Рубрики

Занимательная дрифтология

11:21 26-05-2023

Постановка, перекладка, клиппинг, зона “ноу гоу” — простых глаз за наблюдением за гонками серии RDS явно недостаточно.

Алексей Шарапов. Фото: RDS

Нужно владеть специальной терминологией. И быть занудой.

"Я понял, – говорит мне мой пятилетний сын Ефим, – здесь нужно делать ЗАнос". В принципе сделать ЗАнос достаточно просто. Скажем, на гражданском автомобиле с передним приводом необходимо посильнее разогнаться где-нибудь на мокром, потом резко бросить газ и энергично дернуть рулем в любую сторону... Вот и получится и занос, и публикация в ленте новостей о ДТП. На заднем приводе можно даже не дергать рулем, а просто энергично топнуть по педали газа, предварительно отключив систему стабилизации. Результат будет тот же.

Но это с гражданскими машинами. Иное дело спорт. В 70-е годы известный советский гонщик Эдвард Сингуринди в своей книге "Подготовка автомобилей к соревнованиям" сетовал на то, что "мощности двигателей отечественных автомобилей недостаточны для того, чтобы на сухом асфальте вызвать пробуксовку ведущих колес". Да и о таком виде гонок, как дрифт, в СССР и не слыхивали. Сейчас совсем другая история. Тысячи лошадиных сил под капотом. Редукторы, переваривающие чудовищный крутящий момент, способный срывать в юз колеса даже на самом цепком покрытии. И многие миллионы рублей, вложенных в эту технику.

Кто придумал тратить огромные деньги, чтобы попросту стереть шины в дым?  Истоки этого вида автомобильного спорта можно найти в Японии. Там дрифт стал популярным в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Все началось с того, что японские гонщики и автолюбители начали практиковать особую технику пилотирования. Чтобы проходить повороты на высокой скорости. При этом умело контролируя занос задней части автомобиля. Одним из пионеров дрифта считают Кунио Кумакубо, японского гонщика и инструктора по вождению. Он разработал технику дрифта и активно продвигал ее в 1970-х годах. Кумакубо также организовал первые неформальные соревнования по дрифту в Японии.

С тех пор дрифтинг становился все более популярным, привлекая множество гонщиков и зрителей. А в 1980-х и 1990-х годах появились организованные соревнования и чемпионаты по дрифтингу. Например, Гран-при D1 в Японии, которые продолжаются и по сей день. Ну а мы, россияне, теперь тоже имеем возможность полюбоваться красивыми заносами и отточенными навыками пилотов. А все благодаря организации первого этапа Гран-при Российской дрифт-серии RDS GP на гоночном кольце Moscow Raceway.

Вот гоночные болиды мчатся боком в клубах дыма от буксующих шин. "Кто первый, тот и победил?", - спрашивает сын. Не совсем так. Здесь действуют другие законы, и новичку сходу трудно разобраться. Но мы не сдаемся. Участники стараются поддерживать занос в течение всего заезда, чтобы показать мастерство и контроль над автомобилем. Судьи оценивают технику, скорость входа в дрифт, угол заноса, длительность дрифта и общее впечатление. Для получения высокой оценки гонщики должны показывать эффектные дрифты и навыки вождения.

Стоит отметить, что одним из главных слагаемых успеха, помимо мастерства, является правильная подготовка автомобиля. В частности, необходимы максимально облегченные кузова, мощные двигатели, настроенная ходовая часть и специальные слики, превращающиеся в мочалку после пары заездов. Однако - и это особенно обидно -- все это вдруг порой отказывается работать. Как и случилось на нынешнем этапе у Аркадия Цареградцева и его команды «неудачников» (самоназвание буквальный перевод с английского "Fail Crew"). Между тем он является действующим чемпионом RDS 2022 года. И, видите, даже таким далеким от спортивного дрифта людям, как я, это имя известно. Это примерно так, как в 60-е все знали тяжелоатлета Власова, в 80-е прыгуна с шестом Бубку, а в девяностые братьев Кличко. Впрочем, посвященным хорошо известны и другие гонщики. Вот между ними и развернулась основная борьба. Как известно, дрифт – спорт непредсказуемый. А потому здесь в одночасье можно скатиться с пьедестала, или - напротив - внезапно подняться на "тумбочку".

Как я уже упомянул, звезда Russian Drift Series Аркадий «Царь» Цареградцев сошел по технической причине, и не пробился в Топ-8. Зато его извечный соперник Гоча (Георгий Чивчян) получил шанс на победу. Однако в полуфинале Гоча уступил будущему герою первого уик-энда сезона Антону Козлову. В итоге после нескольких перипетий он смог рассчитывать лишь на бронзу. А вот в решающем сражении уик-энда вновь сыграла свою роль госпожа удача. Первый заезд в финале гонщик из Гонконга Чарльз НГ и Антон Козлов провели великолепно, а во втором, произошло небольшое столкновение с машиной Козлова. Со стороны казалось, ничего особенного, однако этого хватило для поломки подвески на российском гиперкаре Flanker F. И таким неожиданным образом пилот команды Carville Racing Антон Козлов, который, как выяснилось, только дебютировал в RDS GP, начал новую главу своей автоспортивной карьеры с победы. Что ж, теперь в моем кругозоре появились новые имена из автоспорта.

Что дальше? Команды и пилоты RDS GP 2023 снова пожгут шины в начале июня на  втором этапе RDS GP, который будет принимать трасса NRing в Нижнем Новгороде. Поедем ли мы на следующий этап? Вполне возможно, тем более что мой сын, кажется, заинтересовался и понял, как нужно водить ЗАнос.   

Поделиться: