“Формула 1” возвращается из тихоокеанско-азиатского турне в Европу. Позади четыре стартовых этапа чемпионата, причем лидер в личном зачете менялся после каждого из них. Четыре гонки выиграли четыре разных пилота на четырех разных машинах – последний раз такое случалось в далеком 1983 году. Корреспондент “Клаксона” попытался разобраться в ситуации, разбив пелотон на лидеров, середняков и аутсайдеров.
Лидеры
Если в прошлом году за весь сезон выиграть гонки удавалось лишь трем командам, то сейчас, за месяц с небольшим с момента старта чемпионата, по одной победе в свой актив уже записали “McLaren”, “Ferrari”, “Mercedes AMG” и “Red Bull Racing”. Следующий “Гран-при” пройдет в Барселоне в середине мая, и теоретически семь пилотов имеют шансы покинуть Испанию, возглавляя личный зачет чемпионата. Борьба за титул началась так напряженно, что нынешнему сезону “Формулы 1” многие эксперты предрекают славу одного из самых интересных за всю историю проведения чемпионата мира.
Среди команд лидируют пока “Red Bull Racing” и “McLaren”, однако их преимущество во многом условно. По скорости им практически ничем не уступают “Mercedes AMG” и “Lotus”, но в первых четырех гонках они совершили много ошибок и растеряли немало очков. Так, к примеру, штутгартцы доминировали на “Гран-при Китая”, и если бы не проблема во время пит-стопа Михаэля Шумахера, вполне могли закончить гонку победным дублем. Вместо этого все ограничилось победой лишь Нико Росберга.
Кстати, Шумахеру пока ужасно не везет: дважды его подводила машина, одну гонку испортило столкновение с соперником, еще одну – собственная бригада механиков. В итоге в Европу Михаэль отправляется с двумя заработанными очками. Учитывая, сколь быстрым получился “Mercedes W03”, это не просто мало, а катастрофически мало. Чтобы включиться в чемпионскую гонку, Шумахеру во что бы то ни стало надо выигрывать...
Пилоты “McLaren” доминировали на первом этапе в Мельбурне, но затем соперники
смогли не только догнать, но и перегнать их. |
Что касается “Lotus”, то именно эта команда является, наверное, главным открытием начала чемпионата. “Конюшня” упустила немало очков из-за тактических просчетов и горячности молодого Ромэна Грожана – в первых двух гонках француз проехал в общей сложности пять кругов и дважды сталкивался с соперниками. Все это привело к тому, что “Lotus” пока не одержала ни одной победы, даже при том, что автомобиль “E20” был быстр на всех трассах. Особенно сильно “конюшня” смотрелась в Бахрейне, где оба пилота поднялись на подиум. Сейчас “Lotus” идет третьей в зачете Кубка конструкторов.
Особняком в группе лидеров стоит “Ferrari”. Итальянцы обязаны самим статусом одного из фаворитов первенства лишь Фернандо Алонсо – двукратный чемпион мира тащит команду буквально на своих плечах. Автомобиль “F2012” по скорости если и превосходит чем-то машины средней группы, то совсем не намного. Из числа лидирующих команд именно у “Ferrari” пока худшая техника, но Алонсо из любой ситуации способен выжать максимум. Фернандо выиграл дождевой “Гран-при Малайзии”, воспользовавшись промахами конкурентов, а в остальных гонках регулярно набирал очки. Что касается Фелипе Массы, то его выступления иначе как провальными не назовешь: два зачетных балла, ни одного попадания в десятку сильнейших в квалификациях и, как следствие, постоянная критика со стороны прессы – итальянские журналисты обвиняют Массу в том, что он лишь напрасно “жжет бензин”...
Себастьян Феттель одержал пока всего одну победу в четырех гонках,
но лидирует в чемпионате. |
Если так пойдет и дальше, то “красные” просто скатятся в группу середняков, и Алонсо ситуацию не исправит. Правда, “Ferrari” обещает привезти уже на первую европейскую гонку сезона в Барселону полностью обновленную “F2012” – изменения коснутся даже базовых элементов автомобиля. Именно с этим в Маранелло связывают надежды на прогресс. Но если добиться его не удастся, к середине лета “Ferrari” можно будет с легкостью вычеркнуть из списка фаворитов первенства.
Середняки
Борьба в “Ф 1” уплотнилась не только в лидирующей группе: команды-середняки уже не просто уповают на проблемы лидеров, чтобы заработать очки, но могут отвоевать их самостоятельно. Да, автомобили “Sauber”, “Williams” или “Force India” не способны побеждать, но скорости хватает для того, чтобы постоянно держать фаворитов в напряжении. Место в десятке сильнейших теперь не гарантировано никому. Достаточно привести всего один пример: действующий чемпион мира и лидер нынешнего сезона Себастьян Феттель в Китае просто не попал в финальный сегмент квалификации и вынужден был стартовать одиннадцатым.
Пилоты “Sauber” уже несколько раз по ходу чемпионата
преподносили сюрпризы. |
Главное, чего пока не хватает вышеперечисленным командам, – стабильности. Все они способны бороться за место в десятке практически на равных с “Ferrari”, “Lotus” или “Mercedes AMG”, но далеко не на всех трассах: в Австралии и Малайзии фаворитов “кусали” гонщики “Sauber”, в Китае – пилоты “Williams”, в Бахрейне солировал Пол ди Реста из “Force India”. Порой автомобили этих команд были парадоксально быстры. Достаточно вспомнить, как Серхио Перес едва не отобрал у Фернандо Алонсо победу в Куала-Лумпуре... Однако, чередуя удачные гонки с провальными, никто из них пока не способен по-настоящему включиться в борьбу за высокие места. Больше того, многие эксперты уверены: по ходу чемпионата лидеры обязательно оторвутся от преследователей – у “больших” коллективов банально больше средств для того, чтобы продолжать улучшать свои автомобили. Ни “Williams”, ни “Sauber”, ни “Force India” мериться своими бюджетами с “грандами” не в состоянии.
Чуть позади пока “Toro Rosso”, но точную причину отставания дочерней команды “Red Bull” от основных соперников определить достаточно сложно. В составе коллектива выступают два дебютанта: выпускники молодежной программы австрийской компании Даниэль Риккиардо и Жан-Эрик Вернь. Порой они тоже способны творить сенсации. Так, Риккиардо занял шестое место в квалификации в Бахрейне. Это значит, что машина не так и плоха, но из-за отсутствия опыта у пилотов добраться до очков им удается нечасто.
Caterham вот-вот догонит команды средней группы. |
Аутсайдеры
Сводная таблица.
|
В стане тех, кого принято называть аутсайдерами, без изменений. “Конюшни”, дебютировавшие в чемпионате два года назад, по-прежнему лишь пытаются догнать основной пелотон. Лучше всех пока получается у коллектива малайзийского бизнесмена Тони Фернандеса. Его команда, сменившая в 2012 году вывеску с “Team Lotus” на “Caterham”, добилась за зиму наибольшего прогресса и вот-вот примкнет к середнякам. Автомобиль “CT01” совсем немного уступает по своим характеристикам машинам “старых” команд, но пилотам по-прежнему сложно бороться даже за попадание во второй сегмент квалификации. К началу осени “Caterham” надеется подобраться к средней группе еще ближе – команда постепенно переманивает сотрудников из других коллективов к себе, к тому же вскоре должен состояться переезд на другую, более крупную базу. Повод для оптимизма есть.
Автомобили “Marussia” и HRT значительно медленнее, чем у “Caterham”, но и у этих коллективов есть свой шанс. Вряд ли хоть одна из команд-аутсайдеров заработает очки в этом сезоне, а потому их позиции в итоговом протоколе будут определяться по лучшим показателям на финише гонок. И в этом отношении преимущество пока есть у “Marussia”. По итогам хаотичного “Гран-при Австралии” из-за многочисленных сходов Тимо Глоку досталось 14-е место, и такой результат пока позволяет команде занимать более высокое место в турнирной таблице, чем конкуренты...
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон