В автоспорте, как и в авиации, безопасность пишется кровью. Недавняя авария Романа Грожана на Гран-При Бахрейна показала, насколько сильно вырос уровень безопасности в современном автоспорте.
В случае с аварией Грожана казалось, что все обстоятельства аварии сложились самым неудачным образом. Сместившись на машину Даниила Квята, которого он не видел, Грожан на скорости в 221 км/ч влетел в металлический рельс безопасности, испытав при этом перегрузку в 53 G. Машина пробила рельсы, и разорвавшись на две половины извергла огромное пламя.
Но буквально в течение 28 секунд гонщик покинул машину, объятую огнём, и вышел из стены пламени буквально как супергерой. Роман сразу же попал в руки других супергероев. В частности врача Формулы 1 доктора Иэна Роберста и водителя медицинской машины Алана ван дер Мерве.
В последние несколько десятилетий случаев, когда машина разваливалась на две части, было так мало, что по пальцам одной руки можно пересчитать. А эпизоды с возгоранием от удара о стену, казалось, остались в 80-х. Современные топливные баки сделаны так, что в случае аварии топливо не вытекает.
Впрочем, здесь много факторов сложились воедино. В момент разрыва машины, скорее всего, порвались топливопроводы, которые и привели к большому возгоранию. Окончательно это покажет расследование эпизода.
Тем не менее, Роман Грожан отделался ожогами рук, лодыжек и синяками левой руки и ноги. Данная авария стала примером, когда сработали практически все средства безопасности, появившиеся в течение 30 лет. Но большую роль в спасении сыграла, пожалуй, система защиты головы «Halo», также известная как нимб.
Получилась так, что машина влетела в рельс безопасности под прямым углом, и пробила его. Монокок застрял между рельсами, а задняя часть просто оторвалась. При этом монокок развернуло в самом рельсе.
Компьютерные реконструкции показывают, что без системы защиты головы, удар от рельса безопасности пришёлся бы на шлем пилота. Удар о твёрдый тупой предмет, даже в современном шлеме Формулы 1, на скорости 271 км/ч закончился бы очень плачевно. Достаточно вспомнить, как Джастин Уилсон в 2015 году погиб на трассе Поконо в серии IndyCar, когда обломок попал в его шлем. Или как годом ранее Джеймс Хинчклиф в похожей ситуации на дорожной версии Индианаполиса потерял сознание.
Нимб не только защитил шлем от удара, но и раздвинул рельсы безопасности, что затем позволило Грожану покинуть кокпит. Без «Halo» ситуация была бы плачевной. Как минимум без сознания, Грожан продолжал бы сидеть в горящей машине.
Система «Halo» появилась в Формуле 1, и в ряде других «формульных» чемпионатов в 2018 году. В серии IndyCar в этом году была внедрена альтернативная система, которая также предлагалась в Формуле 1. Это защитное стекло, у которого «Halo» находится внутри.
Защитный нимб подвергся жёсткой критике и пилотов и зрителей. В частности, критиковал его и сам Роман Грожан. Что тут сказать, он действительно менял облик машин, и был крайне непривычен с точки зрения внешнего вида. Менял он и ДНК машин с открытыми колёсами и кокпитами. Но его внедрение назрело.
Главными катализаторами появления нимба обычно называют три аварии. Хотя, конечно, подобных случаев в автоспорте было больше. Первая из них -- та, в которой погиб Генри Сёртиз, сын чемпиона Мира Формулы 1 и семикратного чемпиона Moto GP Джона Сёртиза. Это было в Формуле 2 в 2009 году. Тогда 18-летнему англичанину в шлем попало колесо от другого автомобиля. Но в больше степени страшная авария Жюля Бьянки на Гран-При Японии в 2014 году, примерно через девять месяцев после которой он скончался, так и не выходя из комы, и гибель Джастина Уилсона в Поконо в 2015 году.
Несмотря на всё недовольство, президент FIA Жан Тодт «продавил» введение защитного нимба. Тогда кто-то даже обвинил его в малодушии. Мол, сдался под натиском семьи Жюля Бьянки, боясь судебных последствий, и «изуродовал» машины. Конечно, систему Halo не назовёшь эстетичной. Но ещё до минувшего воскресенья она уже не раз доказывала свои спасительные функции и в Формуле 1, и в Формуле 2. Однако, инцидент Грожана стал лучшей демонстрацией, которая окончательно заставит замолчать всех скептиков.
В последнее время часто доводится слышать или читать о том, что современные меры безопасности в Формуле 1 и других чемпионатах излишни. Как мы увидели, автоспорт по-прежнему опасен. А ведь после этой жуткой аварии, 19 пилотов обратно сели в машины и продолжили борьбу. И если кто-то ещё считает современных гонщиков нежными примадоннами, то задумайтесь.
Современная амуниция позволила Грожану отделаться лишь относительно небольшими ожогами, хотя он вылез фактически в открытое пламя. Забрало шлема расплавилось, но он не пропустило ни дыма, ни огня. Негорючий комбинезон также сделал своё нужное дело.
Система HANS почти не упоминалась в данной аварии в различных анализах. А мы, в нашем упомянем. Потому что она тоже сработала. Когда машина ударилась о рельс нимбом, голова Грожана должна была совершить резкий кивок вперёд. От него и защитило устройство, разработанное доктором Роберто Хаббардом.
Система HANS, которая не позволяет шее пилота совершать слишком резкие движения при авариях, появилась ещё в 80-х, и тестировалась в 90-х. В 2000-м её уже использовали некоторые пилоты NASCAR, но она не была обязательной.
Она могла спасти многие жизни, если бы её начали использовать на 10 лет раньше. В том числе Роланда Ратценбергера, погибшего в Имоле в 94-м, Гонзало Родригеса в Лагуне Секе на этапе серии ChampCar в 99-м, и почти десяток пилотов высших лиг NASCAR. Она же могла бы помочь избежать перелома основания черепа Мике Хаккинену в 95-м в Аделаиде. Кстати, именно перелом основания черепа был частой причиной гибели пилотов, и именно от него данная система в первую очередь и защищает.
В конце 2001 года HANS стал обязательным, когда расследование показало, что он спас бы жизнь семикратного чемпиона NASCAR Cup Series Дейла Эрнхардта-ст., а также Блейза Александра в серии ARCA. В Формуле 1 HANS внедрили на обязательной основе в 2003 году.
Кроме этого, за 20 лет были сделаны большие шаги в усилении монокока, капсулы, в которой сидит пилот, что в данном случае позволило избежать переломов, которые в гораздо меньших инцидентах в 90-х получили Оливье Панис и Михаэль Шумахер.
В случае с аварией Грожана нужно говорить не о чуде. Ведь спасло его вовсе не оно, а все меры безопасности, внедрённые за последние десятилетия. Автоспорт никогда не будет безопасным на 100%, но работа в этой области также никогда не остановится.
Последние авто новости и результаты тест-драйвов Формула 1 читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон