Рубрики

Небесная формула, или самые быстрые гонки в мире

12:44 27-11-2014

“Пилот, штурвал, лететь по трассе” – эти понятия пришли в автомобильные гонки из авиации. И есть лишь одни состязания, где такие термины употребляются в своем прямом значении. Это серия воздушных гонок “Red Bull Air Race”. Наш корреспондент побывал на завершающем этапе чемпионата мира 2014, который прошел в Австрии.

“Пилот, штурвал, лететь по трассе” – эти понятия пришли в автомобильные гонки из авиации. И есть лишь одни состязания, где такие термины употребляются в своем прямом значении. Это серия воздушных гонок “Red Bull Air Race”. Наш корреспондент побывал на завершающем этапе чемпионата мира 2014, который прошел в Австрии.

Формульный трек в Шпильберге временно превратился во взлетно-посадочную полосу. Воздушная трасса проложена чуть в стороне от зрительских трибун. Она размечена 25-метровыми пилонами, между которыми самолеты крутят слалом-гигант.

В этом вся суть и вся зрелищность “Air Race” – как можно быстрее и точнее пройти шестикилометровую дистанцию. Легко сказать! В верхней части надувных конусов красным цветом выделено полетное “окно” десяти метров в высоту – нельзя выходить за его рамки, лететь ниже 15 или выше 25 метров. Основную часть дистанции, когда пилот накручивает змейку между пилонами, самолет мчится почти перпендикулярно земле: одно крыло вниз, другое вверх. А там, где пилоны образуют ворота, надо войти в них посередине, поставив крылья горизонтально. Это при том, что размах крыльев составляет около 7,5 м, а ширина створа – всего 13 м. Зазор с каждой стороны – примерно 2,5 метра.

Даже дилетант может представить, какое сочетание точного расчета и разумного риска требуется от воздушного гонщика при выполнении маневров на скорости под 400 км/ч. И какая физическая форма нужна, чтобы сохранять ясную голову при перегрузках в 10G (таков разрешенный регламентом предел). 10G, если наглядно, – это словно на шею летчику уселись еще девять мужиков такой же комплекции. Но в пылу борьбы пилоты не всегда замечают, что допустимый порог перегрузок уже пройден.

Азарт порой путает и другие расклады. Например, “рубить” пилоны доводилось и чемпионам мира. Завершающая гонка сезона-2014 обошлась без таких казусов, зато на тренировке кто-то зацепил-таки конус крылом. Для самолета это совершенно безопасно: он даже не замечает “столкновения” и летит дальше. А вспоротый пилон сдувается как воздушный шарик. Но тоже ничего страшного: он состоит из девяти частей, соединенных застежками-молниями, и поврежденный сегмент моментально заменяется и надувается воздухом.


В воздухе только асы

Наблюдать за самолетами очень интересно, а стать грамотным болельщиком чемпионата – легко. Правила простые. В сессию входят квалификация и сама гонка. Сначала летают все участники, затем восемь лучших, и в финале – четверо. За быстроту прохождения дистанции начисляются баллы, за ошибки – штрафные секунды. Кто набрал больше очков за весь год, тот и чемпион. В этом году было восемь гонок – две прошли в США, по одной в Польше, Великобритании, Хорватии, ОАЭ, Малайзии, и завершающая – в Австрии.

На время авиагонок формульная трасса в Шпильберге превратилась во взлетно-посадочную полосу.

Вся трасса – перед глазами зрителей, все ошибки пилотов – тоже. Кто-то пролетел выше края ворот – это штраф плюс две секунды к показанному времени. Неровный полет, когда крылья при прохождении ворот расположены под углом, – еще две секунды. В стартовые ворота в начале дистанции самолет должен входить на скорости не больше 370 км/ч. Превышение лимита со стороны не заметишь, но датчики его фиксируют, и это лишняя секунда. А за ряд других проступков, в том числе опасное сближение с землей и превышение перегрузок в 10G, пилота могут дисквалифицировать.

Хорошо заметен с трибун и персональный почерк асов. Фигуры пилотажа в принципе одинаковы, но кто-то ведет самолет в мягком стиле, плавно “перетекая” из маневра в маневр, а кто-то – в резкой манере. В любом случае получается чертовски быстро. А на финише самолет еще “делает смок” - выпускает клубы дыма. Специальная система впрыскивает парафин в бесцветные отработавшие газы, чтобы они стали видны. Весьма эффектное зрелище. Кстати, если дымного шлейфа нет (даже из-за технической неисправности), пилоту добавляется штрафная секунда...

Проходя финишные ворота, самолет тащит за собой эффектный дымовой шлейф.

Принять участие в “Red Bull Air Race” может отнюдь не всякий желающий, хотя таковых очень много. Мир воздушных гонок не так велик, и лучшие пилоты – примерно три десятка асов, преуспевающих в различных международных соревнованиях, – известны поименно. Орг-комитет решает, кого из них пригласить для участия в сезоне. Причем организаторы берут на себя и часть расходов. К слову, расходы в разы меньше, чем в той же “Формуле 1”.

“Air Race” – не шоу, а спорт, в котором на первом месте – мастерство и опыт. Видимо, поэтому молодежь среди асов не встретишь. В этом году возраст участников составлял от 30 до 58 лет – взрослые люди с огромным пилотским стажем.

Впрочем, и здесь молодым может открыться дорога. В этом году параллельно с чемпионатом мира впервые проводился “Challenger Cup” для новичков. Похоже, в “Red Bull Air Race” заложена еще одна традиция.

Воздушные состязания привлекают не только зрелищностью, но и непредсказуемостью. Когда два круга трассы преодолеваются меньше чем за три минуты, судьбу гонки могут решить доли секунды, порой вопреки всем прогнозам. В воздушном первенстве не бывает и свойственных автомобильным формулам ситуаций, когда судьба титула определяется еще в середине сезона. Здесь интрига обычно сохраняется до конца. Перед завершающим этапом-2014, к примеру, лидировал британец Найджел Лэмб, но для того, чтобы получить титул, ему требовалось занять как минимум второе место в заключительной гонке. А среди соперников были четыре чемпиона мира – Петер Бешенеи (2003), Кирби Чамблисс (2004, 2006), Ханнес Арх (2008) и Пол Боном (2009, 2010).

Воздушная трасса не может преподнести никаких сюрпризов. Пилоты заранее много раз
проходят дистанцию “в уме”, тщательно анализируя все возможные ситуации.

…Полуфинал, завершается полет австрийца Арха, за которого здесь все болеют, и с трибун доносится стон разочарования: кумир местной публики из дальнейшей борьбы выбыл. Не сумели пробиться в “Финал четырех” и три других чемпиона прошлых лет. Однако часы с эмблемой “Breitling” (эта компания – официальный хронометрист чемпионата) свидетельствуют, что и Найджел Лэмб показал в финале не лучшее время. За пилотом следит видеокамера, расположенная в кабине, так что на мониторах в медиацентре хорошо видно выражение досады на лице британца, недовольного своим выступлением. Вдвойне обидно, ведь спонсором Найджела является именно “Breitling”. Впрочем, он может еще надеяться на ошибки соперников...

И надежда оправдалась. Два летчика, выступавшие следом, получили штрафы. В итоге они – на третьем и четвертом местах, этап в Шпильберге выиграл француз Николя Иванофф, а Лэмб занял заветное второе место в этой гонке и стал новым чемпионом мира.


РАЗГОВОР НА ЗЕМЛЕ

“Люблю сидеть за штурвалом”

Найджел Лэмб родился в Родезии (теперь Зимбабве) и начинал карьеру летчика в ВВС этой страны. Затем перебрался в Англию и более 30 лет летал в составе группы высшего пилотажа. За день до завершающей гонки “Red Bull Air Race”-2014 мы разговаривали с ним в ангаре, возле его желтого самолета с логотипом “Breitling” на крыльях. Я спросил, что ему дает участие в воздушных гонках.

– Привлекает дух состязания. В “Red Bull Air Race” нет денежных призов, соревнуешься за сам факт победы и получаешь от нее чисто моральное удовлетворение.

– Воздушные гонки можно сравнить с автомобильными?

– В моем понимании – нет. У нас сильнее слияние человека и машины. И боремся мы не друг против друга, а против времени.

– Как справляетесь с перегрузками?

– Выручает специальный комбинезон G-Race с “жидкими мускулами” – трубочками, наполненными жидкостью. При больших перегрузках они расширяются, сжимая тело и препятствуя оттоку крови. Но важна и физическая подготовка. Есть приемы, позволяющие сохранять приток крови к мозгу и мускулам, особые упражнения для шеи, которая во время гонки наклонена под углом 30-40 градусов. Со временем это превращается в естественные реакции – в полете уже не думаешь о том, что делаешь. Кроме того, я занимаюсь пилатесом для укрепления мышц спины, йогой, стретчингом для растяжки, ракетболом для координации движений, люблю горные лыжи и дайвинг.

Чемпион мира-2014 Найджел Лэмб (слева) принимает поздравления от “крестного отца”
гонок венгерского аса Петера Бешенеи.

– Воздушная трасса может преподнести какие-то неприятные сюрпризы?

– Нет, ведь до гонки проводится очень глубокий анализ. Еще на земле думаешь, как пройти трассу максимально точно. На тренировке пробуешь разные вещи, ищешь лучшие возможности. Так что на гонке у тебя в голове есть четкая картинка того, что надо делать в тот или иной момент. Сюрпризов не бывает.


АВИАПАРК

Одно из новшеств 2014 года – стандартные моторы у всех самолетов. Это шестицилиндровый двигатель “Lycoming Thunderbolt AEIO-540-EXP” мощностью примерно 300 л.с., разработанный специально для “Red Bull Air Race”. Одинаковы и трехлопастные композитные пропеллеры “Hartzell 7690”. А вот какой самолет выбрать – это дело команд. В прошедшем чемпионате участвовали три модели.

Поделиться: