Рубрики

Что происходит с легендарной “McLaren” в “Формуле 1”?

12:48 12-07-2017

Восемь Кубков конструкторов, двенадцать чемпионских титулов у пилотов, 182 победы – команда “McLaren” является одной из самых успешных в истории “Ф 1” наряду с “Ferrari” и “Williams”.
Но это в прошлом. Начало текущего сезона коллектив провел в качестве одного из аутсайдеров – при одном из самых больших штатов и бюджетов. Что происходит?

Все запущено

Восемь Кубков конструкторов, двенадцать чемпионских титулов у пилотов, 182 победы – команда “McLaren” является одной из самых успешных в истории “Формулы 1” наряду с “Ferrari” и “Williams”.

Но это в прошлом. Начало текущего сезона коллектив провел в качестве одного из аутсайдеров – при одном из самых больших штатов и бюджетов. Что происходит?


Причины нужно искать в Токио. Большинство проблем “McLaren” – от “Honda”. Прошло уже два с половиной года после воссоединения легендарного альянса. Машины, построенные в Уокинге и оборудованные японскими моторами, были быстрейшими в конце 80-х, но четверть века спустя “McLaren” и “Honda” не могут бороться даже за подиумы.

Самое удивительное, что команде и производителю моторов просто не удается добиться прогресса. Зима 2017 года выдалась для “Honda” столь же тяжелой, какой была в 2015 году. Тогда японцы только достроили свою силовую установку, и проблемы были объяснимы: “Honda” начала собственную программу в “Формуле 1” на полтора года позже других производителей, и если они избавили свои моторы от детских болезней еще в сезоне-2014, японцы обнаружили их только тогда, когда приступили к работе на трассе. Новый регламент, который вступил в силу три с небольшим года назад, стал началом новой – гибридной – эры в “Ф 1”. Теперь в главном чемпионате планеты используются сложнейшие с инженерной точки зрения силовые установки. По иронии судьбы “Honda” вернулась в “Большие призы” как раз по этой причине – чтобы продемонстрировать потенциальным клиентам собственные достижения в развитии подобных технологий. Более того, новый регламент был принят во многом для того, чтобы как раз и привлечь в “Ф 1” новых производителей, но решилась на такой шаг только “Honda”. И для нее все обернулось настоящим маркетинговым провалом.


Два года проблем

Первые два совместных сезона не принесли ничего, кроме разочарований. “Honda” недоставало мощности по сравнению с конкурентами, но регламент при этом не позволял японским инженерам ликвидировать проблему быстро. Чтобы не допустить эскалации расходов, составители свода технических правил добавили в него пункты об ограничениях на доработку силовых установок. Каждому производителю было выделено определенное количество условных баллов на модернизацию конструкции. Это лишило “Honda” шансов на радикальный пересмотр архитектуры своего двигателя даже после того, как стало понятно, что с выбранной концепцией догнать “Mercedes” и “Ferrari” у японцев не получится.


  На тестах в Барселоне “McLaren” преодолела наименьшую из всех команд дистанцию.

 

Результатов не было. В 2015 году команда опустилась на девятую строчку Кубка конструкторов по итогам сезона, а лучшим результатом в гонке оказалось пятое место Фернандо Алонсо. Испанец, которого “Honda” переманила из “Ferrari”, лишь дважды финишировал в зачетной зоне, что лишь усилило негативный эффект в средствах массовой информации. Пресса с удовольствием смаковала пикантную деталь провала: “Honda” раскошелилась на зарплату одному из лучших пилотов “Ф 1” (по слухам, оклад Алонсо составляет около 40 млн евро), но не предоставила ему двигатель, с которым он мог бы претендовать на высокие результаты. Фернандо подыгрывал журналистам, позволяя себе отпускать критические комментарии, а также в переговорах с командой по радио во время гонок, зная, что они могут транслироваться в прямом эфире на весь мир. Во время домашнего для “Honda” этапа в Японии Алонсо прокричал на весь мир фразу: “Двигатель GP2!” По мнению многих экспертов, Фернандо таким образом пытался напроситься на увольнение, но команда фактически никак не отреагировала на слова своей звезды.

В следующем сезоне дела пошли чуть лучше, но “McLaren” все равно была не в состоянии бороться с лидерами. Тем не менее Алонсо начал регулярно пробиваться в финал квалификации, и многие предполагали, что уже в 2017 году команда наконец вернется в число лидеров.


Упущенная возможность

Предпосылки были. FIA пошла на уступки автопроизводителям, которые настаивали на пересмотре регламента. Во многом благодаря позиции “Honda” были отменены ограничения на доработку силовых установок. Производители фактически попросили разрешения тратить столько, сколько им заблагорассудится – только ради того, чтобы иметь возможность отыграться в случае провала.


> Два совместных с Honda сезона
не принесли ничего,
кроме разочарований.


Неудивительно, что, едва получив свободу, инженеры “Honda” кардинально изменили конструкцию двигателя. Казалось, вот теперь все должно наладиться, но в итоге последовал очередной провал. Уже на тестах в Барселоне стало понятно, что мотористы, выбравшись из одного тупика, угодили в другой. Постоянные технические проблемы привели к тому, что “McLaren” проехала наименьшую дистанцию из всех команд, а результаты Алонсо и его нового напарника Стоффеля Вандорна стали худшими по итогам восьми дней испытаний новых машин. В Австралии, где прошел первый этап, дела с надежностью обстояли уже чуть лучше, но Фернандо не добрался до финиша из-за технических проблем, а затем вновь одарил журналистов яркими цитатами – даже несмотря на то, что до собственного схода шел в зачетной зоне и потенциально мог бороться за очки. “В нормальных условиях мы должны быть последними или предпоследними”, – заявил испанец.


  Фернандо Алонсо не только лидер, но и главный критик своей команды.

 

Похоже, у “Honda” осталось не так много времени, чтобы доказать “McLaren”, что у их совместного проекта есть будущее. По слухам, руководство команды уже ведет переговоры о том, чтобы сменить поставщика моторов если не по ходу текущего года, то в следующем. Тем не менее разрыв с японским производителем тоже не сулит “McLaren” ничего хорошего – в настоящий момент именно “Honda” покрывает огромную часть бюджета команды, у которой вот уже несколько лет нет титульного спонсора. А результаты на трассах появлению нового никак не способствуют. Возможно, время “McLaren” просто прошло безвозвратно…

Все автоновости 2021 года читайте на страницах Автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: