Рубрики

Водные процедуры. Время выбирать гидроцикл

15:46 13-06-2012

Каждый год растет число любителей активного отдыха на воде, и в России сейчас, наверное, не найдешь ни одного приличного водоема или реки, водную гладь которых не рассекали бы гидроциклы. Но чтобы катание по волнам доставляло только приятные эмоции, надо правильно выбрать модель аквабайка.

Каждый год растет число любителей активного отдыха на воде, и в России сейчас, наверное, не найдешь ни одного приличного водоема или реки, водную гладь которых не рассекали бы гидроциклы. Но чтобы катание по волнам доставляло только приятные эмоции, надо правильно выбрать модель аквабайка.

Eсли вы намерены использовать гидроцикл для спокойных водных прогулок, то выбирать надо среди моделей “сидячего” типа, туристической (“семейной”) категории, которые могут не без комфорта катать двоих или троих седоков и позволяют взять с собой некоторое количество поклажи. Акватория использования таких аквабайков включает в себя широкие реки, большие озера и прибрежные морские воды.

Среди “туристов” есть своя градация. Для тех, кто еще только приобщается к этой технике, наверное, больше подойдут модели начального уровня. При невысокой цене у них есть все необходимые потребительские свойства: емкость отделений для поклажи почти

Несмотря на непритязательную внешность, “сидячие” аквабайки начального уровня
могут доставить совсем не “бюджетное” удовольствие от катания.

120 л, три посадочных места, буксировочный крюк (если вашим пассажирам захочется прокатиться на водных лыжах или вейкборде), топливный бак на 60 л, обеспечивающий автономное плавание в среднем часа на три-четыре. Под капотом – трех- или четырехцилиндровый двигатель мощностью под 130 л.с. или чуть больше. У некоторых “гидриков” имеется подключаемый электронный “ошейник”: достаточно вставить в скважину специальный ключ, и двигатель перестанет набирать максимальные обороты. Совсем не лишняя опция для начинающих аквабайкеров.

Внешний вид у младших моделей непритязательный, однако на удовольствии от катания это не сказывается. Скорости и маневренности у них – с запасом даже для опытного водителя. И управлять таким “туристом” легко научится любой новичок. Главное, всегда помнить о том, что поворачивать на гидроцикле можно только тогда, когда жмешь на газ. Ведь вращая руль, водитель аквабайка поворачивает сопло водометного движителя. Чем выше обороты, тем больше воды проходит через сопло, тем быстрее и четче аппарат отзывается на команды водителя. Если отпустить гашетку газа, то сменить направление практически невозможно, как ни крути руль.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Если вы не арендуете место в яхт-клубе, то спуск “сидячего” гидроцикла на воду может стать проблемой. Привозите вы его к водоему, допустим, в автомобильном прицепе – и что дальше? Оптимальный вариант – когда на берегу оборудован бетонный или гравийный съезд. Здесь достаточно сдать задним ходом, погрузив прицеп в воду – тогда снять аквабайк можно без труда. Однако на “диком” водоеме такой маневр не пройдет – вы рискуете утопить не только прицеп, но и машину. В подобных местах требуется лебедка, чтобы, оставив автомобиль на твердой почве, “стравить” прицеп с гидроциклом к воде, а затем так же извлечь обратно. В любом случае такие манипуляции лучше не делать в одиночку. Ведь если что-то пойдет не так, то самостоятельно выудить прицеп и “гидрик” суммарным весом под 700 кг не сумеет даже суператлет.

Премиум-модели именитых производителей – это изысканный дизайн, мощные моторы
и солидный набор полезных опций – от круиз-контроля до глубиномера.

Есть в “семейном” классе и весьма навороченные модели с мощными моторами, с различными дополнительными опциями. В таких аквабайках могут быть даже тормоза и регулируемая подвеска. В зависимости от условий эксплуатации (гладкая вода или морские волны) водитель может настроить степень амортизации.

Кроме того, дорогие модели нередко оснащаются такими полезными устройствами, как регулировка наклона руля, круиз-контроль, глубиномер...

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Пускаться в плавание с места в карьер не рекомендуется. Прежде чем заводить мотор, лучше отвести аквабайк от берега на несколько метров. Это правило становится обязательным, если берег песчаный или земляной. Попавший внутрь водометного движителя песок и грунт быстро “прикончат” турбину. По той же причине глушить “гидрик” при возвращении тоже советуем за несколько метров до предполагаемого места остановки.


Ближе к спорту

Для, кому по нраву на огромной скорости носиться по водной глади и восхищать публику виртуозными маневрами, выпускаются спортивные “сидячие” модели. Они отличаются от “туристов” большей мощностью при меньших габаритах и весе. Кроме того, даже при наличии пассажирского места эти машины априори предназначены для “сольных выступлений”. Ведь они развивают под 300 “лошадок”, что при массе 350-400 кг делает их очень требовательными к водительским навыкам.

Cпортивные “сидячие” модели выдают под 300 “лошадок” и развивают максимальную
скорость за “сотню”, что примерно соответствует 300 км/ч обычных байков на асфальте.

Как правило, такие гидроциклы оснащаются четырехтактными двигателями с тремя или четырьмя цилиндрами. При их проектировании используются самые передовые разработки: впрыск топлива, двухвальные головки блока, турбонаддув. С такими моторами аквабайки уверенно держат скорость за “сотню”. А “сотня” на воде – это, считай, почти 300 км/ч на асфальте...

Управлять спортивными моделями в прин-ципе тоже несложно. У некоторых моделей, кстати, с помощью электронного ключа можно ограничить максимальную мощность, что позволяет осваивать их в относительно спокойном режиме. Однако полностью использовать все возможности такой техники по силам лишь настоящим профи, обладающим не только большим опытом, но и хорошей физической подготовкой.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Какая бы жара ни стояла на улице, это не отменяет требования безопасности. Перед выходом на воду обязательно надо надевать спасательный жилет – иначе, если перевернетесь метрах в пятистах от берега и не сумеете вновь оседлать гидроцикл, проблематично будет вплавь добраться до суши. А в прохладную погоду по той же причине отнюдь не лишним окажется гидрокостюм – без него дальние заплывы в холодной воде чреваты самыми негативными последствиями.

Производители стремятся наделить спортивные гидроциклы отточенной управляемостью, придумывая все более изощренные варианты конструкции днища, экспериментируя с формой водометных сопел. Если перевести хорошую управляемость на воде на сухопутный лад, то можно сказать, что “спорты” рулятся как мотоциклы класса “нейкед”. Помимо базовых настроек водитель может менять дифферент от носа к корме, тем самым прямо на ходу меняя реакцию гидроцикла на поворот руля. Это очень приятная опция: если перед поворотом сместить дифферент на нос, то “гидрик”, подныривая капотом, ввинчивается в поворот словно штопор, а если в этот момент сместить дифферент на корму, аквабайк “выстреливает” при открытии газа как из пращи.

Кстати, полностью раскрыть потенциал этих моделей позволяет лишь открытая вода морских побережий или больших водохранилищ. Только там можно вдоволь насладиться мощными ускорениями и впечатляющей “максималкой”.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Из соображений безопасности лучше не кататься в одиночку, особенно на большом водоеме. Обязательно оставляйте на берегу напарника, который сможет в экстренной ситуации организовать помощь. При более-менее дальних вояжах для оперативной связи с берегом советуем держать при себе водонепроницаемую рацию. Она сильно облегчит вам жизнь, если аквабайк случайно останется без бензина, заглохнет или перевернется на открытой воде.


В полный рост

Стоячие аквабайки – песня отдельная. По сухопутным меркам их можно уподобить спортивному мотоциклу – причем не шоссейному, в меру комфортному, а бескомпромиссному кроссовому.

“Стоячие” аквабайки по сухопутным меркам можно уподобить бескомпромиссному
кроссовому мотоциклу. Полностью раскрыть их потенциал могут лишь опытные аквабайкеры.

Эти аппараты предъявляют к аквабайкеру повышенные требования по части как умения, так и физической формы. Далеко не всем удается сразу “встать и поехать”. Забираются на “стоячие” модели в движении, и многие “чайники” первое время в лежачем положении тащатся за двигающимся гидроциклом, не в силах залезть на него и выпрямиться в полный рост. Для того чтобы научиться просто передвигаться на “стоячей” модели, уходит от нескольких часов до нескольких дней тренировок, а фигуры “высшего пилотажа” можно осваивать бесконечно.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Оказавшись на незнакомом водоеме или побережье, для начала малым ходом обойдите предполагаемую зону катания и осмотритесь. В случаях, когда дно не просматривается, имеет смысл воспользоваться глубиномером, а если ваш аквабайк таким прибором не оснащен, то портативным эхолотом – он подскажет, где глубоко, а куда лучше не заезжать. Рыбацкие сети не слишком опасны для плоскодонного “гидрика”, а вот отмели могут доставить массу неприятностей. Внезапное резкое торможение о грунт может катапультировать водителя через руль. А падения на скорости 40-50 км/ч с ударом о воду подобны падению на асфальт – тут возможны серьезные травмы.

Важная особенность управления “стоячим” аквабайком – необходимость все время поддерживать высокую скорость. Чем больше газ, тем резче можно заложить поворот. А новички зачастую этого боятся. Причем опыт катания на “сидячем” гидроцикле, даже спортивном, здесь не поможет – это совершенно разные вещи, требующие разных навыков и умений. Скажем, человеку весом за 100 кг или со слабой “вестибуляркой” на таком аппарате ловить особо нечего. Поехать-то можно, но смысла в этом мало, как и радости.

Зато, научившись управлять “стоячим” гидроциклом, даже новичок будет получать от катания большое удовольствие. При неспешных тренировках через пару месяцев можно научиться уже банальным трюкам фристайла: прыжкам с воды, полному подныриванию под воду, развороту в дрифте.

Еще одно преимущество аппаратов этого типа состоит в том, что они не нуждаются в морских просторах – им подходит, образно говоря, любая лужа.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ
Многие относятся к аквабайку как к дорогой игрушке и забывают, что для катания на нем необходимы права. Между тем при их отсутствии легко нарваться на штраф. Пройти обучение можно как на базе Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), так и в многочисленных водномоторных клубах. Сдавать же экзамен придется только в ГИМС.
Кроме того, согласно Водному кодексу РФ, гидроциклы причислены к маломерным судам, а этот статус устанавливает определенный порядок их эксплуатации. В течение десяти дней после покупки аквабайка вы должны зарегистрировать его в ГИМС и получить судовой билет и регистрационный номер. А перед каждым открытием сезона – проходить техосмотр..

Поделиться: