Рубрики

Знаток. Михаил Барщевский любит быть за рулем

12:27 30-01-2015

Его узнают в лицо и гаишники, и простые автомобилисты. Михаил Барщевский – личность популярная. Полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук, писатель, радиоведущий, член клуба “Что? Где? Когда?”. А еще хороший водитель и любитель путешествий за рулем.

Barshevsky

Его узнают в лицо и гаишники, и простые автомобилисты. Михаил Барщевский – личность популярная. Полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях, доктор юридических наук, писатель, радиоведущий, член клуба “Что? Где? Когда?”. А еще хороший водитель и любитель путешествий за рулем.

“Дела о ДТП я не проигрывал”

Первую частную юридическую фирму в нашей стране Михаил Барщевский создал в 1990 году.

– А началось с того, что в 1989 году 17 молодых юристов со всего СССР отправились на стажировку в США. Для этой поездки выбирали практиков и тех, кто занимался наукой. А я был и практик, и кандидат наук, так что подходил, можно сказать, по всем статьям. Посмотрев, как работают американские юридические компании, я понял: то же самое должно быть у нас. Так появилась фирма “Московские юристы” – она была оформлена как филиал строительного кооператива. В то время поддержал меня и помог только председатель президиума Московской коллегии адвокатов Феликс Соломонович Хейфец, остальные члены президиума, да и большинство столичных адвокатов, всегда работавших без партнеров, были против. Узнав о моей фирме, коллеги крутили пальцами у виска: “Зачем тебе это надо? У тебя и так все в шоколаде”.

Barshevsky
Известный юрист иногда не прочь использовать эпатаж.

– Что им отвечали?

– Представьте, например, сапожника-одиночку и обувной комбинат – у кого больше возможностей для бизнеса? Кстати, уже через полгода коллеги сами начали создавать конторы, оценив их преимущества. А наша фирма в 1993 году была преобразована в адвокатское бюро “Барщевский и Партнеры”.

– Защищать водителей в суде доводилось?

– Еще в начале карьеры я несколько лет, с 1981-го до 1985-го, довольно часто вел дела о ДТП. У меня был хороший учитель – известный адвокат, автор множества журнальных статей на эту тему Леонид Генрихович Могилянский. Я тогда неплохо освоил правила составления экспертиз – в частности, на наличие возможности у водителя предотвратить наезд.

– Неудачи были?

– Нет, ни одного моего подзащитного не лишили свободы по этим делам. Но я никогда не защищал водителей, которые в момент происшествия были реально пьяны. Все-таки есть разница между человеком, выпившим кружку пива, и тем, кто садится за руль действительно в пьяном виде.


“Содержание штрафстоянки выгоднее, чем добыча нефти”

Барщевский немало занимался правовым просвещением: вел первые телепередачи “Час суда”, издал помимо множества научных работ десяток книг, в том числе “Большую юридическую энциклопедию” – своего рода компас в дебрях законодательства для обычных граждан. И все же весьма невысоко оценивает юридические познания россиян.

– Мои книги и брошюры были очень востребованы читателями, тиражи той же “Энциклопедии” разошлись полностью, но в целом правовая культура у нас до сих пор находится на крайне низком уровне. Люди не понимают, что знать законы необходимо. Даже богатые россияне в большинстве своем не имеют семейного адвоката и попадают из-за этого в неприятности. Например, платят необоснованно высокие налоги, упускают сроки принятия наследства и т.д.

– То есть к адвокату надо обращаться до того, как возникли проблемы, а не после?

– Однажды придумал афоризм: я хорошо работаю тогда, когда мой клиент перестает понимать, за что мне платит. Точно так же хороший врач получает деньги не за то, что лечит своих клиентов, а за то, что они не болеют.

Barshevsky
Михаил Барщевский давно стал неофициальным лицом
популярной телеигры “Что? Где? Когда?”.

– Не секрет, что многие граждане скептически относятся к российской судебной системе. В чем причина?

– Судебная система не вызывает доверия. По каждому резонансному делу мнения у публики полярные. Одни считают наказание справедливым, другие – нет, но никто не говорит: “Это правильно, потому что так решил суд”. Российским судьям не хватает реальной независимости. Они находятся в косвенной зависимости от председателя суда, от местной администрации, от силовиков, нередко испытывают и давление криминалитета. Судью, который рискует принимать решения самостоятельно, а не под воздействием внешних факторов, можно назвать героем, однако невозможно каждый день совершать героические поступки. Поэтому, я считаю, необходимо принять меры по обеспечению независимости судей. Способы для этого есть, и много затрат не потребуется. Не менее важна и открытость самих судей перед обществом. Они традиционно не любят общаться с прессой, а зря. Как показывает опыт, выход судей к журналистам с разъяснением принятого решения снимает спекуляции и некомпетентные комментарии обывателей. Можно соглашаться с решением суда или нет, но люди должны понимать, почему оно такое. А понимание вызывает доверие к суду как институту власти.

– В последнее время в России было немало конфликтов из-за эвакуации неправильно припаркованных автомобилей. Вы бы взялись защищать водителя, который отказывается покидать машину, которую хотят увезти?

– Давайте разберемся. Эвакуация – это наказание за то, что машина стоит не там, где положено, или это способ устранения препятствия с дороги? Если способ устранения и если водитель вернулся до того, как автомобиль увезли, то пусть он платит штраф и уезжает. А конфликты возникают из-за того, что эвакуация – сверхприбыльный бизнес. Содержание штрафстоянки выгоднее, чем добыча нефти. Вот и все объяснение.

– Участились и случаи агрессии на дорогах…

– Их не больше и не меньше, чем в метро, магазинах, на стадионах. Общество озлоблено и агрессивно, и большая часть вины за это лежит на телевидении. Оно хорошо выполняет информационную и развлекательную функции, но совершенно перестало выполнять функцию воспитательную. Сплошные шоу, триллеры, сериалы, а нормам общежития, добру не учит никто.

– Однако автомобилисты гораздо чаще палят друг в друга из травматических пистолетов, чем пассажиры метро…

– Это уже другая проблема. Я в свое время был сторонником “травматики”, но наши граждане воспринимают ее как игрушку и стреляют без реальной необходимости, не осознавая, что исход может быть летальным. С другой стороны, преступники, владеющие боевым оружием, травматического пистолета не боятся, так что при нападении он практически бесполезен. Поэтому сейчас я бы запретил или резко ограничил владение “травматикой”, но с одновременным разрешением короткоствольного огнестрельного оружия. Разумеется, с выдачей лицензий и строгими требованиями к тем, кто желает его приобрести.

– Полагаете, если у граждан появятся настоящие пистолеты, грабителей это остановит?

– Да. При потенциальной вероятности получить пулю от жертвы преступник подумает, стоит ли на нее нападать. Вы, конечно, помните, что четверть века назад водителей-дальнобойщиков на российских автомагистралях грабили едва ли не ежедневно. А затем было разрешено гладкоствольное оружие самообороны, и разбои на трассах прекратились почти полностью. Слишком велик стал риск, ведь в кабине каждой фуры может лежать помповое ружье.


“Мемуары писать не собираюсь”

За руль Михаил сел в 19 лет, и первым его автомобилем был “Москвич-412”. Сейчас у Барщевского собственный небольшой автопарк.

– У меня в Москве две квартиры, при каждой – два машиноместа. Еще гараж на даче. Автомобилей много – пять.

– Меняете их как перчатки?

– Наоборот, подолгу не расстаюсь. Я не гонюсь за модой и не меняю машину, когда выходит новая модель. Еще работая адвокатом, подарил жене на серебряную свадьбу “Mercedes-Benz” “С-класса”. А через полгода – кроссовер “Lexus RX300”. Им сейчас по 14 лет, но обе машины в хорошем состоянии. У нас вся семья – грибники, да я и без грибов люблю бродить по лесу. Для поездок на природу за полцены был куплен подержанный внедорожник “Hummer”. Ему девять лет.

А себе я сделал подарок на 50-летний юбилей – “Mercedes-Benz S500”. Восемь лет прошло, до сих пор им пользуюсь. Наконец, “Daewoo Nexia” приобрели специально для тещи. При возрасте за 80 лет она женщина активная, много ездит – с шофером, конечно.

“Я не гонюсь за модой и не меняю машину, когда выходит новая модель...”

– Вы тоже с шофером или предпочитаете сами быть за рулем?

– В будни езжу с водителем. Есть телефон, планшет – можно в машине работать, а не терять напрасно время в пробках. А в выходные – только сам. Очень люблю водить автомобиль, путешествовать за рулем. Ездил с семьей в Тверскую область, Белоруссию. Недавно с детьми побывали в Александрове Владимирской области и Суздале, да мы вообще уже все Золотое кольцо объехали…

– Вы, разумеется, и за границей водили автомобиль. Ощутили разницу?

– Колоссальная разница в поведении водителей в России и за рубежом. Например, тебе надо повернуть направо, но задумался, не успел вовремя выехать из среднего ряда в правый. На Западе в таких случаях автомобилисты друг другу, как правило, уступают дорогу. У нас – стараются не пропустить, проскочить первыми. Еще очень раздражают фуры, которые, нарушая правила, едут в третьем-четвертом ряду трассы, а ГИБДД этого словно не замечает. Хамство на наших дорогах вообще цветет махровым цветом. 

dosie

– Кроме основной работы вы на многое находите время: путешествуете, выступаете на радио и телевидении, пишете рассказы… А поклонникам интеллектуального казино “Что? Где? Когда?” известны сразу в двух ролях – хранителя традиций клуба и знатока. Что привлекает в этой игре?

– Ее атмосфера. Когда находишься в зале, где идет игра, появляется ощущение, что воздух реально плотный из-за растворенного в нем интеллекта. Нигде больше такого не испытывал. Многим из тех, кто сидит на диване перед телевизором, кажется, что играть просто: что-то знаешь, что-то можешь угадать. Но это ложная простота. Вы замечали, что игроки, обсуждая вопрос, никогда не хватаются за первую версию, даже если она напрашивается? Интрига в том, что это может быть ловушкой. Иногда случайно выпадает вопрос с легким ответом, а команда ищет не столь очевидные варианты. А порой ответ действительно с подвохом, который надо обнаружить. Так что там все непросто. Потому за игровым столом и кипят такие страсти.

– Мемуары писать не собираетесь? Есть о чем…

– Нет, у меня плохая память. Предпочитаю писать рассказы. Сейчас, кстати, работаю над новым сюжетом.

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: