Рубрики

Гонка на опережение скуки

20:30 26-12-2020

Был ли прошедший сезон Формулы 1 интересным? Или это было состязание с заранее убитой интригой?

Да, в Формуле 1 было много интересных гонок, и было много необычного. Из-за коронавируса и отмены ряда этапов, в календаре вдруг появились такие горячо любимые болельщиками трассы, как Имола, Нюрбургринг, Истанбул Парк, Муджелло… И было несколько очень интересных гонок. Но при этом интрига в сражении за титул умерла рано.

Владимир Башмаков

Ослепительный блеск звезд

В борьбе за титул все было ясно практически сразу. Лишь после зимних тестов ещё была доля надежды на то, что Red Bull поборется с Mercedes. Но после двух гонок на австрийском Шпильберге стало понятно: соперников у команды из Бракли в этом сезоне нет. Уровень превосходства их автомобилей над машинами соперников был таким же, как в период с 2014-го по 2016-й годы. Одно отличие: тогда напарником Льюиса был Нико Росберг. Ныне Вальттери Боттас получил в свое распоряжение также доминирующую машину. Правда, навязать борьбу напарнику не смог, уступив ему 124 очка. И это при том, что Льиюс пропустил одну гонку из-за коронавируса. Так что седьмой чемпионский титул Льюиса Хэмильтона почти весь год был чем-то неизбежным.

Льюис Хэмильтон заставил всех соперников считаться со своей силой. И многих со своими убеждениями. Фото: Twitter

Для Льюиса Хэмильтона титул на фоне фактического отсутствия конкуренции выглядит менее ценным. Но всё же он сравнялся по числу выигранных чемпионатов с Михаэлем Шумахером, побил его рекорд по числу побед. А кроме того, едва не добрался до отметки в 100 поулов в карьере. Самой яркой гонкой британца однозначно стал Гран-При Турции, события которого напомнили всем о его спортивных талантах.

Вирус не помеха

Как и во всем мире, пандемия коронавируса нанесла удар по Формуле 1. Календарь претерпел серьёзные изменения, и чемпионат вместо Австралии стартовал в Австрии. Причем, почти на четыре месяца позже. В Формуле 1 проводились регулярные тесты на наличие заразы. Были введены специальные протоколы. В итоге команды оказались разделены на так называемые «пузыри». Что, конечно, негативно сказалось на работе механиков и на ряде технических процедур.

Сразу несколько пилотов, несмотря на все меры предосторожности, столкнулись с вирусом. В результате заболели Серхио Перес, Лэнс Стролл и Льюис Хэмильтон. Пусть в первых двух случаях болезнь протекала бессимптомно, но чемпиона она, вероятно, лишила некоторого количества очков. Как минимум. Не обошёл стороной вирус и нескольких руководителей команд, отдельных механиков, инженеров и других сотрудников. Но, учитывая количество проведённых анализов, и людей в паддоке, случаев все же было не так много.

Зловредный вирус внес свои коррективы. И вынудил отменить Гран-при Австралии в марте. Причем за несколько часов до старта, когда члены команды McLaren сдали позитивные тесты. Фото: WILLIAM WEST/AFP via Getty Images

И все же Формула 1, можно сказать, справилась с напастью. Календарь был сокращён не так сильно. К слову, ещё лет 10 назад 17 гонок были нормой. А на замену потерянным этапам пришли гонки на трассах, которые очень любят болельщики. Формат уик-энда, не считая экспериментального этапа в Имоле, менять не стали. Не отменили и молодёжные гоночные серии.  

На пит-стопе во время этапа Гран-При в Венгрии. Фото: Florent Gooden/DPPI

Кони привередливые

Безусловно, главный провал 2020 года — это Ferrari. Шестое место в кубке конструкторов по итогам сезона не могли представить ни сотрудники команды, ни болельщики даже в самом страшном сне. Причина тут одновременно и простая и сложная. К слову, ранее мы уже об этом писали. Смотрите: (https://klaxonnew.ru/komandy-formuly-1-chego-zhdat-v-kontse-sezona-2952/). С одной стороны всё просто. После зимнего скандала с мотором  Ferrari потеряли 50-60 л.с. мощности. А машина SF1000 была заточена под мощный мотор, и сильно загружена прижимной силой. Пусть местами и не самым эффективным способом.

Как ни старались и ни шаманили в конюшне в этом году, ничего не помогло.

Само шасси по всем расчетам было быстрее предыдущего. Но со слабым мотором машина оказалась очень медленной. Пострадали от скандала и клиенты – Alfa Romeo и HAAS. Впервые с 2016-го года пилоты итальянской конюшни не выиграли ни одной гонки. Между тем последний раз конюшня из Маранелло была ниже 5-й позиции в кубке конструкторов аж в 1980-м году.

Меже тем, Ferrari весь год изо всех сил работала на стенде над новым мотором. Как следствие, эта работа дала свои результаты. И они, по заверениям руководителя команды, Матьи Бинотто,  были воодушевляющими. Но внедрить по ходу сезона новый мотор было нельзя из-за правил. И его силу мы узнаем лишь на предстоящих зимних тестах. Кстати, начиная с первого этапа 2021 года дорабатывать его снова будет нельзя.

Скандал года

Скандалом года однозначно стала история с машиной R.P.20, которая фактически представляла собой копию Мерседеса W10. Особенно заметным сходство казалось в начале сезона. Конечно, всё было сделано хитро, обходными путями. Однако соперники, и в первую очередь Renault, нашли за что зацепиться. В частности, за конфигурацию воздуховодов задних тормозов, подобную которой прежде команда Racing Point не использовала. В итоге «розовые» получили неоднозначный штраф в 15 очков и 400000 Евро. Как выяснилось позже, он стоил команде третьего места в кубке конструкторов. Между тем шансы добиться приличного результата были отнюдь неплохие.

Розовый обман или розовый самообман.

По ходу сезона коллектив сделал собственные наработки, и визуально их болид немного отдалился от W10. В частности за счёт новых боковых понтонов-трамплинов. Впрочем, ещё раз уточню, что выражение «перекрашенный Mercedes» образное. Хотя это копия, но это копия, собранная силами коллектива. К тому же отличия все же были. Плюс машина была компромиссной. Коробка передач и задняя подвеска были образца 2019 года, а мотор 2020-го.

Команде было сложно освоиться с машиной совершенно иной концепции. Также коллективу, особенно в начале сезона, было непривычно вести борьбу ближе к лидерам. Их стратеги привыкли к другим соперникам. Поэтому были ошибки в ряде гонок. Но победа Серхио Переса, которого, к слову, меняют на Феттеля в 2021-м, когда команда уже будет называться Aston Martin, всё же стала вишенкой на торте.

Открытие года

Сложно сказать однозначно, что и кого считать открытием года. Лично для меня таковым стал Джордж Расселл. Парень показал, что способен выступать за топ-команду не хуже Льюиса Хэмильтона. Конечно, все видели его чудеса в Формуле 2. Пусть даже впоследствии в Williams раскрыться ему было сложно. Однако его таланты бесспорны.

А еще в этом сезоне, в год 70-тилетия Формулы 1, в чемпионате были самые быстрые машины в истории. В целом, сезон состоялся. И по его итогам нет ощущения какой-то неполноценности. Да, интриги не было. Зато было много интересного. В следующем году будут незначительные изменения правил по аэродинамике и новая конструкция шин. Впрочем, расклад сил от этого сильно не изменится. Разве, что Феррари сотворит чудо с новым мотором. Как известно, сезон 2021-го года станет прощальным для текущего поколения машин, и будет переходным, перед большими изменениями в 2022-м.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Ferrari читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон