Чем обернется для России решение GM не продавать “Opel”
“General Motors” отказался продавать компанию “Opel” российско-канадскому консорциуму “Сбербанк-Magna”. России ничего другого не остается, как пытаться снова реанимировать АвтоВАЗ. Но в его светлое будущее уже никто не верит. Правительство с удовольствием избавилось бы от этого актива. Только потенциальные покупатели пока открещиваются.
ЗАГРАНИЦА нам не помогает. Это наглядно прослеживается на примере компании ГАЗ. Начиналось все хорошо. Сначала Нижегородский холдинг приобрел британского производителя коммерческого транспорта LDV, чтобы расширить линейку производимой продукции и заодно получить современную платформу. Потом ГАЗ купил оборудование “Chrysler” для выпуска седанов “Sebring”. Машину видоизменили, доработали технически и даже дали новое имя – “Volga Siber”. Но тут кризис. ГАЗ, набравший долгов на десятки миллиардов рублей, вынужден продать контрольный пакет акций LDV. Реализация “Siber” не превышает 200 штук в месяц – в пять раз меньше запланированного. Но у ГАЗа оставалась надежда. Если российско-канадский консорциум “Сбербанк- Magna” купил бы “Opel”, на его мощностях должны были наладить производство немецких машин. На ГАЗе даже заговорили о том, что стоит постепенно закрывать проект “Siber” и готовиться принять на конвейере “Opel”.
Увы, этим радужным планам не суждено сбыться. GM отказывается продавать “Opel”, заявив, что готов сам развивать бренд. И что его план спасения “Opel” дешевле и эффективнее того, что предлагает российско-канадский консорциум.
Аналитики полагают, что “General Motors” специально откладывал сделку с “Magna” и Сбербанком. Финансовая поддержка поступала, а рынок тем временем восстанавливался. GM переждал тяжелые времена и теперь не видит смысла в продаже крепкого и перспективного бренда.
Есть и другая точка зрения. Многие топ-менеджеры GM были против продажи “Opel” российской стороне, мотивируя это тем, что страна, загубившая свой автопром, вряд ли вытянет западную компанию.
Доля правды в этих опасениях, безусловно, есть. АвтоВАЗ, несколько лет назад перешедший под полный контроль государства, задолжал кредиторам 62 млрд рублей и вернуть их не в состоянии. Компания на грани банкротства. Но Кабинет министров готов снова поддержать предприятие и выделить для этого немало средств. Одновременно появилась информация о том, что правительство активно ищет для АвтоВАЗа “стратегического инвестора” – покупателя, если называть вещи своими именами. Прежде всего, речь, конечно же, идет о “Renault”, которая имеет блок-пакет ценных бумаг АвтоВАЗа. Правда, французы, во всяком случае на момент написания этого текста, от идеи поглощения тольяттинского предприятия открещиваются.
– Мы уже являемся стратегическим партнером АвтоВАЗа и не собираемся ни увеличивать долю в компании, ни уменьшать ее, – говорит Кристиан Эстев, глава официального представительства “Renault” в России компании “Автофрамос”.
России, похоже, придется самой решать собственные проблемы.
Алексей АКСЕНОВ
Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон