Рубрики

Звоните «девять один один»!

14:31 15-10-2021

Рассказ о том, как корреспондент «Клаксона» учился в школе спортивного вождения Porsche.

Школа спортивного вождения Porsche Experience существует уже 6 лет. За это время через нее прошли не только большая часть неравнодушных к спорту владельцев этих автомобилей. Но и множество тех, кто может позволить себе любить Porsche в основном платонически. И лишь порой, по счастливой оказии, вступать с той или иной немецкой моделью в полный контакт.

Алексей Шарапов Фото: Porsche

Режим – прижим

Moscow Raceway – облюбованное место для подобных контактов. Если кому-то пришло бы в голову сделать анализ подошвы моего правого кроссовка, то он без труда нашел бы на ней след резины с накладки тормозной педали Porsche 911 GT3. Вот оно – зримое свидетельство того, где и как я провел этот уик-энд. А еще данный отпечаток – доказательство моего усердия и дисциплинированности. Я честно следовал инструктажу, а потом и старательно следовал за инструктором.

«Начинать торможение нужно с максимального усилия на педали. Как если бы вы хотели ее сломать. Сломаете – подарим вам эту машину!» – интриговал меня и подобных мне воодушевленных, но не профессиональных драйверов на брифинге Олег Кессельман. Олег -- давний шеф-инструктор школы спортивного вождения Porsche.   

По статистике, 90% спортивных автомобилей Porsche, купленных случайно, буквально через несколько месяцев либо возвращаются к дилеру. Либо оказываются на вторичном рынке. Поэтому для счастливой жизни с Porsche владельцев нужно обучать правильному обращению с ними. Впрочем, лет двадцать-тридцать назад статистика была иной и еще более печальной. И большинство машин заканчивало жизнь в кювете. 

Штука в том, что при езде по треку Porsche очень не любит прокатов без нажатого тормоза или открытого газа. Другими словами, прокатывание без прижима не проходит. А выходит, что секрет быстрой езды на автодроме только один. И он звучит просто как репка: ты едешь либо полным газом, либо прижимая машину к треку тормозами. Самое сложное здесь переход от торможения к газу и обратно. Этому и был посвящен наш тематический курс в школе Porsche Experience. Курс – общий, но для каждой модели спорткара есть свои нюансы.

Скажем, 911 – это машина, на которой по Moscow Raceway сможет ездить любая блогерка. И даже какое-нибудь небинарное существо. Это когда-то стремительные Porsche 911 называли widow maker (они регулярно оставляли жен без мужей). Но c тех пор гражданские 911 стали пусть и сильно быстрее, зато заметно покладистее. Активная подвеска современной 911-й Carrera успешно нивелирует ошибки пилота. А потому я, хотя и вижу поднятый вверх большой палец инструктора – мол, молодец, не обольщаюсь. Это не я молодец, это автомобиль хорош, и инженеры немецкие молодцы.

А вот 718-й совсем не таков и вполне может называться разрушителем иллюзий. Девять из десяти человек, впервые попавшие за руль этой машины, будут сильно разочарованы в своих умениях водить автомобиль. И я как раз один из этой девятки. И очень быстро понимаю, что 718 Cayman GT4 вовсе не собирается мне помогать. Более того, все придется делать самому, думать и трудиться в каждом повороте. Усилие на педали газа такое, что чувствуешь, с каким напряжением функционируют мышцы ноги. И когда правая конечность устает и отказывает, торможу левой. Хорошо, специально научился в свое время.

Автомобиль быстро заставил меня вспомнить, как устроены настоящие аналоговые автомобили. Педали газа и тормоза одинаково неподатливы, руль точен и тяжел, подвеска жесткая… И главное, автомобиль одинаково охотно уходит в занос и на торможении, и при резком нажатии на газ. Короче, не расслабишься.  

Я еду за инструктором, он просит не отставать больше чем на три корпуса. Легко сказать! Через пару кругов у меня опять начинает болеть правая нога. Еще через пару уровень адреналина в крови уже мешает осознанно управлять автомобилем. И это мы еще на коротком отрезке трассы, полный круг по которому занимает всего секунд сорок. Что же будет вечером, когда нам предстоит проезжать в боевом режиме всю трассу и сохранять концентрацию больше двух минут?  

Кроссовки на стену

После перерыва на подумать и обед возвращаемся на трек. Осталось сделать несколько полных кругов на GT3 и GT4. И вот я сижу за рулем одного из немногих пока в России Porsche GT3: его нет ни у клиентов, ни у дилеров, а очередь растянулась на год. На приборной панели справа от огромного тахометра напоминание: «до пробега 1500 км соблюдайте условия обкатки». На одометре чуть больше тысячи километров, «условия обкатки» требуют не крутить мотор выше 7000 оборотов.

– Во-первых, уже обкатали, – успокаивает меня Станислав Аксенов. Этот инструктор школы Porsche Experience -- профессиональный спортсмен. И между прочим, победитель 24-часовой гонки в Дубае 2014 года.

– Во-вторых, больше вы крутить мотор и не будете, -- добавляет он. 

Пристегнувшись обычным ремнем (гоночные 5-точечные здесь тоже есть, но в режиме обучения они нам не нужны) в гоночном ковше водительского сиденья, выкатываюсь с пит-лэйна. И начинаю разгон в горку перед двойным левым поворотом. Все, что вызывало затруднения за рулем Porsche 718 Cayman GT4 (будь он неладен), здесь вызывает лишь восторг. 510-сильный атмосферный мотор очень быстро отзывается на газ, двухрычажная подвеска спереди (впервые на GT3) и многорычажка сзади буквально приклеивают GT3 к асфальту. Она кажется невесомой и очень послушной.

Машина действительно значительно легче стандартного «девятьсот одиннадцатого», Впечатления за рулем переполняют: легкость руления, раскатистый звук, захватывающая дух скорость: в привычных поворотах она выше на 20 км в час. А еще бесконечный комфорт.

Комфорт на разгоне, комфорт на торможении и невероятная цепкость в поворотах. Краем глаза замечаю цифры скорости в затяжном правом повороте перед прямой, после которой горка и жесткое торможение, – 208 км в час! В повороте! И все это под роскошный аккомпанемент 6-цилиндрового оппозитного мотора у меня за спиной. И даже если бы я так и не научился ни чему за этот день, ради вот именно этих моментов водительского счастья и стоило приезжать в школу Porsche Experience.

Сегодняшний наш курс состоял из элементов нескольких программ обучения. Олег Кессельман говорит, что даже очень состоятельные клиенты предпочитают проходить курсы, а по сути, тренироваться на автомобилях школы, а не на своих собственных. Это банально дешевле. Кстати, в относительной доступности мне и видится главное достоинство школы спортивного вождения Porsche Experience. Она открыта для всех, и вовсе не обязательно быть владельцем Porsche. Более того, любой из доступных курсов, от вводного в мир Porsche под названием Warm Up – «разминка» и до продвинутого MasterS, после которого уже можно участвовать в гонках, обойдется вам не дороже стоимости кузовного ремонта после несильного ДТП любого бюджетного седана. Это так, информация к размышлению.  

А я, наверное, больше не буду носить мою пару кроссовок, в которых был сегодня за рулем Porshe GT3. Я повешу их на стену – на память о прожитом с полной отдачей и полном восторгов дне.

Поделиться: