Рубрики

Власть меняется?

“Большие призы” на экваторе сезона-2009

Традиционный летний перерыв в чемпионате мира “Ф 1” в этом году совпал с полным изменением расстановки сил. Лидеры первой части сезона из “Brawn GP” провалили предотпускной “Гран-при”, еще раз четко обозначив масштаб надвигающегося кризиса. Дальше скорее всего побеждать будут другие. Фавориты прошлых лет – “Ferrari”, “McLaren” и “Renault” – кажется, справились со своими проблемами и теперь станут бороться только за места на подиуме.

“Brawn GP”

КОМАНДА Росса Брауна, похоже, отходит на роль, которую ей прочили с первых дней ее появления на свет, – крепкого середняка, изредка “цепляющего” очки.

Дженсон Баттон – все еще лидер первенства, но после шести побед на старте сезона он в последних трех гонках не сумел подняться на подиум, а в Будапеште и вовсе попал в очковую зону по счастливой случайности. Теперь у британца наступают горячие деньки. Если ситуацию не удастся выправить в кратчайшие сроки, то уже к азиатскому турне Баттон останется у разбитого корыта.

Вторая половина сезона будет сложной для
Дженсона Баттона. Но пока он - лидер чемпионата

Между тем девственно-белые борта автомобилей “Brawn GP” говорят об отсутствии серьезной спонсорской поддержки. А без нее рассчитывать на значительный прогресс по ходу чемпионата нельзя. Само собой, инженеры Брауна готовят новинки, но угнаться за темпами обновлений машин заводских команд у них нет возможности.

Впрочем, еще не все потеряно. Преимущество в чемпионате у Баттона по-прежнему велико. Конечно, если он продолжит выступать так же, как это было в Венгрии, от отрыва ничего не останется уже через три гонки. Но, по словам Дженсона, в команде готовится очередной комплекс обновлений автомобиля, и скоро можно ожидать улучшения результатов. А если этого не произойдет? Тогда у Баттона сохраняется шанс завоевать чемпионский титул малой кровью. Это вполне реально, если в ближайших гонках “Ferrari”, “McLaren” и “Renault” с такой же крейсерской скоростью опередят и “Red Bull”. Тогда Себастьян Феттель с Марком Уэббером перестанут быть помехой для подопечных Брауна. Ведь при таком раскладе Хэмилтон и Райкконен уже не успеют догнать Баттона, однако выставят и британца, и его ближайших преследователей из борьбы за большие очки. В принципе Дженсону сейчас все равно, будут “Brawn GP” и “Red Bull” обмениваться друг с другом успехами или провалами. Главное – сохранить паритет.

Правда, для того, чтобы полностью обойти “Red Bull” по скорости, “Ferrari” и “McLaren” потребуется еще пара этапов. А к тому времени от преимущества Баттона может не остаться и следа.

Тем не менее еще рано “Brawn GP” уповать на помощь “красных” и “серебристых”. Да, есть проблемы со спонсорами, да, машина теряет в скорости… Но у руля этой команды стоит Росс Браун – человек, все и всем в “Ф 1” уже доказавший. В начале сезона никто не верил в то, что его “конюшня” выживет, теперь мало кто верит, что она удержится на вершине. И все-таки Баттон – все еще лидер чемпионата и фаворит.

“Red Bull”

НЕ ВЫЙДИ на старт сезона “Brawn GP”, к осени мы уже имели бы чемпиона из “Red Bull”. Команда Кристиана Хорнера – единственная, которая могла угнаться за британской “конюшней”, а в Китае, на третьем этапе чемпионата, даже вырвала победу в дождевой гонке. Но из-за собственных ошибок ее пилоты не сумели удержаться на расстоянии атаки по отношению к гонщикам “Brawn GP”. Если Баттон буквально выцарапывал каждую возможность, подаренную ему этим сезоном, то о Феттеле и Уэббере такое не скажешь. Молодой немец разбил машину в Австралии и Монако, австралиец был медленнее и своего напарника, и Баттона с Баррикелло.

К экватору сезона у пилотов австрийской “конюшни” было солидное отставание от Баттона, но сейчас у них появился шанс исправиться. Оба должны в ноги кланяться Эдриану Ньюи. Во-первых, за то, что построил для них столь быструю машину, которая может выигрывать гонки. Во-вторых, за модернизацию автомобиля в середине сезона, которая теперь способна принести австрийцам оба титула.

Однако есть две проблемы, которые могут помешать пилотам Хорнера догнать подопечных Брауна. Первая – в самих гонщиках. В “Brawn GP” Дженсон Баттон сразу же принялся выигрывать все подряд, и ни у кого даже вопросов не возникает, кто лидер этой команды. В “Red Bull” до сих пор не определились, кому из гонщиков нести знамя. Феттель фантастически быстр, но очень молод и нестабилен, часто ошибается, и ему может не хватить опыта. Уэббер же явно медленнее напарника, о чем свидетельствует разгромный счет в квалификациях. Но австралийца не зря называют самым недооцененным гонщиком “Формулы 1”. За счет характера и воли сейчас он не только стал соперничать с феноменальным партнером, но и обошел его в личном зачете. Любой из них может выиграть, однако велика и вероятность повторения ситуации в “McLaren” в сезоне-2007, когда Алонсо и Хэмилтон досоперничались до такой степени, что подарили титул Райкконену.

Проблема номер два – возросшая конкуренция со стороны “Ferrari” и “McLaren”. Хэмилтон уже доказал в Венгрии, что может выигрывать гонки в этом году. Кими Райкконен отстал от него в Будапеште совсем ненамного. Ну и не надо забывать, что в Валенсии к “Ferrari” присоединится Михаэль Шумахер. Уж он-то точно знает, что надо “конюшне” для побед. Плюс ко всему, активизировались “Williams” и “Renault”. Пока все они чуть уступают “Red Bull” по чистой скорости. Но в каждой гонке очки придется выцарапывать. И здесь может сказаться то, что Феттелю и Уэбберу, только еще начавшим привыкать к роли фаворитов, придется практически на равных автомобилях бороться с чемпионами мира Хэмилтоном, Райкконеном, Алонсо и самим Михаэлем Шумахером. Даже если “Brawn GP” полностью провалит концовку сезона, легче от этого Феттелю и Уэбберу точно не станет.

Ferrari

БОЛЬШИЕ парни возвращаются. “Ferrari” еще в начале чемпионата регулярно боролась в пределах очковой зоны, но отставание от “Brawn GP” и “Red Bull” казалось катастрофическим. Тем не менее работа в Маранелло шла стахановскими темпами, и к середине сезона команда уже почти добралась до показателей прошлого года, когда завоевала Кубок конструкторов.

К тому же в “конюшню” возвращается Михаэль Шумахер. Он заменит попавшего в аварию Фелипе Массу. По мнению Кристана Хорнера, босса “Red Bull”, Михаэль вполне может уже в Валенсии принести “Ferrari” первую в сезоне победу. И с задачей, которую провозгласил Стефано Доменикали: добраться до третьего места, – команде теперь вполне по силам справиться. Другое дело, что за титулы побороться все же вряд ли удастся. Для этого потребуется, чтобы гонщики “Brawn” и “Red Bull” ни разу по ходу сезона больше не попали на подиум.

“McLaren”

“МЫ ПОТЕРЯЛИ полгода по сравнению с соперниками в прошлом году. Пока мы боролись за титул с “Ferrari”, остальные уже начали разработку новых машин. Мы начали чемпионат с этим отставанием, но сейчас полгода прошли, и мы снова здесь”, – так объяснил Льюис Хэмилтон то, что происходило в нынешнем сезоне с “McLaren”. На первых этапах действующий чемпион мира несколько раз не прошел сито квалификационной сессии, а в Венгрии уже поднял над собой Кубок за победу на “Гран-при”.

Опыт команды все же сказался. Ко второй половине первенства “McLaren” полностью обновила автомобиль, в Венгрии Льюис выиграл гонку играючи, набрав сразу же больше очков, чем за всю прошедшую часть сезона. Вряд ли можно считать, что у “McLaren” сейчас самая быстрая машина. Еще в начале чемпионата эксперты отмечали, что “MP4/23” неплохо себя ведет на медленных трассах. Что и помогло Хэмилтону победить на “Хунгароринге”. На остальных автодромах машины “McLaren” также будут быстры, но вряд ли потягаются с “Red Bull”. Тем не менее для команды принципиально обогнать в очной борьбе “Ferrari”.

Renault

ПОСТЕПЕННО французы начали раскачиваться. Темпы совершенствования автомобиля у них не столь быстры, как у “Ferrari” или “McLaren”, однако в Венгрии Фернандо Алонсо уже смог завоевать поул-позицию. Так что “Renault” не надо сбрасывать со счетов – команда вполне может внести свои коррективы в распределение мест во главе обоих зачетов.

Делать это предстоит уже без Нельсона Пике. После полутора провальных сезонов бразильца наконец уволили. Из-за запрета на тесты по ходу чемпионата, введенного в этом году, его сменщику Ромэну Грожану едва ли удастся сразу же существенно помочь команде. Впрочем, хуже в любом случае не станет. Пике-младший в этом сезоне ни разу не финишировал выше десятого места, в то время как Алонсо продолжал в одиночку набирать очки для “Renault”. Отдав пилотское кресло Грожану, босс команды Флавио Бриаторе может рассчитывать на то, что молодой француз наберется опыта и следующий сезон проведет не в пример лучше своего предшественника.

Williams

ЭТА “КОНЮШНЯ” также может похвастать прогрессом по ходу чемпионата. После четвертого места на венгерском этапе Нико Росберг заявил, что его автомобиль проигрывает в скорости только машинам “Red Bull”. Судя по выступлениям второго пилота команды Казуки Накадзимы, этого не скажешь: японец до сих пор не набрал ни одного очка, в то время как Росберг стабильно финиширует в восьмерке сильнейших.

Помимо этого дисбаланса запомнилась команда по ходу чемпионата и несколькими демаршами. В нашумевшем конфликте между “конюшнями” и Международной автомобильной федерацией “Williams” изначально приняла сторону FIA, за что была исключена из состава ассоциации команд “Формулы 1”. А когда Михаэль Шумахер надумал вернуться в “Ф 1” и попросил у всех команд разрешения обойти запрет на тесты и провести день испытаний за рулем нового автомобиля “Ferrari F60”, одна лишь “Williams” не дала своего согласия. Шумахеру пришлось нарезать круги за рулем старушки “F2007”, на которой Кими Райкконен выиграл чемпионат два года назад...

Toyota

В ЯПОНСКОЙ команде продолжают мечтать о первой победе. В начале чемпионата на то даже были некоторые основания. Ярно Трулли пару раз финишировал на подиуме и занял поул-позишн в Бахрейне. Но на фоне прогресса остальных команд “Toyota” к середине чемпионата скорость растеряла. Тем не менее все меньше ходит слухов относительно того, что японцы покинут “Формулу 1”. В начале сезона поговаривали, что руководство концерна отмерило “конюшне” срок, в течение которого нужно было добыть победу – дескать, только в этом случае она бы сохранила прописку в чемпионате мира. Выиграть не удалось, но и уходить “Toyota” вроде как передумала.

BMW-Sauber

БАВАРЦАМ осталось провести в чемпионате лишь семь гонок, и вряд ли они доставят болельщикам команды из Хинвилла много положительных эмоций. Подиум Ника Хайдфельда в Малайзии так и остался единственным достижением в этом сезоне, хотя перед его началом “BMW-Sauber” считали едва ли не главным фаворитом. Но пока “конюшня” занимает лишь восьмое место в Кубке конструкторов, и новость о ее уходе из чемпионата не стала большой сенсацией. Три года подряд после дебюта баварцы поражали публику стабильным восхождением на вершину, но так до нее и не добрались. Теперь же “в долгосрочную стратегию развития” марки “Формула 1” больше не входит.

ToroRosso

С УХОДОМ своего бывшего босса Герхарда Бергера “конюшня” потеряла лицо и окончательно превратилась в дочку “Red Bull”. Теперь в команде обкатывают молодежь по программе поддержки австрийской фирмы. С начала сезона за рулем одной из “Toro Rosso” катается Себастьен Буэми, в Венгрии к нему присоединился Хайме Альгерсуари. Испанец заменил в команде капризного и, как оказалось, не слишком быстрого Себастьена Бурдэ и стал самым молодым в истории “Больших призов” пилотом, вышедшим на старт гонки. Ничем другим “Toro Rosso” в этом году не запомнилась, хотя еще даже не успела отпраздновать годовщину со дня своей первой победы, случившейся в Монце в сентябре 2008-го. Теперь это лишь бледная тень той дерзкой и харизматичной команды Бергера.

ForceIndia

МОГ ЛИ представить себе Виджей Малья, что пилоты его команды в начале чемпионата будут бороться на равных с “McLaren”? Вряд ли. Однако еще сложнее было вообразить, что Джанкарло Физикелла и Адриан Сутил станут регулярно опережать Льюиса Хэмилтона в квалификациях, но этого будет не хватать даже для того, чтобы набрать первые в истории индийской команды очки. “Force India” догнала “McLaren”, не улучшив своих позиций в задних рядах стартового поля...

Между тем время шло, британцы подбирались к лидирующей группе, а парни Виджея Мальи так и остались позади. Луч света пробился сквозь тучи на “Гран-при Германии”, но Сутила, шедшего в очковой зоне, как и год назад в Монако, с трассы выбил Кими Райкконен...

Олег КАРПОВ,
фото команд

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: