Рубрики

Жизнь как чудо

Команда “Brawn GP” – абсолютный триумфатор сезона-2009

Оба титула в “Формуле 1” достались “Brawn GP” – команде, основанной лишь за месяц до начала сезона. Команде, вышедшей на старт без спонсорских наклеек, и пилоту, которого уже давно списали со счетов.

АНАЛИТИКИ уже потрудились подсчитать: компания “Honda”, отказавшись от программы в “Формуле 1”, потеряла около $170 млн. Команда “Brawn GP”, что была основана на руинах заводского японского коллектива, в телевизионных трансляциях по всему миру за сезон получила более восьми с половиной часов эфирного времени. Колоссальные деньги! Плюс ко всему японцы продолжили финансировать свою бывшую команду, а это, как заверяют специалисты, почти $100 млн.

Для крупного японского автопроизводителя все вышеизложенное, если и не трагедия, то по крайней мере серьезный и очевидный просчет. Для нескольких сотен работников бывшей “Honda Racing F1 Team” – история на всю жизнь. Всего год назад они были неудачниками. Неумехами, которые не могли из громадного бюджета (по разным оценкам, “Honda” вкачивала в свой проект по $400 млн в год) выжать хоть какой-нибудь результат. Будучи в числе замыкающих таблицу Кубка конструкторов, они радовались случайному подиуму Рубенса Баррикелло в Сильверстоуне на “Гран-при Великобритании” сезона-2008. Через год – расстраивались из-за упущенных побед. Впрочем, поводов для этого было уже не много.

“Brawn GP”

ИСТОРИЮ этой команды будет сложно приукрасить. Официально учрежденная не более чем за месяц до начала сезона, “Brawn GP” выкатила свой автомобиль на тесты лишь в начале марта. Около трети членов “конюшни”, бывшей “Honda Racing”, к этому моменту в реорганизованной структуре уже не работали. А те, кто остались, из неудачников уже через пару дней превратились в главных фаворитов сезона.

Шасси, названное впоследствии “BGP 001”, разрабатывалось около полутора лет и для спортивного подразделения “Honda” должно было стать лучшим проектом в истории. Когда в начале декабря прогремело заявление руководства концерна о выходе из состава участников “Ф 1”, Росс Браун уже знал, что на базе в Брэкли стоит автомобиль, способный выигрывать гонки.

Именно этот автомобиль и заставлял команду работать. Баттон, едва получив известие об уходе “Honda”, примчался в Брэкли и не поверил глазам – механики и инженеры как ни в чем не бывало, не требуя никаких гарантий, продолжали работать. О планах “Honda Racing” на сезон-2009 было известно давно. Руководство “конюшни” и не скрывало, что в 2008 году они даже не будут пытаться навязать борьбу соперникам. Их цель – планомерно подготовиться к следующему чемпионату. А вот руководству японского концерна такие цели не слишком нравились. Но когда японцы от своего детища отказались, автомобиль уже был готов, и многие эксперты предсказывали: команда, как бы она ни называлась в будущем, способна преподнести сюрприз. Насколько большой – тогда понять не мог никто.

Желающих купить “конюшню” было немало. Впрочем, к выбору нового хозяина ее руководители Ник Фрай и Росс Браун относились весьма щепетильно. Не каждый потенциальный покупатель был допущен к японскому руководству. Договориться Брауну и Фраю не удалось ни с кем – просто потому, что только они понимали истинную цену команды и ее перспективы.

Рубенса Барикелло зимой уже успели отправить на пенсию, но, выйдя на старт
вместе с “Brawn GP“, он вдруг оказался в центре внимания
 

В итоге решение было найдено весьма нестандартное. Браун и Фрай сами выкупили команду у “Honda” на деньги... самой “Honda”. Японцам грозили бы куда более серьезные убытки, реши они окончательно избавиться от “конюшни” и расформировать ее. Выплата неустоек сотрудникам за разрывы контрактов, иски со стороны компаний руководителя “Ф 1” Берни Экклстоуна грозили вылиться для “Honda” в серьезные неприятности и солидные финансовые потери – по некоторым оценкам, даже более $100 млн. Было принято решение, что команда перейдет в собственность Брауна и Фрая, а сама “Honda” в первый год существования уже новой “конюшни” окажет ей финансовую поддержку.

Затем состоялась удачная сделка с “Mercedes-Benz” по поставке двигателей – моторы марки по ходу сезона единогласно были признаны лучшими. Осталась лишь одна проблема – как назвать “конюшню”...

Росс Браун

“НА ОБЩЕМ собрании мы были близки к тому, чтобы назваться “Tyrrell”, – расскажет позже Росс Браун. – Имя “Brawn Grand Prix” мне не очень нравилось, но команда проголосовала именно за него – пришлось согласиться”.

Под именем “Tyrrell” команда стартовала в чемпионате мира в 1970 году. После сезона-1998 Кен Тиррелл продал свое детище табачному концерну BAT, а тот, когда вступил в силу запрет на рекламу сигарет в “Ф 1”, согласился на щедрое предложение “Honda”.

В истории команды из Брэкли были и успешные времена. Но в последние годы за ней прочно закрепился имидж богатой, но при этом не знающей, что делать со своими деньгами, “конюшни”. Росс Браун стал тем, кто изменил положение вещей.

Он на год покинул “Формулу 1” по окончании сезона-2006. Ушел из чемпионата мира вместе со своим титулованным подопечным Михаэлем Шумахером. Вместе с немцем они выиграли семь титулов в составе “Benetton” и “Ferrari”, и многим казалось, что вместе с “Красным бароном” свою карьеру в “Ф 1” завершит и он. Однако, пробыв в отпуске ровно год, Браун вернулся. И вернулся для того, чтобы принять новый вызов. В конце 2007 года он подписал контракт с командой “Honda”, той, что заняла по итогам сезона восьмое место в Кубке конструкторов.

Следующий сезон не принес серьезных успехов. Но Росс уже успел заставить поверить в себя весь коллектив команды в Брэкли. В течение всего года они только и занимались разработкой машины для будущего сезона. Изменившийся технический регламент давал шанс любой из “конюшен” вырваться вперед, но для этого необходимо было потратить немало времени на разработку нового автомобиля. И в то время, когда признанные лидеры “Формулы 1” изматывали друг друга борьбой на трассах и совершенно не помышляли о будущем сезоне, в аэродинамических трубах “Honda” по плану Брауна продувались сразу три разных макета будущего автомобиля – изменение в обвесе машины должно было стать самым масштабным. Как рассказывал тест-пилот команды Алекс Вурц, проект шасси “Honda Racing” был, наверное, самым дорогим в истории всей “Формулы 1”. Впоследствии два проекта были признаны бесперспективными, и команда сосредоточилась на том, что позже получил имя “BGP 001”.

Браун поставил на карту все и не прогадал. Спустя всего два года после начала работы Росса в команде, она выиграла чемпионат.

Дженсон Баттон

“ЗИМОЙ мне казалось, что все кончено. Рядом с Дженсоном я еще сохранял присутствие духа, но когда оставался один, мне становилось по-настоящему страшно – он ведь больше ничего не умеет в жизни”, – это слова Джона Баттона, отца чемпиона мира “Формулы 1” сезона-2009. Зимой и самому будущему обладателю титула казалось, что карьера подошла к концу. Об этом он рассказал лишь на пресс-конференции после гонки в Бразилии, куда явился чемпионом.

Главные триумфаторы сезона-2009 – Росс Браун (на фото слева) и Дженсон Баттон
 

...В начале карьеры британцы видели в нем мессию – будущего чемпиона уровня Джеки Стюарта или Найджела Мэнселла. Пробившись 20-летним парнем в “Формулу 1”, он очаровал паддок. В том же Сан-Паулу на своей второй гонке в “Больших призах” появился в боксах “Ferrari”, чтобы взять автограф у Михаэля Шумахера, а у себя на родине в Сильверстоуне занял место в одном ряду стартового поля со своим кумиром. Очков по ходу сезона-2000, первого для Баттона в “Ф 1”, он набрал немало – разбитые в авариях автомобили ему прощали. Вокруг Дженсона звучали только медные трубы.

Затем карьера пошла на спад. Второй сезон даже этим словом охарактеризовать сложно. Оказавшись в загнивающей “Benetton”, Баттон перестал требовать от себя результата. Его жизнь занимали новая яхта, вечеринки, покупка недвижимости в Монако. Тогда британские журналисты поставили на нем крест...

Реанимировать имидж “быстрого пилота” было непросто. Даже удачный сезон-2004, когда Дженсон несколько раз поднимался на подиум и стал третьим по итогам года, никого не убедил в том, что Баттон еще способен изменить свою карьеру.

Она действительно близилась к концу. Дженсон несколько лет оставался в одной и той же команде, которая называлась сначала BAR, затем “Honda”. Когда японцы заявили о своем уходе из “Ф 1”, вариантов для продолжения карьеры у него не оставалось. В конце 2008 года Баттона сватали разве что в “Toro Rosso”, да и то лишь до тех пор, пока руководство команды, устав от слухов, официально их развеяло – в услугах Баттона перед его чемпионским сезоном не нуждался никто.

Кроме Росса Брауна.

Что было дальше, можно описать только одним словом – сказка. Проехав четыре круга за рулем машины, которая едва не досталась паукам, Дженсон не знал, что сказать. За всю карьеру у него еще не было таких быстрых болидов.

Колонки британских журналов посреди сезона-2009 запестрели фразами: “Он вернулся, тот самый мальчик, что с горящими глазами прибыл на свои первые тесты в “Williams” зимой 2000 года, – Дженсон Баттон, будущий чемпион мира”. Сколь много правды в подобного рода суждениях, может ответить теперь лишь он сам. Факт в том, что Баттон вцепился в свой шанс мертвой хваткой. Он выиграл шесть гонок из первых семи в сезоне-2009, затем чуть сдал – как признался позже, немного занервничал, – но все же не дрогнул. И стал тем, кем его нарекали еще десять лет назад. Дженсон Баттон – чемпион мира.

Чудеса, да и только.

Олег КАРПОВ, фото “Brawn GP”

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: