Рубрики

“Volvo” от розетки, или Разные характеры шведского дизельного гибрида

14:16 25-03-2013

Миниатюрные колонки электрозаправки, торчащие среди снега, – вполне обычная картина для Швеции, где “зеленые” технологии в почете. Провода от них тянутся к серебристым “Volvo”, тоже привычным с виду, если не знать, что “V60 Plug-in Hybrid” – первый дизельный гибрид, для которого специальная электро-АЗС в общем-то не требуется.
Его батареи можно заряжать и от бытовой сети.

Миниатюрные колонки электрозаправки, торчащие среди снега, – вполне обычная картина для Швеции, где “зеленые” технологии в почете. Провода от них тянутся к серебристым “Volvo”, тоже привычным с виду, если не знать, что “V60 Plug-in Hybrid” – первый дизельный гибрид, для которого специальная электро-АЗС в общем-то не требуется. Его батареи можно заряжать и от бытовой сети.

Нынче на Западе автопроизводитель без гибридных машин чувствует себя так, словно вышел в свет в смокинге, но без галстука-бабочки. Это уже не мода, а “must have” – вещь, без которой в приличном обществе не обойтись. И само по себе наличие таких моделей в гамме – явление обыденное. Дело престижа – преподнести публике свою, еще небывалую версию. Вот шведы и подсоединили батареи дизельного гибрида к обычной розетке...

Работу литий-ионной батареи емкостью 11,2 кВт•ч контролирует встроенный компьютер, отслеживая уровень заряда каждого элемента и температуру. У аккумулятора есть собственная система водяного охлаждения и подогрева, “завязанная” на климатическую установку “Volvo”. Это позволяет поддерживать оптимальные параметры батареи независимо от погодных условий за бортом.

По оформлению салона “Plug-in Hybrid” лишь в некоторых деталях отличается
от обычного “V60”. Все остальное знакомо: элегантно, удобно, эргономично.

Длительность зарядки зависит от возможностей бытовой электросети. Управляющая электроника способна учитывать максимально возможную силу потребляемого тока (десять или 16 ампер) и тем самым регулировать скорость зарядки. Для “V60 Plug-in Hybrid” она составляет от 3,5 до 7,5 часа. Пусть не быстро, но зато с гарантией того, что от высокой нагрузки не вышибет домашний предохранитель.

В “чистом” режиме

Для начала я выбрал режим “Pure”, при котором дизельный двигатель практически не востребован, зато по максимуму задействован 70-сильный электромотор, вращающий задние колеса и обладающий неплохим крутящим моментом в 200 Нм.

Нажатием кнопок можно выбрать один из трех рабочих режимов: “Pure” – только
электротяга, “Hybrid” – тандем турбодизеля и электродвигателя, а также “Power”,
когда оба мотора выходят на пик своих возможностей.

Разумеется, “Pure” меньше всего предназначен для темпераментной манеры вождения. И пока мы неспешно катимся по заснеженным дорожкам, есть время осмотреться в салоне. Впрочем, здесь все практически знакомо: элегантно, удобно, эргономично. А вот общий светодиодный дисплей вместо аналоговых приборов, на который с помощью меню выводятся все необходимые показатели – это уже что-то новое. “V60 Plug-in Hybrid” первым среди моделей “Volvo” получил цифровую информационную систему “Driver Information Monitor”.

“V60 Plug-in Hybrid” первым среди моделей “Volvo” получил цифровую информационную
систему вместо обычных приборов.

Сейчас, к примеру, на экране я наблюдаю за уровнем заряда в батарее. Прилично еще остается, можно катить и катить на электротяге. При полной зарядке автомобиль способен проехать в этом режиме полсотни километров. Если, конечно, сильно не гнать. То есть когда гибрид эксплуатируется в городе, автовладелец может вообще не тратиться на солярку: для езды по маршруту “дом – работа” вполне хватит электромотора.

Тестовые машины восполняли запас энергии от специальной “электрозаправки”,
но шведы подчеркивают, что их дизельный гибрид можно зарядить и от домашней розетки.

…Дорога вывела нас к замерзшему озеру. Организаторы проложили здесь ледовую трассу: участок для разгона/торможения и переставки, плюс извилистое кольцо. Вольвовцы просят по очереди попробовать здесь все ходовые режимы, чтобы показать, что их гибрид способен как просто сохранять стабильность на скользкой трассе, так и добавить в кровь адреналина.

“Hybrid” по умолчанию

Про повадки гибрида в режиме “Pure” много говорить не буду. Поскольку электромотор приводит в движение только задние колеса, то и “V60 Plug-in Hybrid” приобретает характер чисто заднеприводного автомобиля со всеми вытекающими отсюда нюансами. А гоняться в режиме “Pure” – это значит быстро разрядить батарею. Поэтому я нажимаю клавишу “Hybrid”, и под капотом просыпается пятицилиндровый 2,4-литровый дизель с турбонаддувом, выдающий 215 “лошадок”. Собственно, это стандартный режим для “V60 Plug-in Hybrid”. Электроника обеспечивает оптимальное взаимодействие турбодизеля и электромотора, по мере необходимости задействуя передние и задние колеса. Некое подобие подключаемого полного привода, за счет чего улучшается устойчивость автомобиля, а вдобавок заметно экономится топливо. В таком режиме, по заверению разработчиков, пробег “V60 Plug-in Hybrid” может составить около тысячи километров. Но поскольку дистанция нашего теста была намного меньше, проверить это не удалось.

Разъем для штекера на 220 вольт располагается под лючком на левом переднем крыле.

Гибрид тяжелее обычной полноприводной дизельной версии (только батарея тянет на 130 кг), однако на поведении машины это практически не сказывается. Ход мягкий, подвеска словно не замечает мелкие неровности, руль с набором скорости слегка тяжелеет... А полный комплект фирменных вольвовских систем безопасности и электронных помощников предотвращает любые сносы.

Турбодизель, расположенный под капотом, вращает передние колеса, а электромотор,
питающийся от литий-ионной батареи (на рисунке выделена голубым цветом) – задние. Электроника
регулирует оптимальную подачу тяги по осям, обеспечивая гибриду постоянный полный привод.
Дуэт двух двигателей способен выдать максимальную совокупную мощность 285 л.с. и крутящий
момент 640 Нм.

Но здесь, на озере, я отключил систему стабилизации. Резкий старт. Корму автомобиля слегка повело, но электроника мгновенно скорректировала тягу между осями, и “V60 Plug-in Hybrid” стал послушным, как полноценный полноприводный автомобиль. Не менее уверенно я сделал пару переставок и резко – педаль в пол! – затормозил. Мой “Volvo” даже не пытался уйти с траектории.

Кстати, при обычном движении машину останавливает электромотор, замедляя вращение задних колес. Заодно энергия торможения рекуперируется, подзаряжая аккумуляторы. А в тех случаях, когда рекуперации недостаточно и необходимо более мощное торможение, система дополнительно активирует механические тормоза.

…И другие возможности

Но самый активный характер “V60 Plug-in Hybrid” проявляет в режиме “Power”, когда оба двигателя работают на пике своих возможностей. Причем электромотор присоединяется к дизелю мгновенно. Такая тяга обеспечивает гибридному “V60” разгон до “сотни” всего за 6,1 с.

Наконец, есть еще один режим – “AWD”. Это, по сути, принудительный полный привод: электроника заставляет дизель и электромотор работать постоянно; передние и задние колеса все время вращаются вместе, обеспечивая лучшее сцепление с дорожным покрытием. Правда, надо иметь в виду, что тяга на заднюю ось ограничивается возможностями электродвигателя, так что режимом “AWD” можно пользоваться на скоростях не выше 120 км/ч. Впрочем, при сложных дорожных условиях больше и не надо...

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Volvo читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: