Рубрики

Юрий Николаев: “Без руля не могу!”

21:47 02-12-2010

Его лицо хорошо знакомо нескольким поколениям российских телезрителей. Раньше – по популярным передачам “Утренняя почта” и “Утренняя звезда”. С недавних пор – по “Танцам со звездами”, где Юрий Николаев исполнял привычную роль ведущего, и “Танцам на льду”, где он сам выступил в амплуа фигуриста…

Его лицо хорошо знакомо нескольким поколениям российских телезрителей. Раньше – по популярным передачам “Утренняя почта” и “Утренняя звезда”. С недавних пор – по “Танцам со звездами”, где Юрий Николаев исполнял привычную роль ведущего, и “Танцам на льду”, где он сам выступил в амплуа фигуриста... Ну а помимо всего прочего народный артист России Николаев еще и автолюбитель с солидным стажем. Собственно, и беседовали мы во время поездки по московским улицам в его черном “Mercedes-Benz” S-класса. Причем за рулем представительского седана сидел сам Юрий.

– У ВАШЕГО водителя сегодня выходной?

– У меня вообще нет водителя. Просто я очень люблю водить сам, не могу без руля! И даже в представительском автомобиле стараюсь на заднем диване ездить пореже.

– Почему же тогда выбрали именно такую модель?

– Ну как-то так повелось, что езжу на “Мерседесах”. Первую свою машину этой марки купил еще в 1986 году. Когда подъехал на ней к Останкино – мне показалось, весь телецентр прекратил работу и сбежался на нее посмотреть. Смею предположить, что это была одна из первых в России иномарок такого уровня. Приобрел я ее по блату – с помощью крупного чиновника из Моссовета. В те времена хорошие вещи можно было достать только по знакомству или какой-то чудесной случайности.

Вообще я всегда старался как-то выделиться в автомобильном потоке. Например, резина у меня была не совсем такая, как у всех. Мы приезжали с шефскими концертами в НИИ шинной промышленности, а нам в благодарность продавали широкие спортивные покрышки – высший пилотаж по тем временам.

– Водить тоже на “Мерседесе” учились?

– Нет, на армейском “козлике”, еще в детстве. Отец у меня был военным и, когда выезжал в другие части на казенном “уазике”, иногда брал меня собой. По дороге давал порулить. Первая поездка за рулем – такое не забывается. Но кроме радужных ощущений у меня от нее осталась и досада. Ведь никто из друзей не видел, что я веду настоящий автомобиль. Я давил на педали и с огорчением думал: “Эх! Ну почему никого из пацанов рядом нет?” И однажды, когда папа оставил машину дома, я... угнал ее. Недалеко – мы с друзьями проехали метров десять или пятнадцать, после чего мотор заглох (все-таки водителем я был еще неопытным). И помимо счастья от того, что наконец ребята увидели меня за рулем, я, естественно, получил хорошую взбучку от бати за то, что взял автомобиль без разрешения.

– Вы закончили ГИТИС, играли в Театре имени Пушкина, успели даже сняться в кино, в сериале “Хождение по мукам”. И вдруг резко сменили карьеру – ушли на телевидение. Как это случилось?

– Можно сказать – случайно. Просто меня пригласили поработать на ТВ диктором. Я два месяца раздумывал, а потом согласился. Все же это давало возможность хорошего заработка, а мы с женой только расписались, надо было как-то сводить концы с концами. И пошло-поехало, через какое-то время я сделался ведущим “Утренней почты”, меня стали узнавать на улице. Сначала это было странное ощущение. Но потом я привык.

“Многие дети, которые впервые выступили в “Утренней звезде”, потом стали звездами эстрады.”

Надо сказать, мой театральный опыт на телевидении пригодился. У меня не было стремления к “официальному” ведению передачи, я не боялся импровизировать, обыгрывать оригинальные сюжеты. Тоска по сцене? Конечно, она есть – иногда хочется опять вдохнуть запах кулис… Да и не только по сцене, вообще по игровому жанру. Но мне пока не предлагали никаких интересных ролей. Зато популярность телеведущего сыграла со мной дурную шутку: как-то раз мне предложили в кино роль некоего телевизионного персонажа по имени… Юрий Николаев. Видимо, его просто для удобства назвали так же, как и меня. Но мне это было совсем неинтересно...

– А пользу из популярности доводилось извлекать? Например, при общении с гаишниками?

– Конечно! Помню, опаздывал на рейс во “Внуково”. Самолет должен скоро взлететь, а я еще в пути. Прилично превысил скорость и попался автоинспектору. Сразу извинился: “Простите, опаздываю, честно!” Он посмотрел на меня, подумал с секунду и сказал: “Ладно, езжай за мной”. Включил мигалку, и мы помчались в аэропорт. Так что “Утренняя почта” и “Утренняя звезда” сослужили мне хорошую службу.

– “Утренняя звезда” давала шанс талантливым детям изо всех уголков страны выступить перед миллионами телезрителей. Среди этих маленьких исполнителей были будущие звезды?

– А как же… В моей передаче впервые вышли на сцену Валерия, Анжелика Варум, солист “Технологии” Роман Рябцев, Сережа Лазарев, Юлия Началова. О “Татушках” впервые люди узнали из “Звезды”... И я счастлив, что мог чем-то помочь им всем.

– В то время “Утренняя звезда” была единственной в своем роде. Сегодня подобных программ на телевидении хоть отбавляй. Есть ревность, что новые звезды зажигают без вас?

– Ревности нет. Но печально от того, что сейчас немало дилетантов, имея материальную поддержку, начинают заниматься телевидением. “Хочу быть продюсером! А теперь хочу быть режиссером!”. Впрочем, я не могу сказать, что телевидение стало хуже, чем раньше. Оно просто стало другим. Хорошо уже то, что появилось разнообразие. Хотя это разнообразие, если подумать, достаточно условно. Эфир заполонили лицензионные проекты, заимствованные из-за рубежа программы. Наши самостоятельные проекты можно пересчитать по пальцам одной руки.

Даже в представительском автомобиле стараюсь на заднем сиденье ездить пореже.
Люблю водить сам”.

– Но это не помешало вам вести “Танцы со звездами”. Или эта программа – отечественное изобретение?

– Да нет, тоже лицензионное – есть такое английское шоу. Но как раз этот проект мне по душе. И мне кажется, он у нас получился даже более живым, чем оригинал. Кстати, я там тоже танцевал, не только вел передачу. И мне понравилось. А еще “Танцы со звездами” дали мне смелость встать на коньки – в гала-шоу “Танцы на льду”. Это был для меня настоящий вызов – я так боялся показаться смешным! Но, надеюсь, со стороны все выглядело достаточно достойно. Вообще я человек авантюрный. Фигурное катание – мелочь по сравнению с пилотированием самолета, например…

– У вас есть лицензия пилота?

– Да, есть... У меня когда-то был друг-пилот. Он и предложил полетать. Я долго отказывался – почему-то мне казалось, что самолеты не люблю. Но потом решился сесть за штурвал. И когда почувствовал, что эта машина меня слушается, я поймал настоящий кайф! А какой красивый вид сверху, с высоты птичьего полета!

– Самолет, автомобиль, коньки… Еще вы увлекаетесь охотой, плаванием, баскетболом, теннисом, горными лыжами. Но все-таки больше слухов ходит о ваших “достижениях” в другом виде “спорта”…

– Вы про мои проблемы с алкоголем? Так это были не проблемы, а взаимная любовь (смеется). Вообще с этим сталкивался, наверно, любой известный артист, с которым хотела выпить половина населения страны. Популярность – серьезное испытание.

“Танцы со звездами”. На сцене ведущие шоу
Юрий Николаев и Анастасия Заворотнюк.

Однажды я вышел пьяным в прямой эфир. Ровно 30 лет назад, прекрасным летним вечером. Всего-то надо было прочесть программу телепередач на завтра. Но эта задача оказалась мне не по силам. А перед этим только что закончилась телетрансляция международного футбольного матча. У экранов сидели миллионы человек, не успевшие выключить телевизор после футбола, и видели меня, бубнящего в прямом эфире какие-то нечленораздельные слова... Меня исключили из КПСС, и только вмешательство какого-то крупного чиновника помогло избежать увольнения (не знаю, кто это был, но всю жизнь благодарен этому человеку)... Две недели я не мог выйти из дома. От стыда. Вся страна говорила о моем позоре. Даже из разных посольств звонили. Не мне. И чьи-то слова мне даже передали: мол, это было лучшее, что когда-либо демонстрировалось на советском телевидении. И еще долго мучила совесть – ведь из-за меня уволили двух человек из творческой группы, выпускавшей тот эфир. Через много лет я случайно встретил дочку одного из тех уволенных и просил у нее прощения. На коленях.

– За руль пьяным тоже садились?

– Бывало. Однажды едва жив остался. Кстати, эта авария произошла буквально под окнами здания, где теперь располагается редакция “Клаксона”, рядом с кинотеатром “Рига”. Конец октября, первый снежок, первые морозы. Я на скорости примерно 80-90 км/ч не вписался во въезд на мост, ведущий к Алтуфьевскому шоссе. Метров тридцать ехал на крыше. Ужасно. Случайные прохожие помогали мне выбираться из машины, звонили в больницу...

– Как эксперта хочу вас спросить... Как вы относитесь к введению максимально допустимой нормы содержания алкоголя в крови водителя?

– Отвечу вопросом на вопрос: зачем же было тогда ужесточать наказание за вождение в нетрезвом виде? Мне кажется, что Россия просто не готова к такому закону. Наши граждане вряд ли будут довольствоваться разрешенной нормой. Умеренность никогда не была составляющей менталитета россиян.

Правда, лично у меня это осталось в далеком прошлом. Сегодня ничего крепче кофе не употребляю. Так что теперь я запойный кофеман.

– Еще одна вредная привычка?

– Не привычка, скорее часть моего образа жизни. Я всегда вожу с собой чашечку, кофейник и банку моего любимого, очень крепкого кофе. Иногда выпиваю по восемь чашек в день. У меня даже есть свой ритуал пития: прежде чем сделать кофе, согреваю чашку кипятком. Между прочим, могу попросить этот напиток в ресторане как минимум на четырех языках. В Италии, Испании, да и других странах для меня это не составляет проблемы. Друзья, зная мою страсть, даже подарили мне некий агрегат для автомобиля, который в принципе можно было назвать кофеваркой, если бы не существенный минус – воду он разогревает всего до 60 градусов по Цельсию... Тем не менее гипотетически можно было бы попить кофе, например, попав в уличный затор. Увы, ту псевдокофеварку я потерял, поэтому, попав в пробку, вместо кофе слушаю музыку.

– Что бы вы хотели пожелать российским автолюбителям, вашим зрителям и читателям “Клаксона”?

– Ездить аккуратно, никогда не пить за рулем и смотреть только хорошие телепередачи!

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mercedes-Benz читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: