Рубрики

“VW Caddy Maxi EcoFuel”: газ до отказа

Завершился уникальный автомарафон “EcoFuel Eurasia”

Команда Райнера Цитлоу, отправившаяся на “VW Caddy Maxi EcoFuel” 5 октября из Португалии через всю Евразию, благополучно достигла Владивостока. За двадцать дней “каблучок”, работающий на природном газе, преодолел более десяти тысяч километров пути. На одном из этапов необычный автомобиль пилотировал корреспондент “Клаксона”.

ИДЕЮ прокатиться по двум самым длинным трансконтинентальным автомагистралям на планете, используя в качестве транспортного средства “газовый” автомобиль, Райнер Цитлоу вынашивал давно. Несколько лет назад он уже поставил два мировых рекорда, вписав свое имя в Книгу рекордов Гиннесса – взобрался на “Tuareg” на шестикилометровую высоту и совершил автомобильную кругосветку через пять континентов, не израсходовав ни капли бензина – его заменили кубометры газа.

Нынешний автомарафон начался 5 октября с мыса Рока – самой западной оконечности Европы. Ранним утром 15-го я присоединился к экипажу Райнера в Москве, и мы покинули столицу. Впрочем, покинули – не то слово. Еле-еле вырвались на магистраль М-7 из необъятных московских пробок, потеряв немало времени. Отставание от графика увеличилось еще больше в Нижнем Новгороде из-за пустяковой неисправности. Замена предохранителя на автомобиле техпомощи – полноприводном “Multivan” – у местного дилера VW растянулась почти на час. Оставшиеся 400 километров пути до Казани предстояло ехать почти в гоночном темпе. И это – в темноте, по дороге с ограниченными возможностями для обгона и приличным “дальнобойным” трафиком, да к тому же с самыми лютыми гаишниками.

Газ в пол

НЕ ЗНАЮ как вам, а для меня путешествовать на пассажирском месте рядом с водителем, который незнаком ни с дорогой, ни с повадками нашей шоферской фауны, – настоящая пытка. Поэтому, когда Райнер предложил вести “газоход” до Казани мне, за руль я сел без колебаний.

Масса, близкая к максимально допустимой (2,7 тонны), высокий центр тяжести из-за дополнительных газовых баллонов, моторчик мощностью всего в сто лошадок и “грузовые” шины “Fulda” с весьма скромным сцеплением к быстрой езде не располагали. Хотел сказать Райнеру, что характеристики его “Caddy” можно сравнить с машинами класса “Gran Turismo” начала прошлого века, но вовремя одумался – вдруг не поймет юмора? Любая затяжная горка – и автомобиль на глазах теряет ход. За то время, пока стрелка спидометра сдвинется с 90 на 120, можно рассказать пару анекдотов. Переход на пониженную передачу мало помогал. Но если и дальше терпеливо вжимать педаль газа в пол, экомобиль разгоняется аж до 140 км/ч. Только за счет быстроходности “Caddy” мы и могли совершать обгоны верениц фур, хотя каждый маневр, как в шахматной партии, приходилось просчитывать на несколько ходов вперед: сначала увеличиваем дистанцию, затем начинаем разгон и, лишь когда появится преимущество в скорости и не будет помех, идем на опережение. Я носился по немецким автобанам на “Aston Martin” на вдвое больших скоростях, но не получал такого количества адреналина, как сейчас.

Террорист? Турист!

ЗАПАСА природного газа в пяти баллонах серийного “Caddy Maxi EcoFuel” хватает где-то на 500 км. Но у Цитлоу “Caddy” особенный: у него этих баллонов, что у дурака махорки! Когда мы прибыли в Казань, стрелка уровня топлива продолжала висеть в районе максимума – она опустилась на какие-то смехотворные полтора-два деления. Я указал на прибор и спросил:

– Сколько же мы можем проехать, не заправляясь?

– Две с половиной тысячи километров, – ответил Райнер и, подумав, добавил: – Это по расчетам. Если закачиваем русский газ, то так и выходит. На иранском или норвежском топливе – 2.200-2.300 километров. Доля метана в их газе меньше.

– Дополнительные баллоны – единственная переделка машины?

– Нет. Пружины поставлены более жесткие и высокие – нужно было увеличить клиренс. Салон оснастили спутниковой связью, поставили GPS-трекер, чтобы в онлайне транслировать перемещение машины. Сделали герметичную переборку за сиденьями, а в “газовом” отделении устроили вентиляцию. За спиной, сам понимаешь, что находится.

Газовая установка, занимающая весь багажный отсек, и в самом деле выглядит впечатляюще. Вид громадных баллонов, где метан находится под давлением в 200 атмосфер, навсегда отбивает желание курить за рулем.

– А проблем с пересечением границ не было? Наверняка же приходилось открывать машину и это все показывать?

– Были. На российской таможне нас прогнали из “легкового” коридора в очередь для грузовиков. Два часа потеряли. А в Иране пограничники вообще просто испугались: “Вы точно турист, а не террорист?”

Если первая часть евразийского автомарафона пройдет по плану, то второго апреля команда Цитлоу уже отправится по панамериканской автомагистрали. Старт будет дан на самой южной оконечности Южной Америки, а финиш состоится в Аляске, на мысе Барроу, в самой северной точке США. Дистанция второго марафона больше в несколько раз, и государственные границы придется пересекать несравнимо чаще, но Райнер убежден, что самый сложный этап проекта – все-таки российский. После Красноярска по маршруту стационарных заправок природного газа нет. Часть пути экипаж вынужден будет ехать на штатном резервном баке бензина, емкость которого даже вслух произносить стыдно – одиннадцать литров. Кроме того, машину ждет жестокое испытание на прочность Амурской автодорогой с ее коварными грейдерными и грунтовыми участками.

На одной из пресс-конференций Райнера спросили, чего он больше всего опасается. “Боюсь увязнуть в грязи”, – серьезно ответил немец. Зал взорвался хохотом. Ну да, наших этим разве напугаешь?

Десять дней спустя

ТО, ЧЕГО боялся Райнер, не случилось. Переменчивая сибирская и дальневосточная погода могла устроить путешественникам незабываемое грязевое приключение, но оказалась снисходительна. После Красноярска машину переобули в зимние шины – трасса оказалась заснеженной, температура опустилась ниже нуля. Непростой прибайкальский отрезок Иркутск – Улан-Удэ и участок до Читы марафонцы проехали при сухой ясной погоде. А после Читы дорога оказалась вовсе не такой ужасной, как представлял себе Райнер: “Там, конечно, есть места, где можно изорвать колеса о камни, но большей частью – отличный новый асфальт!”. Затем был еще один “зимний” участок, где движение осложнял гололед, и был участок, где газ, как и следовало ожидать, иссяк. Приходилось останавливаться каждые сто километров, вставлять воронку и подливать бензин из канистр. Но несмотря на это команда поддерживала весьма высокий темп.

26 октября в 15.10 по местному времени Райнер проехал мимо указателя “Ст. Океанская”. Он мог не знать, что означает это название в переводе на немецкий, зато уже мог видеть на горизонте Тихий океан. Оттуда до центра Владивостока – 20 минут неспешной езды. Ничто по сравнению с пройденным маршрутом.

Руслан ТАРАСОВ,
фото автора
Казань – Москва

Поделиться: