из рулевой колонки с правой стороны. И изучать алгоритм смены передач приходится вслепую.


Старина рулит!

Взмах клетчатого флага – и автомобили в порядке строгой очередности чинно выдвигаются на маршрут. В каждом экипаже – водитель и штурман: пока первый привыкает к автомобилю, задача второго давать четкие указания по трассе. Роудбук отсылает нас в эпоху бумажных карт, когда путешествие по незнакомому маршруту было неразрывно связано с отсчетом километража, поворотов и чтением указателей населенных пунктов.


  Škoda 1201 – первый автомобиль марки с цельнометаллическим кузовом. В послевоенные
  годы он надолго занял роль автомобиля государственной номенклатуры.

 

Так как наш отель живописно расположился в самой верхней точке долины реки Тепла, дорога сразу уходит вверх в горы. Вторая, максимум третья передача – все, что можно себе позволить на подъемах. Мощности литрового двигателя хватает далеко не всегда, но мы азартно догоняем экипаж номер два, на желтой “Octavia” 1960 года. Разница в мощности небольшая, однако годы берут свое. У более нового Škoda 1000 значительно меньшая масса – все-таки кузов уже несущий. Избавиться от кардана удалось за счет того, что двигатель перенесли назад. Там же расположили коробку передач, дифференциал и приводы колес.


> Знаменитый своими минеральными источниками регион Карловых Вар может похвастать и прекрасным фарфором, и ликером “Бехеровка”, и стеклодувами фирмы “Мозер”.


Словно в подтверждение плюсов прогресса, нас на удивление бодро обгоняет Škoda S100L. У него та же компоновка, более жесткий кузов и мощный двигатель, а также передние дисковые тормоза. Машина уверенней чувствует себя на крутых спусках и энергичней прет в гору. Кстати, модель выпускалась до конца 70-х годов с незначительными изменениями.

Формат проведения ралли включал в себя четыре этапа по 50- 70 километров каждый плюс короткие спецучастки, буквально по 100-150 метров, которые требовалось преодолеть за определенное количество секунд, ни разу не остановившись. Именно эта вводная и подвела наш экипаж. Пройдя один из таких “спецов” с лучшим результатом, на другом наш раритет предательски заглох. Итог – незачет и прощание с местом в тройке лидеров.


  В каждом повороте нужен максимальный контроль. Тормоза и рулевое
  работают своеобразно и требуют привыкания.

 

Проехав через Беков и Тепла на север от Карловых Вар, оказываемся в Марианске-Лазне, втором по величине курорте с минеральными источниками и просто красивом городе, в который хочется вернуться хотя бы ради променада по тенистым садам. Пейзаж за окном меняется так же быстро, как строчки в роудбуке – и вот мы уже в бывшей резиденции австрийского канцлера, Ланзе-Кинжварт. Яхимов, здравница с водой с максимальным содержанием радона, встречает нас большим парком с чинно прогуливающимися отдыхающими в одинаковых пижамах.

Желание гнать совсем пропадает. Хочется раствориться в антураже, стать его частью. Этот нетронутый временем уголок старой Европы сохранил благородное умиротворение. Здесь лечит не столько вода, сколько само место. А калейдоскоп пейзажей можно прервать только клетчатым флагом.


  В части комфорта прадедушка современных машин вполне неплох. Управление машиной
  доступно даже представительницам прекрасного пола.

 

Вот и последний спецучасток. Но пересечь линию финиша – значит, прервать чудное путешествие в прошлое. И, словно понимая мое настроение, стрелка механического секундомера магическим образом замирает на цифре 12 – кончается завод пружины. Время, столь неумолимо летящее вперед, снова останавливается...

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: