Курс тригонометрии
Создавать новый мотоцикл — все равно что заново изобретать велосипед. И все же компания “Yamaha” нашла способ привлечь к себе внимание, запустив в серию первый трехколесный мотоцикл Niken, управление которым не укладывается в привычные формулы и расчеты.
Кто-то скажет, что и трехколесник не оригинален. Существуют многочисленные варианты трайков на базе Harley-Davidson или Honda Gold Wing, есть Can-Am Spyder и Polaris Slingshot, в конце концов. Но эти аппараты ездят в плоскости и наклоняться не умеют, а у последнего и вовсе автомобильные органы управления и сиденья. Самым близким по идеологии к новинке можно причислить Piaggio MP3, но это скутер, так что он тоже не равноценная аналогия.
Перед знакомством с Yamaha Niken у меня было всего лишь два вопроса: что это – мотоцикл или альтернативное средство передвижения? И кому же адресована эта модель? Проехав с десяток километров, я не только нашел ответы на эти вопросы, но и сделал массу удивительных открытий. Но обо всем по порядку.
Задняя часть Yamaha Niken полностью мотоциклетная и заимствована у модели “MT-09”. От нее же и двигатель – рядная тройка объемом в 847 куб.см мощностью в 115 л.с. при 10.000 об/мин и пиком крутящего момента в 87,5 Нм при 8.500 об/мин. Силовой агрегат обладает очень задорным характером на двухколесной модели и, забегая вперед, скажу, что он не растратил своих качеств и в раме Niken, хоть и претерпел ряд доработок для компенсации возросшей массы. Перенастроена электроника и подобраны несколько иные передаточные числа трансмиссии. Но самое главное – это оригинальная передняя часть. У Niken два передних колеса R15, подвешенных консольно к, в общем-то, традиционной мотовилке, за исключением того, что их две и перья расположены не поперек продольной оси, а параллельно ей. Крепится эта хитрая подвеска к передней части мотоцикла через систему рычагов в виде параллелограмма. Именно благодаря этой конструкции Yamaha Niken и наклоняется в повороте. В теории два колеса спереди должны улучшить стабильность в поворотах на различных покрытиях и добавить уверенности при торможениях.
“Дождевальная” машина
Первое, что нужно прояснить, – несмотря на свою трехколесность, Yamaha Niken не умеет стоять вертикально самостоятельно. При остановках нужно ставить ноги на асфальт как на обычном мотоцикле. У новинки боковая подножка, а “запереть” байк в вертикальном положении как скутер Piaggio MP3 нельзя. Поэтому алгоритм действий привычный: сел за руль, поднял аппарат с подножки, завел мотор, включил передачу и отправился в путь. Перед самым началом поездки по горным дорогам вокруг живописнейшего словенского озера Блед начался довольно сильный дождь. И это бы испортило тест двухколесного мотоцикла, но в случае с Niken я вытянул счастливый билет. Не торопясь выезжая с парковки, перестраховываюсь, наклоняю байк лишь немного, на привычный угол для мокрой дороги. Но через пару перекрестков стало понятно, что классическую стратегию езды по мокрому асфальту можно забыть. С каждым поворотом на узких городских улочках я чувствовал себя все увереннее и, выехав на загородную извилистую дорогу, я уже мчался c той же прытью, как и по сухому асфальту.




Из каждого поворота я выбирался все быстрее, тормозил агрессивнее, отпуская ручку переднего тормоза лишь в апексе, в серьезном наклоне, а затем тут же накручивал ручку газа. Врать не стану, я мог только хвалить инженеров Yamaha Niken за потрясающую стабильность. Никаких скольжений, никаких намеков на увод передних колес с траектории. Обнаглев в конец, перед каждым поворотом я переключался на передачу ниже необходимого, загонял двигатель почти в красную зону и не стесняясь “открывался” на выходе. Фантастическое ощущение стабильного дрифта на выходе из поворота! Такое могут позволить себе только гонщики уровня MotoGP. Niken еще в наклоне, газ открыт и заднее колесо, потеряв сцепление с мокрым и грязным асфальтом в дуге, срывается в занос, я же без испуга лишь слегка подруливаю в сторону заноса. Дальше в дело интеллигентно вмешивается трекшен-контроль, возвращая заднюю покрышку “на место”. Но электронику можно отключить вовсе и контролировать занос лишь тягой.
Три к одному
Для полноты ощущений я несколько раз тормозил “в дым” на прямых, до срабатывания AБС. Аппарат отлично замедляется благодаря паре 298-мм дисков и двупоршневым суппортам, по одному комплекту на каждое переднее колесо. Добавив задний тормоз, тормозишь как об стену – и это на мокрой дороге! Двухколесный байк мне бы таких вольностей не простил, будь на нем даже самая мягкая гоночная дождевая резина. Но, что интересно, в повороте мотоцикл не воспринимается трехколесным. Конечно, если в повороте “прислушиваться” очень внимательно, чувствуется, что переднее колесо катится чуть правее или левее центра байка, но на деле это ничего не меняет.
> Угол наклона байка ограничен конструкцией и составляет 45 градусов.
Niken укладывается в поворот и меняет траекторию, чутко реагируя на контрруление как двухколесник. Лишь в сильном наклоне возникает небольшое ощущение недостаточной поворачиваемости, но это легко исправить либо чуть большим наклоном, либо небольшим подруливанием. Возможно, на сухом асфальте в быстрой дуге и возникло бы ощущение нехватки “угла”, ведь максимум наклона ограничен конструкцией и составляет 45 градусов. Но подножки начнут цеплять асфальт чуть раньше, намекая, что ты не на треке и не за рулем спортивного мотоцикла. К слову, многие двухколесники к этому рубежу приблизиться не в состоянии.
В профиль передняя часть выглядит массивной и не очень вписывается в общий образ, тем не менее все детали передней подвески выполнены максимально лаконично и по отдельности смотрятся солидно. |
После такого боевого знакомства в дождевых условиях могу точно сказать, что Yamaha Niken - это стопроцентный мотоцикл. Он управляется и наклоняется в повороте как двухколесник. Если бы можно было ехать с завязанными глазами, подсчитать количество колес вряд ли бы получилось. Niken в разы безопаснее одноколейного байка в сложных погодных условиях, а это значит, что и на сухом покрытии проблем не будет. Управляя этим аппаратом, можно не думать о непрогретой резине, песочке или влажной разметке под передним колесом. Единственное “но” – Yamaha Niken все-таки не адресован новичкам. Это не замена автомобилю, как трицикл. На раз-два пересесть не выйдет. Это полноценный мотоцикл с мощным мотором и характером нейкеда MT-09. Да, на этом байке будет проще учиться, на нем легче ездить в сложных условиях, чем на двухколеснике, но обманывать себя не нужно. Судя по потертым крышкам мотора и ручке руля одного из тестовых аппаратов, возможности Niken не безграничны, все мотоциклы, как известно, могут упасть на бок.
Краткая техническая характеристика
Yamaha Niken
Габаритные размеры | 215х88,5х125 см |
Снаряженная масса | 263 кг |
Колесная база | 151 см |
Высота по седлу | 82 см |
Клиренс | 15 см |
Двигатель | 3-цил., 847 куб.см |
Мощность | 115 л.с. при 10.000 об.мин |
Крутящий момент | 87,5 Нм при 8.500 об.мин |
Запас топлива | 18 л |
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Honda читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон