Миниатюрные колонки электрозаправки, торчащие среди снега, – вполне обычная картина для Швеции, где “зеленые” технологии в почете. Провода от них тянутся к серебристым “Volvo”, тоже привычным с виду, если не знать, что “V60 Plug-in Hybrid” – первый дизельный гибрид, для которого специальная электро-АЗС в общем-то не требуется. Его батареи можно заряжать и от бытовой сети.
Нынче на Западе автопроизводитель без гибридных машин чувствует себя так, словно вышел в свет в смокинге, но без галстука-бабочки. Это уже не мода, а “must have” – вещь, без которой в приличном обществе не обойтись. И само по себе наличие таких моделей в гамме – явление обыденное. Дело престижа – преподнести публике свою, еще небывалую версию. Вот шведы и подсоединили батареи дизельного гибрида к обычной розетке...
Работу литий-ионной батареи емкостью 11,2 кВт•ч контролирует встроенный компьютер, отслеживая уровень заряда каждого элемента и температуру. У аккумулятора есть собственная система водяного охлаждения и подогрева, “завязанная” на климатическую установку “Volvo”. Это позволяет поддерживать оптимальные параметры батареи независимо от погодных условий за бортом.
По оформлению салона “Plug-in Hybrid” лишь в некоторых деталях отличается
от обычного “V60”. Все остальное знакомо: элегантно, удобно, эргономично. |
Длительность зарядки зависит от возможностей бытовой электросети. Управляющая электроника способна учитывать максимально возможную силу потребляемого тока (десять или 16 ампер) и тем самым регулировать скорость зарядки. Для “V60 Plug-in Hybrid” она составляет от 3,5 до 7,5 часа. Пусть не быстро, но зато с гарантией того, что от высокой нагрузки не вышибет домашний предохранитель.
В “чистом” режиме
Для начала я выбрал режим “Pure”, при котором дизельный двигатель практически не востребован, зато по максимуму задействован 70-сильный электромотор, вращающий задние колеса и обладающий неплохим крутящим моментом в 200 Нм.
Нажатием кнопок можно выбрать один из трех рабочих режимов: “Pure” – только
электротяга, “Hybrid” – тандем турбодизеля и электродвигателя, а также “Power”, когда оба мотора выходят на пик своих возможностей. |
Разумеется, “Pure” меньше всего предназначен для темпераментной манеры вождения. И пока мы неспешно катимся по заснеженным дорожкам, есть время осмотреться в салоне. Впрочем, здесь все практически знакомо: элегантно, удобно, эргономично. А вот общий светодиодный дисплей вместо аналоговых приборов, на который с помощью меню выводятся все необходимые показатели – это уже что-то новое. “V60 Plug-in Hybrid” первым среди моделей “Volvo” получил цифровую информационную систему “Driver Information Monitor”.
“V60 Plug-in Hybrid” первым среди моделей “Volvo” получил цифровую информационную
систему вместо обычных приборов. |
Сейчас, к примеру, на экране я наблюдаю за уровнем заряда в батарее. Прилично еще остается, можно катить и катить на электротяге. При полной зарядке автомобиль способен проехать в этом режиме полсотни километров. Если, конечно, сильно не гнать. То есть когда гибрид эксплуатируется в городе, автовладелец может вообще не тратиться на солярку: для езды по маршруту “дом – работа” вполне хватит электромотора.
Тестовые машины восполняли запас энергии от специальной “электрозаправки”,
но шведы подчеркивают, что их дизельный гибрид можно зарядить и от домашней розетки. |
…Дорога вывела нас к замерзшему озеру. Организаторы проложили здесь ледовую трассу: участок для разгона/торможения и переставки, плюс извилистое кольцо. Вольвовцы просят по очереди попробовать здесь все ходовые режимы, чтобы показать, что их гибрид способен как просто сохранять стабильность на скользкой трассе, так и добавить в кровь адреналина.
“Hybrid” по умолчанию
Про повадки гибрида в режиме “Pure” много говорить не буду. Поскольку электромотор приводит в движение только задние колеса, то и “V60 Plug-in Hybrid” приобретает характер чисто заднеприводного автомобиля со всеми вытекающими отсюда нюансами. А гоняться в режиме “Pure” – это значит быстро разрядить батарею. Поэтому я нажимаю клавишу “Hybrid”, и под капотом просыпается пятицилиндровый 2,4-литровый дизель с турбонаддувом, выдающий 215 “лошадок”. Собственно, это стандартный режим для “V60 Plug-in Hybrid”. Электроника обеспечивает оптимальное взаимодействие турбодизеля и электромотора, по мере необходимости задействуя передние и задние колеса. Некое подобие подключаемого полного привода, за счет чего улучшается устойчивость автомобиля, а вдобавок заметно экономится топливо. В таком режиме, по заверению разработчиков, пробег “V60 Plug-in Hybrid” может составить около тысячи километров. Но поскольку дистанция нашего теста была намного меньше, проверить это не удалось.
Разъем для штекера на 220 вольт располагается под лючком на левом переднем крыле. |
Гибрид тяжелее обычной полноприводной дизельной версии (только батарея тянет на 130 кг), однако на поведении машины это практически не сказывается. Ход мягкий, подвеска словно не замечает мелкие неровности, руль с набором скорости слегка тяжелеет... А полный комплект фирменных вольвовских систем безопасности и электронных помощников предотвращает любые сносы.
Турбодизель, расположенный под капотом, вращает передние колеса, а электромотор,
питающийся от литий-ионной батареи (на рисунке выделена голубым цветом) – задние. Электроника регулирует оптимальную подачу тяги по осям, обеспечивая гибриду постоянный полный привод. Дуэт двух двигателей способен выдать максимальную совокупную мощность 285 л.с. и крутящий момент 640 Нм. |
Но здесь, на озере, я отключил систему стабилизации. Резкий старт. Корму автомобиля слегка повело, но электроника мгновенно скорректировала тягу между осями, и “V60 Plug-in Hybrid” стал послушным, как полноценный полноприводный автомобиль. Не менее уверенно я сделал пару переставок и резко – педаль в пол! – затормозил. Мой “Volvo” даже не пытался уйти с траектории.
Кстати, при обычном движении машину останавливает электромотор, замедляя вращение задних колес. Заодно энергия торможения рекуперируется, подзаряжая аккумуляторы. А в тех случаях, когда рекуперации недостаточно и необходимо более мощное торможение, система дополнительно активирует механические тормоза.
…И другие возможности
Но самый активный характер “V60 Plug-in Hybrid” проявляет в режиме “Power”, когда оба двигателя работают на пике своих возможностей. Причем электромотор присоединяется к дизелю мгновенно. Такая тяга обеспечивает гибридному “V60” разгон до “сотни” всего за 6,1 с.
Наконец, есть еще один режим – “AWD”. Это, по сути, принудительный полный привод: электроника заставляет дизель и электромотор работать постоянно; передние и задние колеса все время вращаются вместе, обеспечивая лучшее сцепление с дорожным покрытием. Правда, надо иметь в виду, что тяга на заднюю ось ограничивается возможностями электродвигателя, так что режимом “AWD” можно пользоваться на скоростях не выше 120 км/ч. Впрочем, при сложных дорожных условиях больше и не надо...
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Volvo читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон