Рубрики

Жизнь взаймы

Показательныекраш-тесты от компании “Dekra”

Немецкая компания “Dekra” уже более полувека изучает вопросы технической безопасности, и каждый год ее специалисты готовят почти полтора миллиона оценочныхи экспертных отчетов. А самая наглядная часть их работы показательные краш-тесты, которые компания устраивает на полигоне под Цюрихом.

К ПЕРВОЙ аварии все было готово. Инженеры еще раз проверили работу дистанционно управляемой тормозной системы в автомобилях, надежность посадки мотоциклиста… Пошел обратный отсчет. Три, два, один!

Ситуация вполне реалистичная: перед закрытым поворотом навстречу друг другу едут “Audi” и “Ford”, и тут из-за “Ауди” выскакивает мотоциклист. Якобы хотел обогнать, но вместо этого нарвался на лобовое столкновение с “Фордом”... Удар, скрежет металла. Мотоциклист бьется шлемом о ветровое стекло машины, взлетает в воздух, падает на асфальт. Его пассажира отбрасывает еще дальше. И тишина.

Разумеется, это манекены, но все равно от такого зрелища – мурашки по коже. Особенно когда устроители краш-теста выносят вердикт: у парней, ехавших на байке, серьезные травмы и возможны ожоги – топливный бак мотоцикла пробит, – так что не исключен и фатальный исход. А что с автомобилем? Водитель, по мнению экспертов, остался жив – спасла подушка.

Скорости, на которых проходил тест, по российским меркам смешные: машины – 30 км/ч, мотоцикла – 60 км/ч. Вспомнить, как гоняют наши поклонники двух- и четырехколесной техники, так впору было бы заодно провести презентацию похоронных принадлежностей.

Сельская жизнь

ВХОДЯ на хорошей скорости в поворот, часто ли мы задумываемся о том, какие опасности могут поджидать на выходе из виража? Несколько вариантов навскидку: велосипедист, пьяный пешеход, заигравшийся ребенок, выбежавшая на проезжую часть собака… Или, как по сценарию следующего краш-теста, трактор, который тащит поперек дороги прицеп...

Под него и заехала старушка “Audi”, выжившая в предыдущей аварии. Седан превратился в пародию на кабриолет. Тракторист отделался испугом, а вот водителю и пассажиру легковушки вызывать “скорую” уже не имеет смысла. Такой финал не удивляет, если вспомнить, что автомобиль при скорости 80 км/ч (именно в таком темпе двигалась “Audi”) за пять секунд проезжает 111 м – это средняя длина футбольного поля. Пожалуй, Бэтмен или Супермен ухитрились бы избежать столкновения в такой ситуации, но жизнь – это не комиксы.

ДТП с участием грузовиков и прицепов – не редкость в сельской местности.
Специалисты DEKRA демонстрируют, какими могут быть последствия такого столкновения для легкового автомобиля.

…Тема “country road” в программе краш-тестов продолжалась. Как утверждает статистика, на загородных трассах Европы гибнет больше людей, чем на улицах городов. Например, в Германии 21% аварий с летальным исходом – это столкновения автомобилей с придорожными деревьями. У нас картина схожая. По данным МВД, российские проселки собирают в два раза больше жертв, чем городские трассы.

Чаще всего, говорят специалисты “Dekra”, в подобные аварии попадает молодежь. Например, в Швейцарии это водители в возрасте 18-24 лет, в Германии – 15-20 лет. Неопытность плюс кураж, плюс алкоголь... К тому же на новые машины денег у юнцов нет, и в большинстве своем они ездят на “старушках”, лишенных серьезных систем пассивной и активной безопасности...

Сюжет следующий: водитель подержанной “Nissan Micra” не справляется с управлением, машина вылетает с дороги, переворачивается и врезается в дерево. На деле буксировщик разгоняет ферму с установленным на рельсы автомобилем примерно до 80 км/ч, затем ферма стопорится упорами – и несчастная “Микра” отправляется в свободный полет. В роли дерева – обычный столб. Кувырок через крышу лишь незначительно снизил скорость, и малолитражка “обняла” столб правой передней частью. Удар пришелся в дверь. Водитель, если очень повезет, будет жить и лечиться от множества переломов. А вот сидевший рядом с ним пассажир – практически без шансов.

Но не вырубать же теперь все тополя и березы вдоль трасс? Нет, конечно. Компания “Dekra” предлагает более реалистичный выход из положения – отгородить наиболее опасные в этом смысле участки барьерами, способными поглощать энергию удара.

Организаторы краш-теста имитируют обстоятельства типичной аварии на загородной трассе, когда водитель не справляется с управлением и машина вылетает… хорошо, если в чистое поле. А вот если этот полет прервет дерево, то последствия могут быть фатальными.

Дело на миллион

А КАК обстоят дела у нас? Вот наглядные цифры. В 16-ти европейских странах, где собирала статистику “Dekra”, при общем населении 346 млн жителей, в 2007 году на дорогах погибли 33.000 человек. Такое же число жертв ДТП было зафиксировано за тот же период и в 142-миллионной России. И если, к примеру, в Великобритании на каждый миллион жителей приходилось 47 погибших в автомобильных авариях, то у нас – 232.

А это – чисто городское ДТП. Краш-тест
наглядно показал, что может случиться
с автомобилем, врезавшимся в фонарный столб
на скорости 80 км/ч.

В прошлом году смертность на российских дорогах уменьшилась (211 жертв на каждый миллион населения). Это принято связывать с ужесточением наказаний за нарушения ПДД. Но не будем забывать, что в то же время и спрос на машины упал. А если бы автомобильный бум продолжался прежними темпами? Как в таком случае сейчас выглядела бы статистика?..

Может быть, именно сейчас, в период затишья на автомобильном рынке, нам стоит позаботиться о будущем? Сделать дороги безопасней, повысить качество работы станций техосмотра, да хотя бы по телевидению крутить не бесконечные сериалы, а записи таких наглядных краш-тестов!

Выходя сегодня из дома и садясь за руль машины, мотоцикла или скутера, мы по-прежнему отдаем свою жизнь взаймы. Взаймы непредвиденным обстоятельствам, которые могут сложиться в пути, взаймы плохим дорогам, а чаще – взаймы беспечным дуракам, которых на наших дорогах по-прежнему много.

ВадимОВСЯНКИН,
фото автора
ЦюрихМосква

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: