Рубрики

Вторая волна

Российские пилоты все увереннее чувствуют себя  в зарубежных чемпионатах

Сезон-2010 можно считать знаковым в истории отечественного автомобильного спорта. И не только потому, что в “Формуле 1” впервые дебютировал российский пилот. Еще ни разу в престижных международных формульных чемпионатах наши гонщики не побеждали – и вот теперь этот пробел заполнен. Михаил Алешин выиграл Мировую серию “Renault 3.5”, так что есть вероятность, что в сезоне-2011 Россию в “Больших призах” будут представлять уже два пилота. Да и кроме них в обозримом будущем ряды “Ф 1” могут пополнить еще несколько россиян – перспективных гонщиков из нашей страны в международных сериях становится все больше. Как же сложился для них сезон-2010?

Михаил Алешин

Мировая серия “Renault 3.5”

1-е место Возраст: 23 года

РОССИЯНИН провел великолепный сезон. Возвращение в Мировую серию “Renault 3.5” стало триумфальным. Алешин провел в этом чемпионате три года, затем перешел в “Формулу 2”, но в начале сезона-2010 вернулся. Михаил вновь подписал контракт с командой “Carlin” и с самого начала первенства принялся доказывать, что напрасно многие эксперты списали его со счетов. Несколько побед в начале года позволили Алешину создать неплохой задел, однако летом (если не считать великолепный этап во Франции) россиянин смотрелся чуть хуже своего основного соперника, Даниэля Риккиардо из “Tech1”.

Австралийца изначально считали фаворитом серии. В прошлом году Риккиардо разгромил соперников в британском чемпионате “Формулы 3”. А теперь в Мировой серии был близок к тому, чтобы отобрать титул у Алешина. К концу сезона Даниэль сократил отставание до минимума, а после первой гонки заключительного этапа даже вышел вперед. Перед заключительным заездом чемпионата на счету обоих претендентов было равное количество очков, однако австралиец имел преимущество благодаря большему числу побед по ходу сезона.

Финальная схватка, проходившая в сложнейших погодных условиях, стала украшением всего чемпионата. Большую часть дистанции Алешин преследовал Риккиардо и лишь за три круга до финиша красивым маневром опередил его.

Что дальше? Оставаться в Мировой серии больше не имеет смысла. Алешин может последовать по пути Себастьяна Феттеля и Роберта Кубицы, которые непосредственно после успешных выступлений в этом чемпионате, отправились в “Ф 1”. Однако победа в серии “Renault 3.5” еще не гарантирует автоматически место в мировом первенстве.

К примеру, два последних обладателя титула в Миройо серии Гидо Ван дер Гарде и Бертран Багетт так и не смогли пробиться в “королевские гонки”. И если первый еще сохраняет шансы на это, выступая в серии GP2, то второй отправился гоняться в Америку, что фактически ставит крест на его надеждах оказаться в чемпионате мира.

Сам Алешин рассчитывает дебютировать в “Ф 1”, однако там осталось не так много мест. Может быть, ему повезет с одной из новых “конюшен”. Впрочем, не исключен и вариант с “Toro Rosso”. Команда принадлежит компании “Red Bull”, а Алешин на протяжении нескольких лет был участником ее программы поддержки.

Антон Небылицкий

Мировая серия “Renault 3.5”

14-е место Возраст: 21 год

СЕЗОН-2010 стал вторым для Небылицкого в Мировой серии “Renault 3.5”, но год назад он фактически просто знакомился с “большими” формулами, к тому же сменил команду по ходу чемпионата, так что требовать от Антона серьезного результата не стоило.

В этом году Небылицкий гонялся в составе созданной “под него” команды “KMP Racing”. Коллектив сотрудничал с ведущей “конюшней” первенства “Tech1”, и Антон, что называется, заметно прибавил. В нескольких гонках в начале сезона он показал неплохую скорость, однако из-за ошибок (простительных, впрочем, для столь молодого пилота) не всегда добивался тех результатов, на какие был вправе рассчитывать. Стабильностью россиянин не мог похвастать и во второй половине чемпионата, однако подиум в Брно позволяет надеяться, что в 2011 году Антон будет бороться уже в лидирующей группе.

По словам менеджеров команды, следующий сезон станет для Небылицкого последним в Мировой серии. Антон остается в “KMP Racing” еще на год, и руководство коллектива ждет, что молодой гонщик закончит первенство как минимум в пятерке лучших. Если все пройдет успешно, то к сезону-2012 Антон наверняка переберется в GP2. Все предпосылки для этого есть: Небылицкий стабильно прогрессирует, и за ним стоят серьезные спонсоры.

Даниил Мове

Мировая серия “Renault 3.5”

21-е место Возраст: 24 года

ПОСЛЕ сильной концовки прошлогоднего чемпионата Даниил Мове начинал новый сезон, рассчитывая побороться за титул. Тем не менее, в очередной раз сменив команду, россиянин вновь прогадал. Коллектив “Lotus Junior” стал для Мове уже четвертым в Мировой серии за последние четыре года, и если в прошлом сезоне с “P1” он на заключительных этапах дважды финишировал в тройке сильнейших, то в 2010 году Даниилу о подиумах приходилось лишь мечтать.

Изначально переход в “Lotus Junior” сулил неплохие перспективы. Плотное сотрудничество “конюшни” с головной командой, выступающей в “Ф 1”, позволяло надеяться, что в случае успеха у Даниила появятся шансы проявить себя на тестах в “королевском” классе. Плюс ко всему, команда была создана на базе коллектива “Mofaz” – одного из лучших в прошлом году.

Тем не менее с первых гонок стало понятно, что Мове опять не повезло с командой. Инженеры раз из раза не попадали в настройки, а к концу чемпионата Даниил и вовсе стал регулярно замыкать пелотон, по полторы секунды проигрывая в квалификации собственному напарнику. Как оказалось, причины столь неудачных выступлений крылись во внутреннем дефекте шасси. В итоге еще до конца сезона Мове разорвал контракт с “Lotus Junior”.

Что ждет Даниила в следующем году, предположить сложно. Сам пилот вновь собирается выступать в Мировой серии, однако проводить сезон опять придется в составе новой команды.

Сергей Афанасьев

“Формула 2”

3-е место Возраст: 22 года

ВТОРОЙ год подряд третье место в итоговом протоколе “Формулы 2” занимает россиянин. Но в прошлом году “бронзу” заработал Михаил Алешин, а теперь – Сергей Афанасьев.

Пилот, ставший с начала сезона-2010 ведущим в программе поддержки компании “Lukoil”, может занести этот год себе в актив, однако без проблем не обошлось. Главная заключается в том, что Афанасьев не выиграл по ходу сезона ни одной гонки. Занять место в тройке призеров ему позволила потрясающая стабильность, однако по чистой скорости Сергей нередко уступал лидерам серии. И это при том, что пилотский состав “Формулы 2” в прошедшем сезоне был не слишком представительным.

Так или иначе, с задачей-минимум россиянин справился. Третье место в “Ф 2” сделало его обладателем суперлицензии FIA, дающей право принимать участие в гонках “Ф 1”. Правда, в чемпионат мира еще надо попасть.

Судя по всему, Афанасьев не останется в “Ф 2” на второй год: в сезоне-2008 он уже стартовал в нескольких гонках Мировой серии “Renault 3.5”, и теперь, скорее всего, продолжит карьеру именно там.

Иван Самарин

“Формула 2”

12-е место Возраст: 22 года

ИВАНУ Самарину пришлось, пожалуй, тяжелее всех из российских пилотов. Пропустив прошлый сезон из-за недостатка финансирования, гонщик все же смог заручиться поддержкой спонсоров и продолжить карьеру в Европе. Сезон-2010 стал первым для Самарина в Старом Свете – до этого он выступал в основном в российских кольцевых сериях.

Тем не менее, несмотря на недостаток опыта, сам Иван в начале года рассчитывал побороться за место в тройке призеров. Не получилось. Лучшим результатом в сезоне для Самарина стало третье место на трассе “Брендс-Хэтч” в Великобритании, а по итогам всего чемпионата Ивану не удалось попасть в “топ-десять”. По словам Самарина, 12-е место – худшее из того, на что он рассчитывал перед стартом. Впрочем, такой результат можно списать как на пропущенный год, так и на недостаточный опыт выступлений в Европе. По его собственному признанию, Иван так и не разобрался, как работать с шинами. Это и стало главной проблемой.

В следующем сезоне Самарин практически наверняка останется в “Формуле 2”. Ивану доверяют спонсоры, а значит, у него будет вторая попытка.

Максим Снегирев

“Формула 3”, чемпионат Великобритании

18-е место Возраст: 23 года

НЕПЛОХО зарекомендовав себя в прошлом году в национальном классе британского чемпионата “Ф 3”, Максим Снегирев пошел на повышение, подписав контракт с командой “Fortec” на выступления в интернациональном первенстве.

Россиянину пришлось нелегко – в сезоне-2010 островной чемпионат был самым сильным по составу участников среди всех в классе “Ф 3”. И если в “Евросерии” большую часть сезона не набиралось и 15 пилотов, то в британском первенстве стартовали два с половиной десятка сильных гонщиков. О качестве этого чемпионата можно судить хотя бы тому факту, что обладатель титула Жан Эрик Вернь, в конце сезона перебравшийся в Мировую серию “Renault 3.5”, там, в новом для себя классе, сразу же стал выступать на уровне лидеров. Освоиться в такой компании Снегиреву было непросто, однако стабильный прогресс по ходу сезона позволил ему к концу чемпионата все ближе подбираться к десятке лучших, а в Снеттертоне заработать первые очки.

Николай Марценко

“Формула 3”, кубок Германии

18-е место Возраст: 17 лет

В НЕМЕЦКОМ кубке “Формулы 3” в этом году выступали четверо россиян. Алексей Карачев, Максим Травин, а в нескольких гонках и Михаил Алешин стартовали в зачете “Trophy” для автомобилей устаревшей конструкции, а Николай Марценко – в основном первенстве. Для молодого спортсмена из Красноярска сезон-2010 фактически стал первым в Европе, и для дебюта он выступил неплохо. Первое очко Николай заработал еще в самом начале сезона, однако затем в зачетную зону по ходу первенства не пробился больше ни разу.

В 2011 году Марценко, вероятно, останется в немецком кубке, но для того, чтобы добиться более существенного прогресса, стоит задуматься о смене команды. Выступая в составе коллектива Максима Травина, вряд ли можно рассчитывать на действительно серьезные успехи. Впрочем, в любом случае у 17-летнего Марценко еще достаточно времени, чтобы проявить себя в будущем.

Иван Лукашевич

GP3

32-е место Возраст: 19 лет

КАК И Иван Самарин, его тезка Лукашевич вернулся в гонки после годичного перерыва, связанного с недостатком финансирования. При поддержке компании “Marussia” пилот, два сезона назад неплохо проявивший себя в “Формуле Palmer Audi”, дебютировал в новом первенстве GP3. Возвращение в автоспорт нельзя назвать триумфальным. В начале сезона россиянину пришлось мириться с ролью статиста – с последних строчек протокола он выбирался по большим праздникам, однако затем смог прибавить.

В GP3 подобрался весьма неплохой состав участников. Среди лидеров были уже успевшие зарекомендовать себя в престижных чемпионатах Роберт Уикенс, Александр Росси, Эстебан Гуттьерес и многие другие пилоты. Тем не менее в середине пелотона Лукашевичу бороться вполне по силам, что он и доказал в последних гонках. В следующем году Иван практически наверняка останется в GP3, хотя есть и вероятность, что он переберется в Мировую серию “Renault 3.5” – по окончании сезона он принял участие в тестах этого чемпионата.

Даниил Квят

“Формула BMW”, Еврокубок

10-е место Возраст: 16 лет

ДАНИИЛ Квят – один из самых перспективных российских гонщиков. В сезоне-2010 он был призван под знамена престижной программы “Red Bull Junior” и пересел из карта в свой первый гоночный автомобиль. В Еврокубке “Формулы BMW” россиянин дебютировал в одной команде вместе с одним из главных своих соперников по картингу Карлосом Сайнсом – сыном двукратного чемпиона мира по ралли.

На старте сезона он смотрелся хуже испанца, но после не слишком удачного начала в Еврокубке менеджеры гонщика решили отправить его на один из этапов азиатского первенства, где Квят выступил блестяще. Две победы в Малайзии придали россиянину уверенности в себе, и он начал стремительно прогрессировать в Еврокубке. Под занавес первенства Квят утвердился в роли одного из лучших пилотов серии. В заключительной гонке Даниил финишировал вторым и показал лучший круг. В следующем году он, судя по всему, продолжит карьеру в одном из чемпионатов класса “Формула Renault 2,0”.

Максим Зимин

“Формула Abarth

5-е место*

Возраст: 16 лет

ЕЩЕ ОДИН молодой россиянин в сезоне-2010 выступал в юниорском итальянском чемпионате “Формула Abarth”. Молодое первенство набирает популярность и со следующего сезона, вполне возможно, покинет пределы Апеннин. Поговаривают, что серия может пополнить ряды постоянных гонок поддержки “Формулы 1”. Если так, то Максим Зимин, бывший в сезоне-2010 одним из лидеров чемпионата, имеет шанс сразу попасть на карандаш к боссам коллективов, выступающих в “Больших призах”.

В этом году 16-летний россиянин несколько раз поднимался на подиум и был постоянным участником борьбы в топовой десятке чемпионата. В следующем сезоне, если Зимин останется в серии, он наверняка сможет побороться и за титул.

*На момент подписания номера в печать.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: