Рубрики

Загнанных лошадей пристраивают

15:27 23-01-2020

Когда наступит старость вашего автомобиля

В НЫНЕШНИХ сложнопредсказуемых экономических условиях новый автомобиль уже через пару лет может как подешеветь наполовину, так и вырасти в цене. Пути рынка, как говорится, неисповедимы. Тем не менее, хотя бы приблизительно спрогнозировать стоимость своего транспортного средства в будущем можно, опираясь на исследования о сохранности остаточной стоимости автомобиля, которые в России делают некоторые аналитические компании.

В среднем, ходовые модели на российском автомобильном рынке за последние три года потеряли в цене 15 – 40%. Об этом говорит одно из самых авторитетных исследований остаточной стоимости автомобилей на российском рынке от аналитической компании “Автостат”. Последние восемь лет она в ежемесячном режиме проводит мониторинг цен на новые легковые автомобили, а также на машины с пробегом. В результате анализа показателей по примерно 2,1 тыс модификаций более чем 60 марок легковых автомобилей “Автостат” совместно с компаний “Carprice.ru” составляет рейтинг “Residual value” (“Сохранность остаточной стоимости автомобиля”). Последнее такое исследование было представлено по итогам 2018 года.

Представленный рейтинг учитывает отдельные массовые и премиальные классы автомобилей. Согласно последним данным, среди массовых автомобилей за три года самые удачные модели потеряли в среднем 10 – 20%. В частности, рекорд на рынке в сегменте кроссоверов С-класса принадлежит “Mazda CX-5”, которая за три года потеряла в цене менее, чем 8%.

1550731651_3-kopija.jpg

Другой рекордсмен – лидер в сегменте пикапов “Toyota HiLux”, которая потеряла в цене 9,75%. В классе многофункциональных автомобилей неплохо смотрится “Volkswagen Caddy”, который за три года потерял 14,7% от первоначальной стоимости. Внедорожник “Toyota Land Cruiser 200” упал в цене на 14,8%. Гораздо менее выгодно смотрятся в этом смысле УАЗ “Пикап”, который за три года потерял в цене почти 30%, или же полноразмерный внедорожник “Mitsubishi Pajero” (минус 22%, см. таблицу 1).

В премиальном сегменте ситуация с потерей цены гораздо хуже. Престижные модели в лучшем случае за три года потеряют порядка 20%, в худшем – 50% и более. Самым удачным приобретением за последние три года здесь можно назвать полноразмерный внедорожник “Audi Q7”, который за последние три года потерял 17% цены, а также среднеразмерный кроссовер “Porsche Macan” (минус 18%). Гораздо хуже выглядит ценник на подержанные полноразмерные седаны “Jaguar XJ” и BMW седьмой серии, цена на которые за последние три года опустились соответственно на 44% и 34% (см. таблицу 2).



Россия рулит?


КАКИЕ ключевые факторы влияют на потерю цены автомобиля? Прежде всего, это марка и производитель автомобиля. Эксперты указывают, что в целом на российском рынке больше всего сохраняют остаточную стоимость российские, японские, корейские марки, меньше европейские автомобили, а наибольшая потеря цены свойственна продукции китайских и американских производителей. По словам Александра Груздева, генерального директора “GiPA Россия”, с точки зрения потери цены самые выгодные для покупки – автомобили “LADA”. “Но это характерно лишь для “свежих” машин с небольшим пробегом, возраст которых составляет три-четыре года, – подчеркивает эксперт. – И, чем старше машина, тем больше она теряет в цене. По нашим данным, уже к пяти-шести годам “LADA” догоняет и перегоняет иномарки по темпам потери стоимости”.

VESTA_AT_052.jpg

Что же касается других автомобильных брендов, то, как показывает исследование “GiPA Россия”, построенное на выборке из более чем 300 моделей, за пять лет в цене больше всего теряет “Mercedes-Benz S-Сlаss” – удешевление достигает 70% от первоначальной стоимости. Для сравнения, BMW седьмой серии потеряет 60% от своей цены за тот же период. Однако, в первый год эксплуатации “Mercedes-Benz S-Сlаss” теряет значительно меньше, чем его конкуренты: 10% против 16% у “Audi” и BMW. Ну, а больше всего, согласно оценкам “GiPA Россия”, в премиальном классе за первый год дешевеет “Genesis G80”, теряя более 20% от первоначальной стоимости. Такие темпы потери стоимости среди премиальных марок на российском рынке связаны с изначально высокой ценой, престижностью владения именно новым автомобилем и достаточно большими эксплуатационными расходами. В массовом же сегменте лучше всего сохраняют цену автомобили “Toyota”, “Mazda”, “LADA”, “Nissan”.

“В среднем, если мы возьмем абсолютно новый автомобиль из салона, то при выходе он сразу обесценивается примерно на 10%. Далее стоимость падает с каждым километром, – отмечает, в свою очередь, Виталий Пилюшин, генеральный директор “Фьючерс Моторс”. – При этом, если отследить статистику, наиболее быстро теряют в цене премиальные бренды, такие, как “Mercedes-Benz”, “Land Rover” и BMW. По данным интернет-портала “Auto.ru”, машины, проданные в 2015 году за 9,07 млн руб., сегодня уже оцениваются в 5,34 млн руб. (минус 41,1%). Так, за это время “Mercedes-Benz GL” подешевел с 5,566 млн руб. до 3,31 млн руб. (минус 40,5%). Такие модели, как “Land Rover Discovery Sport” и “Mercedes-Benz M-Сlаss”, потеряли в цене 35,9 и 35,8%, а “Nissan Pathfinder” – 35,3% от своей стоимости. Отследить модели, которые менее всего теряют в цене, сложнее, но все же возможно. Это, например, “Renault Sandero”, потеря которой в цене составляет лишь 7,4%. Аналогично порадует покупателей и “Mazda CX-5”. “Honda CR-V” и “Toyota RAV4” также слабо “сдают” свои позиции, порядка 7,7 – 9% падения стоимости. Насколько машина со временем удержит по максимуму свою цену, зависит и от бренда, и от того, насколько популярна модель. Естественно, от внешнего вида (ржавчина, начинка) и технического состояния”.

Специалисты отмечают, что сейчас особенно теряют в цене китайские автомобили, так как к их надежности российские потребители все еще относятся с недоверием. “В качестве примера рассмотрим новый автомобиль “Haval H9” в комплектации “Premium”, c двухлитровым бензиновым двигателем и восьмиступенчатым “автоматом”, – подсчитывает Игорь Селедцов, начальник управления технического сопровождения компании “CTRL Лизинг”. – За новый просят 2,782 млн руб. Всего после года эксплуатации этот же автомобиль будет стоить примерно 1,8 млн руб., то есть потеря составит более чем треть от цены нового автомобиля. Вообще, на снижение стоимости влияют популярность как модели автомобиля, так и марки в целом, масштабы сервисного покрытия и доступность запчастей, и, конечно, история эксплуатации конкретного экземпляра”.


Мой любимый цвет


К ДРУГИМ важным факторам, влияющим на остаточную стоимость автомобиля, относится его комплектация. Здесь речь идет, в первую очередь, о типе двигателя и коробки передач. “Например, рассмотрим модель “Toyota Land Cruiser Prado”, – рассуждает Денис Мигаль, директор компании “Fresh Auto”. – Марка и модель – ликвидны, продажи – высокие. Но, если говорить о версии с бензиновым мотором объемом четыре литра, то она будет менее популярна, чем дизельный вариант. При грамотном соотношении цены и качества, данный автомобиль в среднем будет продаваться хуже, чем его дизельная модификация”.

Серьезно влияет на остаточную стоимость автомобиля и его история, связанная с числом владельцев и аварийным прошлым. “В последние годы в России сервисы проверки истории автомобилей с пробегом становятся все более популярными, и наличие любого из вышеперечисленных факторов может отпугнуть потенциального покупателя, или он потребует значительную скидку”, – указывает Роман Сидорчук, аналитик компании “eBay”.

Наконец, остаточная стоимость автомобиля зависит от таких характеристик, как тип кузова (седаны, например, в массовом сегменте сейчас в России более популярны и потому меньше обесцениваются) и даже его цвет. “По нашему опыту, “горячий” хэтчбек “Opel Astra GTC” ярко-синего или желтого цвета будет продан в три раза быстрее, нежели в классических тонах, – делится Денис Мигаль из “Fresh Auto”. – Специфика автомобиля рассчитана на более узкую аудиторию, которая априори хочет выделяться из толпы. Тогда как у “Mercedes Benz S-Class” за ликвидность будут “отвечать” классические цвета. Серо-голубой будет продаваться в два-три раза дольше, чем классические черные и белые машины”.


В целом же, при прикидке темпов снижения стоимости автомобиля, специалисты советуют применять формулу, согласно которой средняя ежегодная потеря составляет 10% от цены нового автомобиля. При этом в первые годы падение цены происходит наиболее интенсивно, а в дальнейшем оно замедляется. Например, за первые три года многие ходовые японские машины могут потерять 30% от своей цены, а потом снижение будет тормозиться до 5 – 7% в год. Хотя бывают и почти курьезные ситуации, когда автомобиль за 10 лет вообще, практически, не теряет в стоимости, а то и даже подрастает в цене. Например, менеджеры компании “Fresh Auto” рассказывают, что недавно в одном из своих автосалонов они продали “Toyota Land Cruiser Prado 120” 2008 года выпуска за 1,5 млн. руб. Интересно, что 11 лет назад машина стоила даже дешевле. Понятно, что здесь не обошлось без инфляционных колебаний и скачков курса рубля, но все же владельцу такой машины приятно осознавать, что за десять лет эксплуатации своего личного транспортного средства он не только за это не заплатил, но и еще заработал.

Алексей ГРАММАТЧИКОВ



Таблица 1.

Рейтинг моделей автомобилей по остаточной стоимости в массовом сегменте.

Потеря в цене за три года, при условии покупки новым в 2015 г. и продажи в 2018 г.


Сегмент рынка

Место

Марка

Модель

Сохранность стоимости за три года – с 2015 по 2018 г., %

Размерный класс В

1

“Renault”

“Sandero”

85,51

2

“Hyundai”

“Solaris”

85,17

3

“Kia”

“Rio”

84,49

Размерный класс С

1

“Hyundai”

“Elantra”

82,48

2

“Mazda”

“3”

82,33

3

“Kia”

“Cerato”

80,72

Размерный класс D

1

“Skoda”

“Superb”

84,01

2

“Mazda”

“6”

83,89

3

“Kia”

“Optima”

83,29

MPV (многофункциональные автомобили)

1

“Volkswagen”

“Caddy”

87,37

2

“LАDА”

“Largus”

82,06

3

“Kia”

“Soul”

80,42

Пикапы

1

“Toyota”

“HiLux”

90,25

2

“Mitsubishi”

“L200”

82,88

3

УАЗ

“Пикап”

70,54

SUV (кроссоверы), размерный класс В

1

“LАDА”

“4x4”

84,95

2

“Renault”

“Duster”

84,61

3

“Chevrolet”

“Niva”

79,34

SUV (кроссоверы), размерный класс C

1

“Mazda”

“CX-5”

92,06

2

“Mitsubishi”

“Outlander”

86,98

3

“Honda”

“CR-V”

84,89

SUV (кроссоверы), размерный класс D

1

“Kia”

“Sorento”

83,33

2

“Toyota”

“LC Prado”

81,22

3

“Hyundai”

“Santa Fe”

79,63

SUV (кроссоверы), размерный класс Е

1

“Toyota”

“LC 200”

87,24

2

“Volkswagen”

“Touareg”

79,46

3

“Mitsubishi”

“Pajero”

78,90


Источник: агентство “Автостат”


Таблица 2.

Рейтинг моделей автомобилей по остаточной стоимости в премиальном сегменте.

Потеря в цене за три года, при условии покупки новым в 2015 г. и продажи в 2018 г.



Сегмент рынка

Место

Марка

Модель

Сохранность стоимости за три года – с 2015 по 2018 г., %

Размерный класс С

1

“Mercedes-Benz”

“CLA-Class”

75,47

2

“Audi”

“A3”

72,69

3

“Mercedes-Benz”

“A-Class”

70,98

Размерный класс D

1

“Mercedes-Benz”

“C-Class”

77,33

2

“Infiniti”

“Q50”

73,81

3

“Jaguar”

“XE”

69,30

Размерный класс E

1

“Lexus”

“ES”

75,90

2

“Mercedes-Benz”

“CLS-Class”

74,45

3

“Audi”

“A7”

73,38

Размерный класс F

1

“Mercedes-Benz”

“S-Class”

69,70

2

BMW

“7 Series”

66,13

3

“Jaguar”

“XJ”

56,01

SUV (кроссоверы), размерный класс C

1

“Mercedes-Benz”

“GLA-Class”

77,30

2

“Audi”

“Q3”

75,79

3

“Land Rover”

“Range Rover Evoque”

74,03

SUV (кроссоверы), размерный класс D

1

“Porsche”

“Macan”

82,04

2

“Lexus”

“NX”

81,90

3

“Infiniti”

“QX50”

76,50

SUV (кроссоверы), размерный класс E

1

“Audi”

“Q7”

82,90

2

“Porsche”

“Cayenne”

80,80

3

“Lexus”

“GX”

79,07


Источник: агентство “Автостат”


Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: