Рубрики

Японская трагедия. Часть вторая. “Toyota” не хватило трех минут, чтобы выиграть “24 часа Ле-Мана”

11:57 01-07-2016

Драма. Иным словом то, что случилось в Ле-Мане 19 июня 2016 года, и не описать. В историю легендарной суточной гонки вписана еще одна глава с захватывающим сюжетом. Однако поверить в реальность происходящего на последних минутах суточной гонки было очень сложно. Уверенно лидировавший автомобиль “Toyota” за круг до финиша остановился из-за технических проблем, и победа досталась соперникам.

Драма. Иным словом то, что случилось в Ле-Мане 19 июня 2016 года, и не описать. В историю легендарной суточной гонки вписана еще одна глава с захватывающим сюжетом. Однако поверить в реальность происходящего на последних минутах суточной гонки было очень сложно. Уверенно лидировавший автомобиль “Toyota” за круг до финиша остановился из-за технических проблем, и победа досталась соперникам.


Такое с “Toyota” уже было. Упустить победу под конец суточного марафона японцы умудрились в 1999 году. Тогда сценарий был чуть менее драматичным. На последних кругах Юкио Катаяма за рулем прототипа “GT-One” стремительно нагонял лидировавшую BMW. Отрыв очень быстро сократился с трех минут до каких-то 20 секунд с небольшим.

Это мог быть исторический триумф. Мало того что “Toyota” стала бы всего второй японской командой, которой покорился бы “Ле-Ман”, так она могла это сделать с экипажем, составленным лишь из японских пилотов. Напарниками Катаямы тогда были Тошио Сузуки и Кеичи Цучия. Но мечта так и осталась мечтой.

Незадолго до финиша на “GT-One” взорвалось колесо, и после внепланового пит-стопа Катаяма вновь далеко отпустил BMW. Победа досталась немцам.



Второй подход

После неудачной попытки в 1999 году “Toyota” свернула проект, сосредоточившись на подготовке к дебюту в “Формуле 1”, однако за почти десять лет, что команда производителя выступала в чемпионате, ни одной победы не было даже в отдельных гонках – не говоря уже о выигранных чемпионатах. В 2008 году “Toyota” ушла из “Больших призов”, а вскоре начала подготовку к новому походу на Ле-Ман.

Противостоять вновь пришлось немцам. “Audi” как доминировала в Ле-Мане, так и продолжила с приходом “Toyota”, а два года назад свою программу начала и “Porsche”, причем выиграв в Ле-Мане со второй же попытки. Два подиума команды “Toyota” в 2013 и 2014 годах не могли удовлетворить руководство проекта. Что уж говорить о прошлом сезоне, когда экипажи японской команды финишировали на шестом и восьмом местах. То, что тягаться с “Audi” и “Porsche” в предыдущем “Ле-Мане” команда не сможет, стало понятно еще в мае. Фактически с весны прошлого года “Toyota” начала готовиться к гонке, намеченной на июнь 2016-го.

Японская команда пересмотрела концепцию машины, сменив двигатель. Атмосферник объемом 3,7 литра уступил место 2,4-литровому твин-турбо. Также была переделана гибридная система. С точки зрения аэродинамики в “Toyota” сделали ставку на наименьшее лобовое сопротивление, пожертвовав прижимной силой, что напрямую указывает на то, что новый автомобиль создавался “под Ле-Ман”.

Кольцо Сартэ, на котором проходит легендарная 24-часовая гонка, фактически наполовину состоит из прямых, разбитых шиканами, и максимальная скорость – один из важнейших показателей, которые необходимы для борьбы за победу. “Toyota” целенаправленно готовилась к этой гонке, по сути, принеся в жертву остальные этапы WEC, которые проходят на трассах более традиционных.



Соперники

Так или иначе, желающих поставить на “Toyota” перед стартом марафона было не так и много. Не только из-за “японского проклятия”.

Соперники, казалось, были готовы намного лучше. “Audi”, как и “Toyota”, также фактически построила новый прототип с целью отыграться за поражение годом ранее. Но фаворитом все равно считалась “Porsche”, которая лишь доработала свою машину, позволившую выиграть “24 часа” в прошлом году. Первые этапы WEC показали, что команда находится в наилучшей форме.

Победы на стартовых этапах чемпионата мира по гонкам на выносливость между собой поделили немецкие коллективы, а “Toyota” достались два вторых места. В общем, козыри у японцев, конечно, имелись, но по рукавам соперников были запрятаны карты посильнее.

На подиум по итогам гонки в итоге поднялись экипажи всех трех производителей,
представленных в LMP1. Причем находившийся за рулем “Audi” на последних
минутах гонки Лукас ди Грасси только после финиша узнал, что его экипаж стал третьим.

“Porsche” чуть облегчила задачу соперникам тем, что решила выставить на старт лишь два прототипа. Трио прошлогодних победителей не смогло даже бороться за право отстоять титул. Нико Хюлькенберг, который в минувшем году принял участие в 24-часовой гонке в перерыве между этапами “Формулы 1”, на сей раз не мог взять “отгул”, поскольку в те же дни в Азербайджане проходил “Гран- при Европы”. Его напарники Эрл Бамбер и Ник Тэнди были отправлены выступать в категорию GT.

Не стала выставлять третий экипаж на старт и “Audi”, так что по крайней мере в количественном отношении шансов на успех у “Toyota” было столько же, сколько и у соперников.



Минус три

Несмотря на все предстартовые расклады, одна лишь “Toyota” добралась до утра без серьезных потерь. “Audi” к этому моменту уже фактически распрощалась не только с шансами на победу, но и готовилась впервые за полтора десятка лет остаться без подиума. У одного из экипажей некогда непобедимой команды возникли проблемы вскоре после старта, а у второго – под утро.

Одного из экипажей “Porsche” к началу решающей стадии тоже уже не было в борьбе. Действующие чемпионы мира Марк Уэббер, Брендон Хартли и Тимо Бернхард ночью вынуждены были смириться с потерей 40 кругов из-за отказа водяного насоса.

Бороться с двумя “Toyota” остался лишь один автомобиль “Porsche”, которым поочередно управляли Нил Джани, Марк Либ и Ромен Дюма. Однако преимущество было на стороне японского коллектива.

Ставка на скорость сыграла. На прямых прототип “TS050 Hybrid” был намного быстрее соперников, а кроме того, “Toyota” удавалось реже проводить пит-стопы. Если другие заезжали в боксы каждые 13 кругов, то экипажи японской команды могли проезжать по 14 без дозаправки, а машина еще и очень бережно относилась к шинам, что позволяло механикам не так часто их менять – экономия получалась приличной, и к утру “Toyota” полностью завладела инициативой.



“Я запаниковал”

Одной из машин японского коллектива все-таки потребовался непродолжительный ремонт утром, но потеряно было лишь три круга. В любом случае к этому моменту в роли главных фаворитов уже окончательно освоились Себастьен Буэми, Энтони Дэвидсон и Казуки Накаджима. Первый отлично справился со своей ролью ночью, второй, выдав уже традиционные для него в Ле-Мане несколько отличных кругов поутру, позволил оторваться от преследователей, а японец должен был триумфально завершить марафон.

“Porsche” обновила свой рекорд по числу побед в Ле-Мане. Неожиданный триумф
в 2016 году стал уже 18-м для производителя в легендарном марафоне.

Накаджима сел за руль за полтора часа до финиша. Когда сутки, отведенные на гонку, уже почти истекли, преимущество Казуки над ближайшим прототипом “Porsche” составляло полторы минуты. Для “Ле-Мана” последних лет, который уже фактически перестал считаться классической гонкой на выносливость, это огромное расстояние.

Потом случилась трагедия. В тот момент, когда часы на главной прямой начали отсчитывать последнюю пятиминутку гонки, “Toyota” потеряла скорость.

“За круг до того, как машина начала замедляться, я почувствовал, что с ней не все в порядке, – рассказал после гонки Казуки. – Внезапно снизилась мощность. Инженер сказал мне по радио, чтобы я не наезжал на поребрики и продолжал ехать, не повышая обороты. Я тут же подумал: “Что же я такое натворил?” Потом вдруг в один момент мощность вообще пропала. Мы перепробовали, наверное, все, но ничего не сработало. Тот последний круг я доехал уже очень медленно. Не знаю, из-за чего это произошло. Я запаниковал. Точно так же, наверное, запаниковали все на командном мостике”.

Отрыв “Toyota” растаял почти мгновенно – за полкруга. Нилу Джани, который находился за рулем “Porsche”, было сказано атаковать, несмотря на то что из-за подозрений на медленный прокол команда планировала провести внеплановый пит-стоп – чтобы гарантированно добраться до финиша, сохранив второе место. Но теперь у Джани появился шанс на победу, и он стремительно стал сокращать отставание.

Обгонять не потребовалось. Когда Накаджима преодолел шиканы, что в конце 13-километрового круга в Ле-Мане, его “Toyota” уже не захотела разгоняться по стартовой прямой. Он остановился рядом с командным мостиком, и за три минуты до финиша 24-часовой гонки прототип “Porsche” пронесся мимо.



Море сочувствия

Это была, наверное, самая драматичная развязка за всю историю гонки. Еще никогда судьба победы не решалась вот так – за один круг до финиша. В “Toyota” не видели признаков приближающейся проблемы вплоть до последнего момента – и даже после финиша не сразу смогли сказать, что именно вышло из строя, не став в итоге слишком сильно вдаваться в подробности.

Да и какое это может иметь значение?

Победа досталась Джани, Либу и Дюма, которые в дополнение получили 50 очков в зачет чемпионата и еще сильнее оторвались от соперников в зачете WEC. “Toyota” же подобралась к победе в Ле-Мане так близко, как, возможно, не сможет подобраться уже никогда. Тем не менее болельщики, следившие за гонкой по всему миру, будут знать, какая именно команда была в суточном марафоне лучшей.

“Если 100 миллионов людей по всему миру следили за той гонкой по телевизору, то теперь, думаю, у “Toyota” на 100 миллионов болельщиков больше”, – сказал спустя несколько дней еще не отошедший от поражения Накаджима.


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: