Рубрики

За штурвалом “Формулы 1”

Зачем лучшим пилотам мира нужны кнопки...

Рабочее место гонщика “Формулы 1” с каждым годом все больше становится похоже на кабину самолета. Но у пилотов воздушных судов большинство тумблеров и кнопок расположено на приборных панелях, а в тесных кокпитах гоночных автомобилей есть лишь одно место, куда их можно поместить, – это руль. О том, как управляться с подобным штурвалом, нам рассказал пилот команды “Renault” Виталий Петров.

ПЕРЕД началом первых тестов Виталий потратил на знакомство с рулем около шести часов. Нюансов так много, что обо всем рассказать в одной заметке просто невозможно.

Начнем с самого простого.

Кнопка “RADIO” слева вверху (1) отвечает за радиосвязь: указания команды гонщик слышит постоянно, а чтобы ответить – нажимает эту кнопку.

“OVER” (2) – для пробуксовки. Она задействуется при прогреве колес перед стартом или перед началом быстрого круга в квалификации.

“PIT LIMIT” в правой верхней части руля (13) – это кнопка ограничения скорости на пит-лайн. “Мимо здания боксов мы всегда проезжаем на лимитаторе. Активация режима не позволяет разогнаться выше определенной скорости”, – рассказывает Петров.

Кнопка “WING” (14) используется в сочетании с регулятором (15), расположенным под ней. Прокручивая его вверх или вниз, можно выбрать угол атаки определенных элементов переднего антикрыла. Чем ниже значение, тем меньше прижимная сила. “Мы имеем право менять эти настройки дважды по ходу одного круга, – говорит Виталий. – К примеру, перед поворотами, где не требуется большая прижимная сила, я выставляю меньшие значения, где необходима большая – наоборот. Сначала надо выбрать нужный режим, а затем, нажав на кнопку, его активировать. В гонке мы делаем это практически на каждом круге”.

Регулятор слева (3) меняет настройки электронной педали газа. На старте выбираются нижние значения, в гонке – в основном средние. Если есть проблемы с эффективностью торможения, пилот выставляет верхние значения, чтобы на торможении помогал и двигатель.

“OIL” (4) вступает в действие, когда требуется изменить режим работы смазочной системы. Если инженер видит по телеметрии, что есть проблемы, он предупреждает гонщика об этом и просит нажать кнопку.

Кнопка “Box” (16) используется для подтверждения того, что пилот заедет в боксы. “Если не хочу говорить по радио или оно отказало, – комментирует Петров, – я просто ее нажимаю, и команда сразу понимает, что я готовлюсь заехать на пит-лайн в конце круга”.

“DRINK” (11) – автоматическая подача воды для питья. “NEUTRAL” (23) – нейтральная передача.

Тумблеры слева “FW NOM” (8), “REVS” (9) и “MIX” (10) регулируют работу мотора. Когда надо уменьшить обороты, “REVS” выставляется в минимальные положения. “MIX” отвечает за топливную смесь. В обоих случаях положение “4” – это боевой режим. Если возникают какие-то проблемы или надо чуть изменить настройки, пилот переключается на другие. В гонке это происходит постоянно.

Три тумблера справа заведуют настройками дифференциала. “ENTRY” (20) – коэффициент блокировки на входе в поворот, “MID” (21) – в середине, “EXIT” (22) – на выходе. “Если у меня недостаточная поворачиваемость – устанавливаю нижние значения, – объясняет российский гонщик. – Если, наоборот, срывает заднюю часть машины – выставляю верхние. В гонке иногда приходится менять положение тумблеров от одного поворота к другому”.

Два нижних рычага под рулем (7, 19) – это сцепление. Выше – лепестки переключения передач. Справа (18) – повышение передачи, слева (6) – понижение.

Центральный тумблер (24) многофункционален. В верхнем положении “DISP” можно выбрать тип информации, которая выносится на верхний дисплей: время на круге, уровень масла и т.д.

“TYRE” – изменение настроек машины под определенный тип шин. “К примеру, при переходе со сликов на дождевую резину я должен переключиться на режим “3”, – говорит Петров. – Чтобы в него перейти, необходимо переключиться в позицию “TYRE”, потом три раза нажать на кнопку “+1” (17) и подтвердить изменения нажатием кнопки “Accept” (12). По-другому начинают работать датчики частоты вращения колес, а сзади на автомобиле включается яркая красная лампочка – чтобы соперники могли видеть меня в туче брызг”.

По новым правилам в конце квалификации круг возвращения в боксы следует проезжать не медленнее определенного времени. Это надо для того, чтобы судьи были уверены, что в баках достаточно топлива, что команда не пыталась рисковать, как это было с “McLaren” в Канаде, когда Хэмилтон не смог доехать до боксов и затем толкал машину. “Чтобы увидеть на дисплее время, за которое после квалификации я должен вернуться на пит-лайн, необходимо переключиться в позицию “DRY” или “WET” и нажать “Accept”. “DRY” – если квалификация прошла на сухой трассе, “WET” – если на мокрой”, – говорит Виталий.

Позиция “BRI” позволяет сделать дисплей более ярким.

Режим “AERO” нужен для тестирования новых аэродинамических элементов. Им пользуются на тренировках, когда проверяют новинки. Например, в режиме “Aero 2” на прямой машина будет двигаться по трассе со скоростью ровно 200 км/ч. Своего рода круиз-контроль. Чтобы активировать этот режим, следует переключиться в положение “AERO”, нажать два раза “+1” и “ACCEPT”. Специальные датчики, установленные инженерами на машине, на скорости 200 км/ч замеряют эффективность работы новых аэродинамических элементов.

“SHIFT” меняет режимы коробки передач. “Shift 3” – стандартный режим, “Shift 4” – ускоренное переключение. Коробка начинает работать быстрее, но в этом режиме можно ехать не больше двух-трех кругов, иначе трансмиссия просто развалится.

“HS” – режимы работы дифференциала в быстрых поворотах. “CLUT” – настройки сцепления. “Они очень важны для старта, – комментирует наш собеседник. – На установочном круге пытаемся выбрать наиболее подходящий режим работы”.

Положение “FAIL” отвечает за множество функций. В основном – предотвращение поломок. “На гонке в Испании меня попросили перейти в режим “Fail 55”, чтобы избежать поломки коробки передач, – вспоминает Виталий. – Для этого необходимо было выставить тумблер в положение “FAIL”, пять раз нажать на кнопку “+10” (5), еще пять – на “+1” и “Accept”. Электроника изменила режим работы коробки передач, и я смог добраться до финиша. Запомнить все команды невозможно, инженеры в случае необходимости говорят, какую из функций необходимо активировать. В этом году на большинстве машин установлен еще и так называемый воздуховод. Чтобы его активировать, приходится запястьем правой руки зажимать специальное отверстие в кокпите. На каждой прямой фактически держишь руль одной рукой, а иногда, когда требуется активировать какой-нибудь режим, и вовсе двумя пальцами”.

В следующем году воздуховод будет запрещен, зато на руле добавятся еще две кнопки. Одна – для системы KERS и еще одна – для изменения угла атаки заднего антикрыла.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: