Рубрики

За рулем “Audi Security”

Вам не требуется водитель (он же телохранитель) приличной квалификации для поездок на бронированном автомобиле “Audi”? Могу предложить свои услуги. У меня и серификат есть. А такие бумаги людям с улицы не выдают. Для этого надо отправиться в Германию и пройти жесткий тренинг под руководством инструкторов “Audi Security Driving experience”. Задача достаточно сложная – даже опытному автомобилисту придется попотеть, чтобы заслужить скупую похвалу этих профи.

…БЫВШАЯ база советских ВВС в сотне километров от Берлина прекрасно известна всем автомобильным журналистам. Огромный аэродром теперь стал испытательным полигоном, и зарубежные автокомпании частенько приглашают нас сюда на тесты своих моделей. Как правило, без каких-либо оборонных целей. Но не в этот раз. Мы-то приехали не просто опробовать бронированные машины, а поучиться особенностям и специфическим приемам их вождения. Ведь от мастерства шофера такого броневика порой реально зависит жизнь его пассажира.

Основы основ

ЧТОБЫ понять содержание предварительной лекции, знание немецкого или английского языка было ни к чему. Инструктор Роб Кунст обошелся почти без слов, рассказывая, а вернее показывая, как правильно сидеть и вести себя за рулем. Я внимал, машинально “переводя” его красноречивые жесты на русский.

Роб Кунст вовсе не показывает приемы каратэ или танцует лезгинку – просто объясняет
без слов, как правильно управлять бронированным автомобилем.

– Правильная посадка прежде всего, – жестикулировал Роб. – Сели, первым делом закрыли двери на центральный замок. Регулируете под себя сиденье и руль. Обязательно пристегиваетесь ремнем безопасности. Руль надо держать легко, очень легко, только тогда вы будете чувствовать машину.

– Большой полноприводный автомобиль специфичен в управлении, а тяжелый броневик тем более, – продолжал Роб. – Все время надо помнить, что в ваших руках баранка почти четырехтонной машины (оснащенная масса бронированной “восьмерки” 3.720 кг.Прим. авт.). Держать в голове расклад тяги по осям. У “Audi” это 60% на задние колеса и 40% на передние. И не забывать про те 25%, что гуляют между осями в зависимости от нагрузки. Например, если резко нажимаете педаль газа, эти 25% перебрасываются на заднюю ось, а при интенсивном торможении – на переднюю.

– Когда водитель теряет руль? Когда перестает чувствовать, что машина у него под контролем, а не едет сама по себе в повороте или на скользкой дороге? – Роб обвел нас вопрошающим взглядом и сам дал ответ: – Когда перестает глядеть туда, куда едет! Вы должны всегда смотреть в ту сторону, куда хотите ехать, только тогда ваши действия будут успешны и заставят автомобиль правильно совершить маневр. Еще раз повторяю, смотреть надо только в ту сторону, куда хотите вырулить.

На непонятливых водителей инструктор мог и пластиковой палкой замахнуться.
В шутку, конечно. Но в каждой шутке…

Но это было еще не все. Некоторое время в нас вдалбливали азы, без усвоения которых лучше не садиться за руль бронированного автомобиля. Прежде всего немцы попросили забыть о голливудских трюках, когда водитель, пытаясь уйти от погони, дергает ручник и корму машины эффектно заносит. Не стоит в критической ситуации так использовать стояночный тормоз. Ведь в момент заноса вся боковая часть машины может стать мишенью для гранатомета, причем под его выстрел подставляется самая незащищенная часть кузова – стык двери.

Длинная, тяжелая “А8” на удивление легко и просто совершает “полицейский” разворот.

Вторая аксиома – всегда сохранять дистанцию между своим и другими автомобилями. Это ваше жизненное пространство, необходимое для маневра в момент крайней опасности.

Допустим, такой момент настал. Как только вы поняли, что попали в засаду – резкое торможение, задняя передача, газ в пол, и постараться как можно дальше отъехать от этого места. “Полицейский” разворот и опять полный газ. Теперь под прицелом у нападающих остается лишь багажник с толстым листом брони и пуленепробиваемое заднее стекло.

Тяжело в ученье

ДЛЯ НАЧАЛА нас натаскивали на обычных, абсолютно мирных “Audi А8 guattro”. Двигатель без вариантов – 4,2-литровый турбодизель. Об упражнениях расскажу по порядку.

Положись на электронику

Поливочная машина щедро оросила водой бетон полигона. Это для пущего эффекта – автомобиль на мокром бетоне легче срывается в занос. Задача: отключить электронные системы стабилизации и на большой скорости войти в крутой левый поворот, обозначенный пластиковыми конусами. Зачем? Чтобы прочувствовать, как машина поведет себя в такой ситуации. Разумеется, тяжелая “А8” сбила все фишки и проскочила мимо поворота так, словно руль не был вывернут влево.

То же самое, но теперь с включенной электроникой. Разгоняюсь. В первой фазе поворота машина еще слушается руля, но когда пройдено уже полвиража, “Audi” с полностью вывернутыми налево колесами, как и следовало ожидать, опять начало нести прямо. Но все же не понесло. Почуяв неладное, электроника сбросила обороты до минимума, автомобиль словно уткнулся носом в невидимую стену, мгновенно часть нагрузки перебралась на передние колеса – и я тут же почувствовал, что вновь могу контролировать большую машину.

Езда по кольцу

На специальной резине можно ехать со
скоростью 80 км/ч даже при полной потере
давления в шинах.

Просто езда, в меру своих сил и возможностей. Трасса безопасная, с большими “вылетами”, на всякий пожарный случай. Полотно со специальным покрытием, чуть более скользким, чем асфальт, опять-таки провоцирующим проходить повороты в управляемом заносе. Мы с минимальным риском гоняем по кругу, стараясь показать время получше, а всевидящее око Роба Кунста подмечает наши ошибки.

Дошла очередь до меня. Мне казалось, что я еду не хуже самого Стирлинга Мосса, но инструктор, севший на место пассажира, нашел к чему придраться: “Я же просил – не хватай руль своими ручищами! Держи его легко, нежно, ласково”. На втором кругу импульсивный Роб от уговоров перешел к действиям и перед каждым поворотом буквально лупил меня по пальцам: “Легче! Еще легче!” И долупился – размахавшись руками, напрочь сшиб зеркало заднего вида. После чего сразу успокоился и сказал: “Едем менять машину”. Настало мое время веселиться. Роб не понял, что на меня нашло, и я рассказал популярный в России анекдот: как крутые пацаны тоже меняют автомобиль, когда пепельница набита окурками. Хохотали вдвоем – немцу наш анекдот понравился.

Тест на реакцию

Назначение этого прибора – проверять реакцию человека за рулем. Когда огоньки
загораются на правом “усе”, надо резко поворачивать влево, а когда на левом – вправо.

На всех тренировочных “Audi А8” прямо перед водителем раскинуло длинные “усы” некое электронное устройство. Наконец нам объяснили его назначение – пытаться сбить водителя с толку...

Линия “стоп-старт”. Разгоняюсь метров 300, что называется, на все деньги и на полном ходу влетаю в “гараж”, обозначенный конусами. В этот момент вспыхивают светодиоды на одном из “усов” прибора. Бью по тормозам (именно бью – это обязательно!), машина вздрагивает, как бы приходя в себя, и тут надо успеть вынырнуть из гаража в правый или левый боковой выезд, не сбив при этом ни одного конуса.

А подлость в том, что, когда зажигается правый “ус”, я должен успеть метнуться влево, и наоборот. Это оттормозившись со скорости под 140 км/ч. При том, что длина “гаража” – на пару автомобилей, не больше.

На первых порах конусы разлетались во все стороны. А когда начало получаться, Роб усложнил задание. Все то же самое, только гараж проходишь без торможения и останавливаешься сразу за ним на небольшом пятачке. Не буду утомлять вас всеми перипетиями тренировки, но когда я наконец увидел поднятый вверх большой палец Роба, – обрадовался, как мальчишка. Между прочим, на передней панели притаился еще один маленький приборчик. Он зафиксировал, что я прошел этот сложный участок за такое же время, что и сам Роб. Приятно, черт побери!

Казалось бы, простое упражнение – заехать, ориентируясь по зеркалам, в “гараж” из
конусов оказалось самым сложным. Чудовищной (50 мм) толщины бронированные стекла
сильно искажают расстояние до предметов.

“Полицейский” разворот

Выполнять такие упражнения на большой, длинной “Audi А8” – одно удовольствие. На площадке (мокрой, как здесь принято) квадрат 10х10 м, ограниченный конусами. Подъезжаю. Боковым зрением вижу – наперерез летит другая “А8”. Успеваю на площадку раньше. Но тут меня ждет расплата за халатность. Закон “Security” гласит: “Всегда держи двери заблокированными!” Я об этом забыл, и вот… Распахивается задняя дверь, и я вижу направленное на меня дуло пистолета. Выход один – полный газ и вперед. Дверь по инерции захлопывается. Тормоз. Задняя передача. Роб со своей пушкой не успел отскочить – немного цепляю его правым зеркалом. Разгон. Руль круто вправо. И пока тяжелая “морда” машины медленно, как в рапиде, разворачивается, описывая круг, перекидываю рычаг АКПП на “Drive” – и газ в пол. Уф, будем считать – киллеры безнадежно отстали... Потирая ушибленную зеркалом руку, подходит Роб. Спрашивает: “Понял свою ошибку?” – “Да”. – “Ну, в общем-то действовал правильно”. И уже обращаясь ко всем: “На сегодня все!”

Момент истины

ДВА ЧЕРНЫХ представительских “Audi А8” и один “А6” ждали нас на краю полигона. Если не знаешь, то сразу и не поймешь, что перед тобой бронированные автомобили. Только несколько капель, оставшихся после дождя на стеклах, выдавали чудовищную толщину боковых окон. Внимательно глядя на каплю, можно было увидеть ее отражение на расстоянии 50 мм с противоположной стороны стекла. Да еще покрышки своей отбортовкой закрывали края дисков. Эта резина, изготовленная по специальной технологии РАХ, позволяет ехать со скоростью 80 км/ч даже при полной потере давления в шинах.

– Пожалуйста, не берите фотоаппараты в машину, – уже в который раз напомнил Роб Кунст. – Нельзя снимать салон.

Сажусь за руль. Почему нельзя фотографировать? Ничего сверхсекретного не наблюдается. Обычный интерьер богато укомплектованной “Audi А8”.

– И бардачок не открывайте, – продолжал Роб, – там кнопка автоматического отстрела дверей при форс-мажоре.

– Хорошо, не буду, – пробурчал я, старательно преодолевая немалый вес двери (“восьмерка” закована в броню по высшему европейскому классу защиты В/6-В/7).

Как говорится, найдите пять отличий. Глядя со стороны, очень сложно понять, обычная
“Audi А8” перед вами или четырехтонный броневик

Кольцевая трасса. Я за рулем, Роб рядом.

Людоедка Эллочка из “12 стульев”, помнится, легко обходилась в общении 30 словами. Нашему неговорливому инструктору для общения со мной в машине, резина которой выла и стонала в каждом повороте, хватило и трех слов. “Brake!” – командовал он, когда я слишком лихо подлетал к повороту. “Power!” – когда я, впрягая все 450 “лошадей”, разгонял четырехтонный экипаж на выходе из виража. На первом же круге я понял: главное – удержать на траектории тяжелую машину, которая так и норовила вырваться в бесконечность. Даром что “Security” со всей ее броней и дьявольски толстыми стеклами правится ничуть не хуже, чем стандартная “А8”. Машины бронируются на заводе “Audi” в начальной стадии их сборки ­– отсюда тщательность подгонки и развесовки элементов. Конечно, требуется прикладывать чуть больше усилий, чтобы удержать “А8 Security” на трассе, но кто же ожидал другого?!

“О'key!” – произнес наконец Роб свое третье и самое важное для меня слово, когда я открывал тяжелую дверь машины, чтобы пересесть за руль “А6 Security”...

Эта машина привлекает еще меньше постороннего внимания, чем старший собрат. С виду – обычная, ничем особенно не примечательная “шестерка”. Этот “Security”, разработанный для защиты пассажиров и водителя от уличной преступности, забронирован по классу В/4. Здесь броня защищает от “силового воздействия ударными инструментами” (то есть молотком или дубинкой не пробьешь) и обстрела из пистолетов и револьверов.

Та же кольцевая трасса. Наматываю уже третий круг и не могу нарадоваться на “А6 Security”. Просто пушинка какая-то. После “А8 Security” бронированная “шестерка” кажется обычным автомобилем. Разгон до “сотни” за 6,9 с – совсем неплохо для броневика. Максимальная скорость – 250 км/ч (это не предел, она, как водится, ограничена электроникой). Бензиновый V8 мощностью 350 л.с. легко таскал по трассе 2,5 тонны. Мне даже удалось пройти один круг так, что резина не то что не задымилась, как на тяжелой “восьмерке”, а даже ни разу не пискнула.

…Среди упражнений было одно, самое трудное, которое с первого раза не выполнил никто, за исключением, конечно, самого Роба. Длинный, метров 200, коридор из красных конусов, в середине которого змейка из фишек синего цвета. Требуется сущий пустяк – подать машину задним ходом, ориентируясь по зеркалам, вдоль всего коридора, а в конце – резко, под 90%, свернуть в маленький загончик из тех же красных конусов. Стекла опускать нельзя.

“Главное – правильно держать руль, – не устает повторять инструктор.
– Все остальное приложится”.

Я за рулем тяжелобронированной “А8 Security” благополучно преодолел змейку в центре коридора и аккуратно повернул. Когда вылез, увидел довольное лицо инструктора. В чем промашка? Оказалось, я повернул... не доехав до загончика пару конусов. Меня обманули 50 мм бронированного стекла. Надо делать очень приличные поправки на искажение, которое обусловлено сочетанием толстого окна и зеркала. У меня это начало получаться, и то не всегда, только на 6-7-й раз.

А впереди ждало еще одно испытание. Километровая трасса, состоящая из узких извилистых коридоров, нескольких скоростных змеек и короткого (в длину автомобиля) “гаража” на финише, где следует остановиться, погасив скорость прилично за 100 км/ч. Пройти трассу надо, выключив всю электронику. Ваш покорный слуга это сделал, причем – скажу без хвастовства – с очень неплохим временем. Не скрою, было приятно после трудового дня получить из рук Роба Кунста сертификат, удостоверяющий, что я успешно прошел курсы водителей бронированных “Audi”. Кстати, как говорил кот Матроскин, я еще и на машинке умею…

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Audi читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: