Рубрики

Защита Миккельсена

14:53 20-04-2012

Действующий чемион IRC Андреас Миккельсен в нынешнем сезоне будет сражаться за победу в личном зачете в одиночку – кроме него полный сезон в IRC не поедет ни один другой пилот. Сама серия, похоже, доживает свой последний год…

Пилот “Skoda” поборется за второй титул в IRC... с самим собой

Действующий чемион IRC Андреас Миккельсен в нынешнем сезоне будет сражаться за победу в личном зачете в одиночку – кроме него полный сезон в IRC не поедет ни один другой пилот. Сама серия, похоже, доживает свой последний год...

ПРОШЛЫЙ сезон стал без преувеличений лучшим в истории IRC. Отличный календарь, включавший культовые раллийные гонки в Монако и на Корсике, плотная борьба между представителями двух марок – “Skoda” и “Peugeot” – на каждом этапе, неожиданная развязка в споре за личный титул и, как следствие, повышенное внимание со стороны прессы...

Интрига в IRC сохранялась до финиша последнего ралли, а более драматичной концовки и придумать было нельзя. Вряд ли нашлось бы много людей, готовых еще за два этапа до конца первенства поставить на пилота “Skoda UK” Андреаса Миккельсена – норвежец неудачно начал сезон, по ходу чемпионата порой едва цеплялся за место в десятке сильнейших, но прибавил в самый нужный момент.

Справедливости ради стоит отметить, что интригу организаторы первенства создали искусственно. На двух последних этапах очков разыгрывалось больше, чем на предыдущих: на “Ралли Шотландии” все заработанные баллы умножались на коэффициент 1,5, а на Кипре и вовсе на два. Вплоть до наступления решающей стадии Андреас держался в тени и лишь дважды финишировал на подиуме, не выиграв ни одной гонки. Зато, одержав две победы в двух заключительных гонках, разом обошел всех!

При нормальной системе распределения очков Миккельсен вообще не имел бы даже теоретической возможности победить. Но организаторы IRC устроили из концовки первенства настоящее шоу – пусть и не всем трюк с коэффициентами показался “спортивным”. Главного устроители серии добились: внимание к IRC было привлечено. Казалось, чемпионат на подъеме. Но то был лишь всплеск – причем последний в истории IRC.

Французы ушли по-английски

В 2012 ГОДУ все изменилось. Устроители “Ралли Монте-Карло” помирились с организаторами чемпионата мира, и гонка вернулась в календарь WRC. Но это, пожалуй, самая малая из потерь. Главное – к IRC в нынешнем году охладела “Peugeot”. Французы полностью пересмотрели свою спортивную программу: ушли из гонок на выносливость, отказавшись от развития прототипа “908” и старта в “24 часах Ле-Мана”, а затем сократили присутствие и в IRC.

Гран-Канария – Москва На этапы IRC “Škoda” в этом году привозит по два автомобиля.
Шансов обойти заводские экипажи чешской команды у соперников- частников практически нет.

Формально единой заводской команды у “Львов” в раллийной серии и не было, но сразу несколько коллективов пользовались заводской поддержкой – клиентскими они считались лишь номинально. “Peugeot” играла в IRC по-настоящему. Но лишь до начала 2012 года.

Причины решения “Peugeot” покинуть серию просты и понятны. В начале марта на автосалоне в Женеве французы представили модель “208”, и дальше продвигать в раллийных гонках старушку “207” смысла уже не было. Сейчас на многочисленных клиентских “Peugeot 207” на этапах IRC по-прежнему выступают частные пилоты, но они просто не способны бросить вызов заводским экипажам “Skoda”.

Чехи во многом сами повинны в закате IRC. Раллийная программа “Skoda” столь мощна и успешна, что у “Peugeot” не было никаких стимулов продолжать бороться – французские машины хоть и немного, но уступали чешским в скорости. Так, из пяти пилотов, что разыгрывали титул на последнем этапе сезона-2011, лишь один представлял “Peugeot” и четверо – “Skoda”.

Свой автомобиль класса “Super 2000”, который является основным для IRC, есть и у “Ford”. “Fiesta”, разработанная бюро “M-Sport”, также очень быстра, но “Голубой овал” свою раллийную программу выстраивает вокруг чемпионата мира. “Форду” IRC просто неинтересна, и так вышло, что сейчас серьезно к этой серии отностятся только в “Skoda”...

Вполне возможно, на базе “Skoda Fabia S2000” тоже получился бы отличный автомобиль для чемпионата мира. Долгое время ходили слухи, что чехи собираются перебраться со временем из IRC в WRC. Но даже если такие планы были, крест на них поставило решение “Volkswagen” начать собственную раллийную программу. Старший брат “Skoda” по концерну в настоящий момент готовит для чемпионата мира автомобиль “Polo WRC”. Естественно, в “Volkswagen Group” не допустят, чтобы две их марки конкурировали между собой в одной серии. Значит, путь в WRC для “Skoda” закрыт.

Неловкое положение

ЧЕХИ, таким образом, оказались в несколько странном положении. Из IRC ушел основной соперник, и у “Skoda” уже нет стимула стрелять по одной мишени из всех орудий. В 2011 году у марки в IRC было четыре пилота, каждый из которых мог поспорить за титул. Андреас Миккельсен из “Skoda UK” и Ян Копецки из основного коллектива проехали все гонки чемпионата. Еще два заводских пилота, Юхо Ханнинен и Фредди Лойкс, хоть и пропустили несколько этапов, но все равно имели все шансы побороться за личный трофей. В 2012 году в столь масштабной кампании смысла уже нет.

Теперь “Skoda Motorsport” привозит на этапы только по два заводских автомобиля. Причем в одном из них на протяжении сезона будут сменять друг друга Ханнинен и Копецки. По словам руководителя спортивного подразделения марки Михала Храбанека, ни тот, ни другой в этом году не должны бороться за титул. По полной программе в IRC поедет один только Миккельсен – он по-прежнему заявлен в составе “британской” команды “Skoda UK”, но его “Fabia S2000” ничем не отличается от заводских.

В сезоне-2011 Андреас Миккельсен буквально вырвал титул IRC, обойдя соперников
в самом конце чемпионата. В 2012 году Андреас тоже наверняка победит.
Но теперь уже потому, что конкурентов у него нет вовсе.

У Андреаса, таким образом, в этом году достаточно странная задача – выиграть титул, за который кроме него бороться не будет вообще никто. Потому что норвежец – единственный гонщик, который выступает в IRC в 2012 году на регулярной основе. Частников, которые могут себе позволить проехать весь чемпионат, нет. Даже если бы и были – конкурировать с заводским пилотом у них не получилось бы.

Первые два этапа подтвердили худшие опасения – заводские экипажи “Skoda” с начальных допов ралли буквально улетали от частников и боролись только между собой. Хотя “борьбой” это тоже можно назвать лишь с большой натяжкой. С учетом того, что в чемпионат “играет” только Миккельсен, понятно, кого Храбанек хочет видеть на верхней ступени подиума по итогам гонок. Конечно, Андреаса.

Сам Миккельсен не подводит. Первую гонку на Азорских островах норвежец “выиграл” у Юхо Ханнинена, а во второй, что прошла на Канарских островах, лидировал вплоть до начала последнего допа – лишь проблемы с мотором на машине Миккельсена позволили победить Яну Копецки. Тем не менее даже с барахлящим двигателем Андреас смог финишировать вторым и теперь возглавляет чемпионат с огромным отрывом. Стоит ли говорить, что от соперников на финише обеих гонок заводские “Skoda” уехали далеко вперед.

Что дальше?

САМО собой, долго так продолжаться не может. Победы над частниками не нужны ни самой “Skoda”, ни организаторам серии. Фактически сейчас IRC – это лишь набор отдельных гонок, никак не связанных между собой. Состав участников от ралли к ралли меняется кардинально. Большую часть пилотов, выходящих на старт, в IRC составляют местные гонщики.

Перемены назрели, и судя по всему, с реформами тянуть никто не собирается. Наиболее вероятный вариант развития – объединение IRC с Кубком Европы по ралли. Континентальное первенство также переживает непростые времена. Решение объединить две слабые серии с целью сделать одну сильную выглядит логичным.

Луиз Монцон на частной “Peugeot 207” финишировал третьим на Канарских островах.
От победителя Яна Копецки на “Škoda Fabia” местный спортсмен отстал на три с лишним
минуты. От Андреаса Миккельсена, доезжавшего гонку со сломанным мотором, –
на две с половиной.

О подобном сценарии уже говорят в открытую и представители организаторов, и руководители спортивных команд. “Skoda”, понимая, к чему все идет, делегировала в этом году в Кубок Европы Юхо Ханнинена – он будет выступать по полной программе именно в континентальном первенстве. Это позволит чехам лучше подготовиться к объединенному чемпионату.

Известны и некоторые подробности относительно техники. Машины класса “Super 2000”, похоже, тоже доживают свой век. В новом чемпионате будут использоваться автомобили новой категории, которая пока носит предварительное название “R4T”. Это будут полноприводные автомобили с двигателями 1,6-турбо – как в WRC. Детали технического регламента широкой публике пока неизвестны, но объявлено, что разработкой такой машины уже занимается “Peugeot”. Французы создают раллийный автомобиль на базе модели “208”. Работы должны быть закончены к январю 2013 года. “Skoda” официальных заявлений на сей счет не делала, но Михал Храбанек ясно дал понять, что марка заинтересована в продолжении раллийной программы. Скорее всего, чехи просто дожидаются, пока наступит ясность со статусом нового чемпионата.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: