Рубрики

Знаете, каким он парнем был…

10:14 29-11-2020

Вспоминая легенду автомобильного спорта Колина МакРея

«Если сомневаешься– топи газ в пол», - так говорил пожалуй самый известный пилот в истории ралли – шотландец Колин МакРей. Совсем недавно его чемпионскому титулу исполнилось 25 лет. И хотя на его счету была только одна победа в чемпионате, именно МакРей известен буквально каждому, кто был мальчиком или юношей в 90-х и нулевых.

Чтобы стать легендой в автоспорте, вовсе не обязательно выигрывать много чемпионских титулов. Имя Колина МакРея стоит в одном ряду с такими «гигантами» ралли как девятикратный кратный Себастьян Лёб, шестикратный Себастьян Ожье, четырёхкратные Томи Мяккинен и Юха Канккунен. Впрочем, чемпионов WRC вообще было не так много. Всего 20. Конечно, есть и те, кто знает о легендарном шотландце по названной в его честь компьютерной игре. Но тут стоит отметить, что не игра сделало ему имя, а равно наоборот.

Шотландец стал национальным героем. Он покорил всех своим ярким и агрессивным стилем пилотирования. Конечно, порой, это выходило ему боком. Случались аварии, и в эти моменты кто-то ехидно называл Колина «МакКрэш». Но в чём-то это тоже было частью его яркого стиля. За свою карьеру Колин МакРей заработал 25 побед, и по этому показателю занимает пятое место в истории WRC. Помимо чемпионского титула он трижды был вторым по итогам чемпионата. МакРей выиграл чемпионат 10 лет спустя после своего дебюта в ралли в возрасте. Одержав свой триумф в 27, он остаётся самым молодым Чемпионом Мира по ралли в истории.

Прозвище «МакКрэш» было частью яркого имиджа Колина.

Колин родился в спортивной семье. Его отец Джимми был пятикратным чемпионом британского чемпионата по ралли, все титулы он выиграл в 80-х. В 82-м году он также был вице-чемпионом европейского первенства ERC. Дядя Колина, Хью Стил, тоже был гонщиком. Как и младший брат Алистер. Колин начал выступать в автогонках в 16 лет, обменяв свой гоночный мотоцикл на Mini Cooper.

А в ралли он дебютировал на следующий год, в 1985-м. Ребята из автомобильного клуба Колтнесса сказали, что у Дэви Бёрндена есть раллийный Hillman Avenger, но в нём нет коробки передач. Колин вместе со своим штурманом поставил туда коробку передач и принял участие в ралли. Но перед этим нужно было решить ещё одну формальность. Раллийные автомобили всегда имеют госномера для передвижения по дорожным секция между допами. Данный автомобиль не имел номеров. Ребята сняли их с дорожного универсала этой же модели и отправились на ралли, по итогам которого Колин стал 14-м в абсолюте и пятым в своём классе автомобилей. Кстати, родители Колина были на отдыхе, и об этом дебюте не знали.

Уже в 87-м он впервые вышел на старт этапа WRC, а в 89-м на ралли Новой Зеландии впервые заработал очки в Чемпионате Мира. Этот этап станет важным в его карьере. Там же в 93-м он одержал первую победу в мировом ралли.

Между указанными событиями Колин МакРей дважды выиграл чемпионат Великобритании, опередив конкурентов за рулём автомобиля Subaru Legacy RS, пришедшему на смену Ford Sierra Cosworth, и завоевав сердца множества фанатов своим ярких стилем пилотирования. А его отец завершил карьеру пилота на постоянной основе и переключился на карьеру Колина. Кстати, в отдельных ралли Джимми МакРей стартует по сей день.

Важный перелом в карьере Колина МакРея произошёл в 91-м году, когда Дэвид Ричардс пригласил его в команду Prodrive. Отец Колина тогда стал менеджером коллектива. В те годы Prodrive занимался заводской командой Subaru. Дебютная победа Колина в высшем дивизионе Ралли стала также первой для этой марки. В 1994-м новым напарником молодого и амбициозного Колина МакРея стал двукратный чемпион мира Карлос Сайнц, и перед 1995-м все считали испанца главным фаворитом в борьбе за титул. После пары сходов на двух первых этапах сезона, Колин был в роли догоняющего. Выиграв уже третий раз подряд в Новой Зеландии, и став вторым в Австралии на фоне проблем Сайнца, МакРей стал лидером чемпионата.

Одна из работ итальянского художника Андреа дель Песко, посвященная противостоянию Колина МакРея и Ричарда Бёрнса.

Два последних этапа 95-го года навсегда вошли в историю WRC. По ходу ралли Каталонии босс команды Дэвид Ричардс применил командную тактику, запретив пилотам бороться между собой, в то время как лидировал Сайнц. Колин не желал сдаваться и опередил испанца, но по требованию команды взял штраф после финиша и всё же стал вторым. Финал сезона проходил в Великобритании. МакРей и Сайнц начали его с равенством очков. Колин оказался сильнее. Не помешали ему даже прокол и повреждённая подвеска в начале второго дня соревнования.

22 ноября 1995 года Колин МакРей стал чемпионом мира. Его успех праздновала вся страна, он был на первых полосах газет и не сходил с телеэкранов. За него радовались миллионы болельщиков, и, конечно же, весь родной город Ланарк. В 96-м и 97-м Колин оба раза стали вице-чемпионом, уступив титул Томми Мякинену. В 1999-м его переманил к себе Ford контрактом в 6 миллионов фунтов за два сезона, что, по меркам тех лет, было большой суммой в WRC. В 2001-м году он вновь стал вторым, на этот раз уступив другому легендарному соотечественнику, Ричарду Бёрнсу. Свой последний полный сезон в WRC Колин провёл в 2004 году уже в составе команды Citroёn. К сожалению, в том году впервые с 1993-го он не выиграл ни одного этапа. В том же сезоне Колин выступил в легендарной гонке 24 часа Ле-Мана, став третьим в классе GTS в одном экипаже с Дарреном Тёрнером и Рикардом Рейделлом на Ferrari 550 Maranello.

Колин трагически погиб во время крушения вертолёта в 2007 году. Вместе с ним на борту были его пятилетний сын Джонни, друг семьи Грэм Дункан, и шестилетний друг Джонни, Бен Порчелли. Яркое наследие Колина МакРея живёт, и будет жить вечно. Он навсегда вошёл в историю как один из лучших гонщиков в мире. Он – настоящая гордость Шотландии.

Владимир Башмаков

Поделиться: