Рубрики

Секреты руля машины “королевских гонок”

16:33 02-04-2019

Рулевое колесо автомобиля “Ф1” – настоящее произведение искусства.

Штурвал пилота “Формулы-1”

Рулевое колесо автомобиля “Ф1” – настоящее произведение искусства. Поскольку удаленные помощь и управление системами автомобиля в чемпионате запрещены, вся нагрузка по изменению настроек в ходе гонки ложится на самого пилота: именно для этого ему необходимы почти два десятка кнопок и переключателей, а также многофункциональный дисплей и еще несколько световых индикаторов. Какие же кнопки для чего предназначены? Рассказываем на примере руля чемпионской команды “Mercedes”.



1 Одна из самых часто используемых кнопок во время ведения борьбы – это кнопка активации “Drag Reduction System”, или, в переводе на русский, системы уменьшения лобового сопротивления. Эта функция помогает гонщикам “Ф1” обгонять соперников за счет того, что главный элемент заднего антикрыла меняет угол атаки, в результате чего машина может развивать большую максимальную скорость. Пользоваться этой кнопкой разрешено только на определенных участках трассы. Деактивация системы происходит при нажатии на педаль тормоза.

2 Две кнопки выбора режимов работы важнейших сенсоров и команд для исправления ошибок. Поскольку таких режимов и команд могут насчитываться сотни, и у каждой есть свой порядковый номер (а для клавиатуры с цифрами на руле места нет), то за выбор двузначных параметров отвечают две кнопки по бокам на руле. Та, что слева, – прибавляет по десятку, справа – единицами. Таким образом, если пилоту нужно, например, выбрать специальный режим работы силовой установки под номером “65”, ему необходимо шесть раз подряд нажать на левую кнопку и пять – на правую. Подтвердить выбранный номер можно при помощи кнопки “OK”. Само собой, пилоты не могут знать все режимы, а потому нужный номер им подсказывают инженеры по радио. К примеру, если на командном мостике заметили, что у мотора начал отказывать один из цилиндров, в программном обеспечении предусмотрен специальный режим, при помощи которого можно избежать выхода из строя всей силовой установки. Инженер сообщит пилоту по радио номер нужной команды – и гонщик сможет продолжить движение по трассе.

3 Нейтральная передача. Она включается отдельной кнопкой, поскольку основные переключатели – это лепестки на задней стороне руля, и с их помощью пилот просто не может переключиться на “нейтраль” – так задумано специально.

4 Ограничитель скорости на пит-лейне. Рядом с боксами машины должны двигаться со скоростью не больше 60 или 80 км/ч (в зависимости от трассы) – и нажатием этой кнопки пилот включает своего рода “круиз-контроль”, который настроен на соответствующую скорость.

5 Кнопка подтверждения пит-стопа. Порой у пилота нет возможности сообщить о своем визите в боксы по радио – для этого, например, может быть слишком поздно или радио просто не работает. Чтобы механики были в курсе, что гонщик собирается на пит-лейн, ему достаточно просто нажать эту кнопку – и они получат сигнал.

6 Рычаги переключения дифференциала. Их сразу три, и выполнены они в виде переключателей-колесиков. Каждый из них регулирует степень блокировки дифференциала в начальной стадии поворота, в средней и на выходе.

7 Переключатель, который регулирует то, насколько сильно двигатель замедляет машину, если гонщик не давит ни на тормоз, ни на газ. Пилоты могут регулировать это значение “под себя”, если, например, в отдельных быстрых поворотах им удобнее просто сбросить газ, нежели нажимать на педаль тормоза.

8 Баланс тормозов между передней и задней осями.

9 Отметка в телеметрии. Эта кнопка используется гонщиками, когда им непонятно поведение машины в определенных ситуациях – нажав на нее, они помечают время и место в телеметрии, чтобы затем разобраться во всем с инженерами.

10 Кнопка “ОК”, которая подтверждает номер выбранного режима при помощи двух других кнопок (см. поз. 2).

11 Режим старта. Активизирует оптимальный режим для начала гонки, который необходимым образом следит за пробуксовкой колес и в то же время предоставляет пилоту максимум мощности мотора.

12 Радио. После нажатия этой кнопки пилот может пообщаться с инженером. Интересно, что в “Ф1” – в отличие от всех других серий – радио двустороннее. То есть пилоту не надо отключать собственный сигнал, чтобы услышать инженера. Они могут разговаривать друг с другом как по телефону.

13 Режим работы силовой установки со значениями от 1 до 16. В зависимости от стадии гонки пилоту может потребоваться включать различные режимы: от максимального, который необходим при обгонах, до щадящего – если нужно экономить топливо. Есть специальные режимы, например, и для обороны позиции, и для квалификационных кругов.

14 Переключатель, помогающий оптимизировать работу с самим рулем. Здесь можно, например, выбрать режим яркости дисплея или отрегулировать громкость радио.

15 Переключатель, отвечающий за выбор режима работы гибридных двигателей.

16 Светодиоды, которые фактически исполняют обязанности тахометра: то есть указывают на обороты двигателя. Последние три лампочки справа – красного цвета. Передачи желательно переключать до их загорания.

17 Подрулевые лепестки переключения передач. Справа – передача выше; слева – ниже.

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mercedes-Benz читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: