Драма. Иным словом то, что случилось в Ле-Мане 19 июня 2016 года, и не описать. В историю легендарной суточной гонки вписана еще одна глава с захватывающим сюжетом. Однако поверить в реальность происходящего на последних минутах суточной гонки было очень сложно. Уверенно лидировавший автомобиль “Toyota” за круг до финиша остановился из-за технических проблем, и победа досталась соперникам.
Такое с “Toyota” уже было. Упустить победу под конец суточного марафона японцы умудрились в 1999 году. Тогда сценарий был чуть менее драматичным. На последних кругах Юкио Катаяма за рулем прототипа “GT-One” стремительно нагонял лидировавшую BMW. Отрыв очень быстро сократился с трех минут до каких-то 20 секунд с небольшим.
Это мог быть исторический триумф. Мало того что “Toyota” стала бы всего второй японской командой, которой покорился бы “Ле-Ман”, так она могла это сделать с экипажем, составленным лишь из японских пилотов. Напарниками Катаямы тогда были Тошио Сузуки и Кеичи Цучия. Но мечта так и осталась мечтой.
Незадолго до финиша на “GT-One” взорвалось колесо, и после внепланового пит-стопа Катаяма вновь далеко отпустил BMW. Победа досталась немцам.
Второй подход
После неудачной попытки в 1999 году “Toyota” свернула проект, сосредоточившись на подготовке к дебюту в “Формуле 1”, однако за почти десять лет, что команда производителя выступала в чемпионате, ни одной победы не было даже в отдельных гонках – не говоря уже о выигранных чемпионатах. В 2008 году “Toyota” ушла из “Больших призов”, а вскоре начала подготовку к новому походу на Ле-Ман.
Противостоять вновь пришлось немцам. “Audi” как доминировала в Ле-Мане, так и продолжила с приходом “Toyota”, а два года назад свою программу начала и “Porsche”, причем выиграв в Ле-Мане со второй же попытки. Два подиума команды “Toyota” в 2013 и 2014 годах не могли удовлетворить руководство проекта. Что уж говорить о прошлом сезоне, когда экипажи японской команды финишировали на шестом и восьмом местах. То, что тягаться с “Audi” и “Porsche” в предыдущем “Ле-Мане” команда не сможет, стало понятно еще в мае. Фактически с весны прошлого года “Toyota” начала готовиться к гонке, намеченной на июнь 2016-го.
Японская команда пересмотрела концепцию машины, сменив двигатель. Атмосферник объемом 3,7 литра уступил место 2,4-литровому твин-турбо. Также была переделана гибридная система. С точки зрения аэродинамики в “Toyota” сделали ставку на наименьшее лобовое сопротивление, пожертвовав прижимной силой, что напрямую указывает на то, что новый автомобиль создавался “под Ле-Ман”.
Кольцо Сартэ, на котором проходит легендарная 24-часовая гонка, фактически наполовину состоит из прямых, разбитых шиканами, и максимальная скорость – один из важнейших показателей, которые необходимы для борьбы за победу. “Toyota” целенаправленно готовилась к этой гонке, по сути, принеся в жертву остальные этапы WEC, которые проходят на трассах более традиционных.
Соперники
Так или иначе, желающих поставить на “Toyota” перед стартом марафона было не так и много. Не только из-за “японского проклятия”.
Соперники, казалось, были готовы намного лучше. “Audi”, как и “Toyota”, также фактически построила новый прототип с целью отыграться за поражение годом ранее. Но фаворитом все равно считалась “Porsche”, которая лишь доработала свою машину, позволившую выиграть “24 часа” в прошлом году. Первые этапы WEC показали, что команда находится в наилучшей форме.
Победы на стартовых этапах чемпионата мира по гонкам на выносливость между собой поделили немецкие коллективы, а “Toyota” достались два вторых места. В общем, козыри у японцев, конечно, имелись, но по рукавам соперников были запрятаны карты посильнее.
На подиум по итогам гонки в итоге поднялись экипажи всех трех производителей, представленных в LMP1. Причем находившийся за рулем “Audi” на последних минутах гонки Лукас ди Грасси только после финиша узнал, что его экипаж стал третьим. |
“Porsche” чуть облегчила задачу соперникам тем, что решила выставить на старт лишь два прототипа. Трио прошлогодних победителей не смогло даже бороться за право отстоять титул. Нико Хюлькенберг, который в минувшем году принял участие в 24-часовой гонке в перерыве между этапами “Формулы 1”, на сей раз не мог взять “отгул”, поскольку в те же дни в Азербайджане проходил “Гран- при Европы”. Его напарники Эрл Бамбер и Ник Тэнди были отправлены выступать в категорию GT.
Не стала выставлять третий экипаж на старт и “Audi”, так что по крайней мере в количественном отношении шансов на успех у “Toyota” было столько же, сколько и у соперников.
Минус три
Несмотря на все предстартовые расклады, одна лишь “Toyota” добралась до утра без серьезных потерь. “Audi” к этому моменту уже фактически распрощалась не только с шансами на победу, но и готовилась впервые за полтора десятка лет остаться без подиума. У одного из экипажей некогда непобедимой команды возникли проблемы вскоре после старта, а у второго – под утро.
Одного из экипажей “Porsche” к началу решающей стадии тоже уже не было в борьбе. Действующие чемпионы мира Марк Уэббер, Брендон Хартли и Тимо Бернхард ночью вынуждены были смириться с потерей 40 кругов из-за отказа водяного насоса.
Бороться с двумя “Toyota” остался лишь один автомобиль “Porsche”, которым поочередно управляли Нил Джани, Марк Либ и Ромен Дюма. Однако преимущество было на стороне японского коллектива.
Ставка на скорость сыграла. На прямых прототип “TS050 Hybrid” был намного быстрее соперников, а кроме того, “Toyota” удавалось реже проводить пит-стопы. Если другие заезжали в боксы каждые 13 кругов, то экипажи японской команды могли проезжать по 14 без дозаправки, а машина еще и очень бережно относилась к шинам, что позволяло механикам не так часто их менять – экономия получалась приличной, и к утру “Toyota” полностью завладела инициативой.
“Я запаниковал”
Одной из машин японского коллектива все-таки потребовался непродолжительный ремонт утром, но потеряно было лишь три круга. В любом случае к этому моменту в роли главных фаворитов уже окончательно освоились Себастьен Буэми, Энтони Дэвидсон и Казуки Накаджима. Первый отлично справился со своей ролью ночью, второй, выдав уже традиционные для него в Ле-Мане несколько отличных кругов поутру, позволил оторваться от преследователей, а японец должен был триумфально завершить марафон.
“Porsche” обновила свой рекорд по числу побед в Ле-Мане. Неожиданный триумф в 2016 году стал уже 18-м для производителя в легендарном марафоне. |
Накаджима сел за руль за полтора часа до финиша. Когда сутки, отведенные на гонку, уже почти истекли, преимущество Казуки над ближайшим прототипом “Porsche” составляло полторы минуты. Для “Ле-Мана” последних лет, который уже фактически перестал считаться классической гонкой на выносливость, это огромное расстояние.
Потом случилась трагедия. В тот момент, когда часы на главной прямой начали отсчитывать последнюю пятиминутку гонки, “Toyota” потеряла скорость.
“За круг до того, как машина начала замедляться, я почувствовал, что с ней не все в порядке, – рассказал после гонки Казуки. – Внезапно снизилась мощность. Инженер сказал мне по радио, чтобы я не наезжал на поребрики и продолжал ехать, не повышая обороты. Я тут же подумал: “Что же я такое натворил?” Потом вдруг в один момент мощность вообще пропала. Мы перепробовали, наверное, все, но ничего не сработало. Тот последний круг я доехал уже очень медленно. Не знаю, из-за чего это произошло. Я запаниковал. Точно так же, наверное, запаниковали все на командном мостике”.
Отрыв “Toyota” растаял почти мгновенно – за полкруга. Нилу Джани, который находился за рулем “Porsche”, было сказано атаковать, несмотря на то что из-за подозрений на медленный прокол команда планировала провести внеплановый пит-стоп – чтобы гарантированно добраться до финиша, сохранив второе место. Но теперь у Джани появился шанс на победу, и он стремительно стал сокращать отставание.
Обгонять не потребовалось. Когда Накаджима преодолел шиканы, что в конце 13-километрового круга в Ле-Мане, его “Toyota” уже не захотела разгоняться по стартовой прямой. Он остановился рядом с командным мостиком, и за три минуты до финиша 24-часовой гонки прототип “Porsche” пронесся мимо.
Море сочувствия
Это была, наверное, самая драматичная развязка за всю историю гонки. Еще никогда судьба победы не решалась вот так – за один круг до финиша. В “Toyota” не видели признаков приближающейся проблемы вплоть до последнего момента – и даже после финиша не сразу смогли сказать, что именно вышло из строя, не став в итоге слишком сильно вдаваться в подробности.
Да и какое это может иметь значение?
Победа досталась Джани, Либу и Дюма, которые в дополнение получили 50 очков в зачет чемпионата и еще сильнее оторвались от соперников в зачете WEC. “Toyota” же подобралась к победе в Ле-Мане так близко, как, возможно, не сможет подобраться уже никогда. Тем не менее болельщики, следившие за гонкой по всему миру, будут знать, какая именно команда была в суточном марафоне лучшей.
“Если 100 миллионов людей по всему миру следили за той гонкой по телевизору, то теперь, думаю, у “Toyota” на 100 миллионов болельщиков больше”, – сказал спустя несколько дней еще не отошедший от поражения Накаджима.
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон