Рубрики

Возможно ли экологически чистое будущее в транспорте? Размышления.

Здравствуйте, это Егор Васильев. В прошлый раз мы с вами говорили о том, чем отличаются друг от друга различные типы привода автомобилей. И постарались оценить их преимущества и недостатки. Впрочем, как показывает практика недостатки в одной ситуации вполне могут превращаться в преимущества в другой.

Так, что любой автомобиль хорош если он используется в той среде для которой он создавался. Кстати, по поводу среды. А, точнее, среды обитания. Несмотря на то, что автомобили существенно и в лучшую сторону изменили наш мир. Их массовое распространение привело к тому, что огромное количество двигателей внутреннего сгорания стало наносить ощутимый вред среде нашего обитания. Сначала, с этой проблемой боролись за счёт ужесточения норм экологической чистоты выхлопных газов. Появились общемировые стандарты.

В частности Евро-1, затем Евро-2, 3, 4, 5 и даже 6. Однако серьезно это на ситуацию не повлияло. Поскольку, качество чистоты выхлопных газов современных автомобилей перешло в их количество. И хотя вы уже возможно и не чувствуете едкий запах сгоревшего бензина от проезжающего автомобиля, это совсем не значит что этот выхлоп полезен. В результате общество стало не просто менять свое отношение к двигателям внутреннего сгорания. ДВС превратились в некий технологически продвинутый аналог зла. Автопроизводители, сначала сопротивлялись этой трансформации восприятия их традиционных машин, а затем смирились.

Осознав одну очень простую истину. Электрический автомобиль проще, а значит и дешевле. А пользуясь экологической повесткой продать его можно намного дороже, поскольку у нас как у покупателей уже сформировали чувство вины за то что мы губим экологию. И в цену электрического автомобиля, который на самом деле, не так уж и чист, включили экстра надбавку. Причём, очень весомую. На которую адепты новой мобильности безоговорочно согласились. Часто не задумываясь о том, что она по сути является полным аналогом средневековых индульгенций. Покупая которые верующий человек заранее оплачивал свои предстоящие грехи оставаясь при этом чистым, белым и пушистым в глазах просвещенной и высокоморальной общественности.

Впрочем, даже не смотря на все безумие современного мира эпоха двигателей внутреннего сгорания совсем не закончена. Поскольку, существуют решения, позволяющие традиционным моторам существовать и в эпоху экологической диктатуры. Конечно же речь идёт об автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, работающих на газомоторном топливе. Что это за топливо. По сути существует три варианта газомоторного топлива. Сжатый метан, сжиженный нефтяной газ и сжатая пропан-бутановая смесь. Что приятно, всего этого в мире пока много. Да, и цена на это топливо приблизительно в в два раза ниже чем на бензин и дизель.

Кроме того, применение газомоторного топлива существенно снижает экологический вред наносимый работой двигателя. А если точнее то от 2-х до 5 раз. Также, газомоторное топливо обладает повышенной стойкостью к детонации, поскольку его октановое число составляет около 100-105. Значит, оно может безболезненно применяться и в современных высокофорсированных моторах. Кроме того, в процессе его сгорания не образуется сажа, которая приводит и ухудшению работы двигателя и к снижению его экологических показателей. Есть и еще один плюс. Увеличивается ресурс масла. Поскольку оно не контактирует с бензином во время работы двигателя. Так почему же тогда не происходит переход на газовые технологии? В какой-то степени это связано с с инерционностью автомобильного мира. Ведь зачем что-то улучшать, затрачивая большие средства. Если и существующие решения вполне по душе покупателям и пока не выпадают за пределы экологического законодательства.

Тем более, что впереди замаячила гораздо более прибыльная история с чисто электрический транспортом. Но, есть один момент над которым стоит поразмышлять. Дело в том, что в последнее время начинает увеличиваться парк старых автомобилей. И связано это с тем, что новые машины дорожают слишком быстро. Делая покупку недостижимой для существенной части аудитории. Причём, дорогой автомобиль как правило обладает более высокими экологическими характеристиками чем бюджетный. Значит спрос начинает смещаться в сторону машин с низкими экологическими стандартами. Человек при этом вполне легитимно приобретает средство мобильности, которое не самым лучшим образом обходится с природой. Кроме того, существенная часть автолюбителей отказывается от покупки нового автомобиля предпочитая эксплуатировать старый.

Понимая, что новый хоть и не нанесёт мощный удар по природе, зато сумеет сокрушить семейный бюджет. А как показывает практика, в бедных странах не думают об экологии, а озабочены выживанием. И человек также прежде всего думает о себе, а уже потом о природе. В результате, сейчас на планете около 1,5 миллиардов автомобилей. И как вы понимаете далеко не все из них новые и электрические. А в свете того, что экономическая ситуация в мире похоже не собирается становиться лучше трудно рассчитывать на массовый спрос на очень дорогие электромобили. Да и вообще сложно представить себе ситуацию при которой автомобильный парк планеты полностью обновится например до 2030 года. Да, и полный переход автомобилей на электричество в свете постигшего, например, Европу с ее зеленой энергетикой кризиса вряд ли представляется возможным. В связи с этим возможен скорее кризис производства электроэнергии с ее резким подорожанием. И как только, эксплуатация электромобиля станет экономически эквивалентна традиционным автомобилям сразу пропадёт спрос на экологию.

Это рынок, а экологическая ответственность это просто еще один из. Инструментов продаж. Так, что я вижу огромный потенциал по снижению экологического следа от эксплуатации грандиозного количества автомобилей с двигателями внутреннего сгорания именно в переводе их на газомоторное топливо. Согласитесь, что это намного логичней и выгодней. Не надо тратить энергию и ресурсы на разработку и производство новых машин. Нужно всего лишь установить газобаллонное оборудование в существующие автомобили. Вот вам и сразу качественное снижение выбросов. То, есть, если предположить, что все 1,5 миллиарда автомобилей используют бензин и дизель и мы оснастим их газовым оборудованием то снижение их суммарных выбросов будет эквивалентно сокращению существующего автопарка планеты до 300-700 миллионов транспортных средств. И такой сценарий борьбы за экологию выглядит намного более выполнимым.

Впрочем, похоже, что по какой-то причине он не получает должной поддержки как со стороны государства, так и со стороны самих автопроизводителей. И причина проста. На нем не получиться заработать столько, сколько на создании и проектировании электромобилей и инфраструктуры для их эксплуатации. Тут, наверное, появляется еще одна причина. Дело в том, что если до этого автомобили делали одни компании, а топливо для них совсем другие. То сейчас складывается уникальная ситуация при которой возможен принципиальный передел рынка в части заправочной/зарядной инфраструктуры. И понимая, что можно взять под контроль все сферы существования автомобиля. То есть, электромобиля. Автопроизводители активно проектируют и развивают собственные сети зарядных станций, начиная потенциально активно увеличивать прибыльность своей деятельности. А внедриться в хоть и не очень распространённую сеть газовых заправочных станций у них не получится. Вот и вся борьба за экологию. Кстати, кроме метана, сжиженного нефтяного газа и сжатой смеси пропана и бутана. Есть еще один газ, использование которого точно во всех смыслах этого слова является экологически чистым. Речь идёт о водороде. Который тоже может использоваться в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Конечно, эта технологи не является столь распространённой и не может быть адаптирована для использования в изначально традиционных двигателях внутреннего сгорания. Но, тем не менее она не просто существует на бумаге. На практике есть даже работоспособный коммерческий транспорт для перевозки тяжёлых грузов. И здесь все просто прекрасно.

Поскольку, после правильного сгорания водорода мы получаем водяной пар. И, кстати, в отличии от высокомолекулярных соединений метана, пропана и Бутана, водород является самым распространённым элементом вселенной и его дефицит нам точно не грозит. По крайней мере в рамках жизненного цикла солнечной системы. Так, что как бы активно не развивались современные технологии они по-прежнему очень зависимы от экономических интересов компаний и государств и мы с вами в любом случае оказываемся в качестве подневольных финансовых спонсоров новых форм мобильности. Которые очень часто развиваются не исходя из здравого смысла и уж тем более не в результате борьбы за экологию. Это исключительно бизнес-модели которые создаются для формирования новой волны спроса.

Причём, любопытно то, что та же электрическая мобильность экологична очень условно и только в краткосрочной перспективе. После чего человечество столкнётся с огромными объёмами выработавших ресурс аккумуляторов. И это будет очень похоже на историю с пластиковыми пакетами. Которые сначала создавались как альтернатива бумажным для защиты лесов. Однако и леса защитить мы не смогли. И не знаем, как теперь бороться с тотальным пластиковым загрязнением. Так что переход на природный газ или водород на мой взгляд является прекрасной возможностью малой кровью существенно повысить экологическую чистоту не новых и даже новых автомобилей. Не создавая чудовищную нагрузку на существующую систему электроснабжения планеты. Давая возможность электрическими технологиям сделать шаг вперёд. И что самое главное, осуществить разумный выбор по какому пути дальше развиваться. Вель при наличии электромотора источником энергии для него могут быть не только аккумуляторы, но и например водородные топливные элементы. И эта технология переставляется мне наиболее перспективной. Поскольку, обладает существенно более продвинутой масштабируемостью и не требует создания суперсложной зарядной инфраструктуры целиком и полностью зависимой от работоспособности сейчас уже невероятно сложных энергетических сетей. Ну а к тому времени, когда закончится Нефть или газ человечество уже должно успеть освоить новые пути производства электроэнергии или плавно погрузиться в тёмную пучину средневековья. Пересаживаясь на лошадей и гужевые повозки.

Кстати, в России до сих случаются автомобильные аварии с участием гужевых повозок. Так что война между машинами и более древним транспортом еще не завершена. И если вы имеете возможность научиться скакать на лошади, возможно этот навык может вам пригодиться в ближайшем будущем. С вами был Егор Васильев и до встречи.

Поделиться: