Рубрики

Заряжены на славу

16:43 15-12-2020

Что привело и что ждет Porsche в гонках «Формулы Е».

Уже совсем скоро, а именно 16 января 2021 года в столице Чили Сантьяго состоится первая гонка 7-го сезона «Формулы Е» — захватывающего состязания среди полностью электрических автомобилей. Стартовую решетку заполнят 24 болида с пилотами из 12 команд.  В их числе и гонщики заводской команды Porsche — Андре Лоттерер и Паскаль Верляйн. Смогут ли они записать очередную победу на счет самого титулованного бренда в истории автоспорта?

Александр Ставров.  Фото: Porsche.   

Факт истории: самый первый самодвижущийся экипаж разработки Фердинанда Порше, появившийся на свет в 1898 году, был электромобилем. Фото: Porsche

Рок и ток

Не так много фанатов Porsche, которые могут назвать точное число выигранных стартов и завоеванных титулов в истории бренда. И это действительно сложно – вести счет победам, когда автомобили  любимой компании выступают и лидируют на всех спортивных фронтах. Будь то старты в королевских гонках или заезды в кибер-пространстве. Но даже самые информированные болельщики забывают или упускают из виду тот факт, что самые первые победы из более чем 34 000 в копилку Porsche принесли автомобили с электрическими моторами. Еще в начале XX первые в мире гибридные модели Lohner-Porsche ставили рекорды скорости и первенствовали на различных спортивных состязаниях. Например, на 50-километровой гонке во время Берлинского автосалона или Exelberg-Rally в 1901 году.

Фердинанд Порше за рулем одного из разработанных им гибридов в 1903 году. Фото: Porsche

Минуло больше века, как написали бы для пущей драматургии в какой-нибудь книге или фильме. И вот электрические модели Porsche вновь выходят на старт. Теперь уже самого значимого и набирающего стремительную популярность гоночного состязания. И уже в дебютном для команды этапе сезона 2019/2020 «Формулы Е» пилот TAG Heuer Porsche Андре Лоттерер финиширует вторым. Многие комментаторы и болельщики восприняли произошедшее как чудо. Но было ли это чудом?

Нет.  Успех возник не на пустом месте. Чтобы понять это, необходимо просто оценить результаты Porsche вне гоночного трека. И вспомнить старую истину о том, что «победа на поле боя всегда куется в тылу». Как известно, еще в 2007 году Porsche продемонстрировала первый гибридный прототип.  За революционной версией Cayenne последовали модели 911 GT3 R Hybrid, Cayenne S Hybrid и концепт Porsche 918 Spyder. А потом настал черед и спортивного прототипа класса LMP1 – Porsche 919 Hybrid.

В 2018 году автомобиль-победитель Ле-Мана Porsche 919 Hybrid в версии Evo поставил новый рекорд трассы в Спа-Франкоршаме. Фото: Porsche

Этот автомобиль воплотил в себе самые передовые разработки компании — в том числе и систему рекуперации энергии. Их мы позже увидели на серийных образцах, знаменующих новую технологическую эпоху в истории компании. Ну а модель 919 Hybrid обеспечила Porsche и триумф в марафоне «24 Ле-Мана» в 2015 году. И первенство в общем зачёте чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) на протяжении трех лет подряд с 2015 по 2017 годы. И вот теперь пришла пора нового чемпионского автомобиля — Porsche 99X Electric…

Даешь, молодежь!

Интерес к презентации гоночного болида штутгартской компании в «Формуле Е» оказался колоссальным. В Porsche для продвижения автомобиля использовали нестандартные решения. Производитель, во-первых, организовал онлайн-видеоигру. А во-вторых, привлек к участию в ней сообщество Twitch. Тем самым собрав аудиторию в более миллиона зрителей и сгенерировав 14 миллионов контактов. Дух презентации полностью отвечал духу самой «Формулы Е», ориентированной на молодежь. Она существенно отличается от традиционных автоспортивных состязаний.

В чем же особенность «электрических гонок»? Прежде всего это высокое напряжение состязания. Оно объясняется не только внушительной мощностью машины, составляющей 250 кВт или 335 л.с. И отнюдь не большими скоростями – максимум в 280 км/ч. Или стремительными  разгонами: с нуля до 100 км/ч болид способен ускориться всего за 2.8 секунды. Напряжение определяется и жесткой конкуренцией. Ни в одной другой гоночной серии не представлено так много автомобильных компаний.

С нуля до 100 км/ч болид «Формулы Е» способен ускориться всего за 2.8 секунды. Фото: Porsche.

Наконец, напряжение заложено в регламенте. Практики, свободные заезды, квалификация, супер-поул и гонка — все это происходит в один день. А не растянуто, как обычно, на целый уик-энд.  Плюс заезды проводятся на городских трассах. Что требует от пилотов большей предварительной подготовки и гораздо лучшей ориентировки на «местности».  «Всё время приходится работать головой, — объясняет эту особенность Андре Лоттерер. — Самое классное в этом чемпионате как раз то, что ты пилотируешь в городе, где трасса зажата между стен, и у тебя нет права на ошибку». Вообще, для успешного выступления пилоту недостаточно просто ехать быстро. Нужна верная стратегия. Что подразумевает еще тщательный контроль как за действиями соперников и временем, так и за использованием энергии и температурой батареи. Одним из факторов успеха является и правильное использование Attack mode (Режима атаки), позволяющего  получить дополнительные 35 кВт к мощности мотора.

«Формула Е» требует от пилота умения мыслить «стратегически». Фото: Porsche.

Кроме того, пилотам «Формулы Е» следует учитывать множество технических нюансов. Вот, например, то, что масса электрических болидов остается неизменной. В отличие от машин с двигателями внутреннего сгорания. Те все время расходуют топливо и сбрасывают вес к концу заезда. «Пилотам-электрикам» приходится осваивать еще и специальную технику торможения, чтобы гарантировать рекуперацию энергии…

Пилотам «Формулы Е» приходится учитывать множество  технических нюансов. Фото: Porsche.

Из мира телевизионных шоу и компьютерных игр в «Формулу Е» пришло и совсем удивительное для традиционных автогонок новшество — Fanboost. В течение шести дней до гонки и в первые 22 минуты состязания болельщики получают право проголосовать за своего любимого спортсмена в социальных сетях. По итогам голосования пятёрка самых популярных получает возможность кратковременно увеличить (на 40-50 кВт) мощность своей силовой установки. Что потенциально также способно обеспечить конечный успех. Другими словами, пилот должен быть не только быстрым, но и обаятельным и коммуникабельным. К слову, лидер Porsche Андре Лоттерер – из числа таких спортсменов. Он получил право на Fanboost в  первой же гонке с участием заводской команды.

Лидер команды TAG Heuer Porsche Андре Лоттерер еще и любимчик публики. Фото: Porsche.

Хорошо еще, что фанаты не имеет возможность (пока еще во всяком случае) заменить гонщика команды кем-то из своих рядов. Однако, оценить силы свои за рулем Porsche они могут вполне. Специально для энергичных автолюбителей компания запустила Esports Challenge. В этом виртуальном чемпионате лучшие участники соревнуются за ценные призы. Например, победитель и призёры прошлого сезона получили сертификаты на прохождение программ Precision и Performance в Центре вождения Porsche. В России такой центр расположен на трассе Moscow Raceway.

Porsche 99X Electric — боевая машина команды TAG Heuer Porsche. Фото: Porsche

Итак, осталось меньше месяца до начала нового сезона «Формулы Е».  Андре Лоттерер и Паскаль Верляйн проверяют готовность болидов Porsche 99X Electric на автодроме имени Рикардо Тормо в Валенсии. «Очень хочется посмотреть, как мы выглядим по сравнению с соперниками», — признается  Лоттерер. «Я не могу дождаться, когда же все начнется», — вторит ему Верляйн.

Ждем с нетерпением новой «Формулы Е» и мы. Считая часы и киловаты.

Подробнее о гонщиках и команде TAG Heuer Porsche, а также «Формуле Е»

и в онлайн-журнале Christophorus

Авторские материалы газеты Клаксон читайте на канале Яндекс.Дзен

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Porsche читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон