Создавая новое поколение мотоцикла двойного назначения “Super Tenere”, специалисты “Yamaha” решили уделить особое внимание электронной начинке.
НЕЗАМЕТНО сменить поколение мотоцикла – вполне в стиле “Yamaha”. Настоящие самураи, похоже, не любят частых визуальных перемен. Да, ветровик стал немного больше; да, облицовки незаметно заиграли гранями; да, глушитель спрятался за хитрым щитком новой формы... И если бы все ограничилось только этим, то не было бы темы для разговора. Рама и маятник, кстати, тоже без изменений. Заложенная степень жесткости и выносливости хребтовой рамы из стальных труб оказалась достаточной для новых подвески и мотора. У по-прежнему рядной двойки с внушительным объемом 1.199 куб. см благодаря новым распредвалам и поршневым кольцам, увеличенным клапанам и системе выпуска удалось увеличить мощность до 112 л.с. при 7.250 об/мин, а пик момента довести до 117 Нм при 6.000 об/мин. В качестве бонуса можно выбрать одну из карт управления двигателем – туристическую или спортивную.
Но самое главное новшество, безусловно, – подвески. Вилка с диаметром пера в 43 мм и задний моноамортизатор теперь подключены к электронному блоку. Туристический мотоцикл просто обязан иметь возможность изменения преднатяжения пружины. Едет ли водитель один и с небольшой поклажей или вдвоем и с полными кофрами, пара нажатий на клавиши, и “Super Tenera” поднимет или подожмет “хвост”. Процесс небыстрый – ждать придется около минуты. Но все равно это многим лучше, нежели крутить гайки специнструментом. Зато менять настройки гидравлики можно прямо на ходу. В каждом из трех режимов (“Standart”, “Soft” и “Hard”) есть семь уровней регулировки. Прибавив четыре уровня преднатяга пружины, сложив все и “перемешав”, получаем 84 варианта настройки подвесок.
В поиске истины
СТОИЛО мне начать свой путь, как я углубился в меню настроек. Распускал и зажимал амортизаторы. Выбирал разные комбинации, жестче, мягче, неистово нажимал на клавиши на левом пульте, пытаясь сориентироваться в довольно простом, но по мне абсолютно нелогичном меню. Но когда поймал себя на мысли, что за последние километров десять я ни на что вокруг, кроме ЖК-монитора, внимания не обращаю, принял решение зарулить на парковку. В статике я выбрал самый мягкий режим и вернулся на дорогу. Откровения не произошло. Такая настройка подойдет только для полного отсутствия асфальта и движения с небольшой скоростью. В мягком варианте “Super Tenere” пугающе раскачивается, не желает четко следовать траектории, да и передняя часть аппарата живет своей жизнью, словно забыв, что с задним колесом есть вполне себе стальная связь.
<~1~>
Плавно зажимая подвески, я постепенно избавился от этого эффекта, остановившись... на самом жестком варианте. Поначалу мне казалось, что такой вариант хорош лишь для города, а на разбитых загородных шоссе и грунтовках придется снова менять настройки. Однако опасения не подтвердились. Больше я подвески не трогал, поскольку лично для меня чувство мотоцикла и наличие обратной связи от переднего колеса несколько важнее мнимого комфорта. На деле вышло так, словно я купил дорогущий смартфон, полдня настраивал его, менял заставки, размер “иконок” и мелодии, а вечером остановил свой выбор на заводских установках. Осадочек остался...
Последней отдушиной мог стать мотор и, соответственно, ураганная динамика “литра двести”, но и здесь все обошлось без “происшествий”. С “туристической” картой управления двигателем “Yamaha” уверен, но нетороплив. Для пиковых ускорений нужно смело “пройти” почти половину хода ручки газа. Но динамика меня не поразила. Честно говоря, ждал большего, а посему переключился в спортивный режим. Не помогло. Байк лишь стал нервным и дерганым – легкое прикосновение к ручке газа, и 265 кг бьются в конвульсиях при разгоне, а под сброс газа резко клюют носом.
А вот что действительно работает отлично и не требует ни настроек, ни вмешательства, так это трэкшен-контроль. Как и в случае с картой управления двигателем, трэкшен имеет два режима работы. Стандартный и оффроуд. В первом – электроника гасит все намеки на пробуксовку заднего колеса, так что при выезде с обочины можно смело крутить ручку газа. Второй вариант позволяет немного припустить байк в занос на бездорожье. Но лишь немного, чтобы почувствовать себя гением гравийки и при этом не положить аппарат на бок.
Как правило, на тесты журналистам достается новая техника. Сделать выводы о том, каким аппарат будет спустя год, после 10.000 километров пробега, просто невозможно. В этот раз мне повезло. На одометре “Yamaha Super Tenere” было больше 14 тыс. км. Резина требовала замены. Мотоцикл неоднократно падал, на что намекали глубокие царапины на пластике, передний диск был с таким жестким заломом полки, что непонятно, как от такого удара не вылетели спицы и не пропала герметичность бескамерной покрышки. Но при этом мотоцикл ехал как ни в чем не бывало, всячески намекая, что шрамы джентльмену только к лицу, от них сущность и характер совершенно не меняются. Пожалуй, в этом вся суть нового “Yamaha Super Tenere”, унаследовавшего свой характер от родственников, шесть раз побеждавших в ралли “Париж – Дакар”.