Рубрики

Заимствовано из спорта

13:46 12-02-2021

Гонки как движущая сила автомобильной эволюции.

Мы все ежедневно передвигаемся на автомобилях. Многие вещи в их конструкции нам кажутся неотъемлемыми. И мы редко задумываемся о том, как появились те или иные устройства. Кто и зачем их придумал.

Владимир Башмаков

Ведь порой речь идёт о вещах, который уже кажутся само собой разумеющимися. Но многое, что есть в современном автомобиле, появилось или получило своё развитие в автоспорте. Причём целый ряд ключевых систем дебютировал в престижной гонке 500 миль Индианаполиса, которая проводится с 1911 года. Впрочем, стоит отметить, что такие большие гонки как Инди 500 и 24 часа Ле-Мана и были созданы как испытательная площадка для развития автомобилей.

Целый ряд привычных нам систем и механизмов опробовали сперва гонщики на трассе Индианаполиса.

В начале 20-го века городом моторов в США был вовсе не Детройт, а именно Индианаполис. Среди элементов, которые кажутся нам неотъемлемой частью автомобиля, зеркало заднего вида. А появился этот элемент в стационарном виде именно в гонке Инди 500.

Зачем оглядываться назад, если можно поставить зеркало. Именно так и решил пилот Рей Харрун.

В 1911 году она состоялась впервые, хотя соревнования на 2,5-мильном овале Индианаполис Мотор Спидвей проходили с 1909-го, а сами гонки Чамп-каров с 1902-го. Это была одна из тех эпох, когда пилоты ехали вместе с механиками. Последние в течение гонки, по сути, исполняли роль споттера, сидящего в автомобиле. Они сообщали своим гонщикам обстановку позади. Рей Харрун решил, что если он поедет один, то машина будет весить гораздо меньше. А чтобы знать, что происходит за его автомобилем, он установил несколько выше руля зеркало заднего вида. Харрун выиграл ту гонку за рулём жёлтого Marmon 32 Wasp, и сразу завершил карьеру пилота.

Marmon 32 Wasp -- первый автомобиль с зеркалом заднего вида.

В начале 20-х в Инди 500 дебютировали баллонные шины низкого давления, разработанные компанией «Файрстоун». А в 1925-м году на них уже была выиграна гонка. Хотя в этом вопросе есть споры, но некоторые историки утверждают, что первым автомобилем с независимой подвеской на передней и задней оси стал Miller-Ford Race Car 1935. И что система дебютировала в Инди 500 Так или иначе, именно легендарная гонка сделала данный автомобиль известным.

На заре автомобилестроения для торможения использовались только два колеса. Фирма Duesenberg Motor Co. разработала четырёхколёсную гидравлическую тормозную систему. Она дебютировала в Инди 500 в начале 20-х. Ремни безопасности стали массово приходить и в автопром и в автоспорт только в конце 50-х, в сфере гражданских автомобилей став обязательными вначале в Швеции в 1957-м году, а затем в 1961 в «сырном» штате Висконсин в США. В начале 20-го века были отдельные случаи их использования в авиации. Но на автомобилях они впервые появились в 1920-х. Гонщик Барни Олдфилд попросил Лесли Лироя Ирвина, производившего парашюты, сделать аналогичную систему для его гоночного автомобиля, предназначенного для участия в Инди 500. Впрочем, это был единичный случай. Ещё в 50-х многие гонщики считали, что из машины гораздо безопаснее вылететь в случае аварии.

Парашюты для торможения опробовались не раз, но так и не прижились в автоспорте.

Хотя полноприводные автомобили впервые участвовали в гонках ещё в 1903 году, именно революционная система 4WD дебютировала всё также в гонке Инди 500 в 1932-м. Речь идёт об автомобиле Гарри Миллера. Кстати, по легенде он был первым, кто построил велосипед с мотором. Впрочем, в кольцевых автогонках гонках полный привод по большей части не прижился. А в современной истории в первую очередь использовалась на гибридных спорт прототипах класса LMP1, но там он не был постоянным. Зато в гражданских автомобилях эта технология процветает.

Турбонаддув -- изюминка автомобиля Cummins Diesel Special.

Турбонаддув в последние десятилетия обрёл большую популярность в дорожных автомобилях. Но мало кто знает, что пришедшая из авиации технология дебютировала на автомобиле в 1952-м году в гонке 500 миль Индианаполиса. Красочная машина называлась Cummins Diesel Special. Кроме этого, целый ряд технических новшеств, таких как различные системы безопасности, гибридные моторы, современные трансмиссии, и другие изобретения если и не дебютировали в автоспорте, то получили серьёзное развитие именно благодаря автогонкам.

Поделиться: