Рубрики

Во всей красе. Как история с квалификацией обнажила главную проблему “Формулы 1”

9:28 19-05-2016

Формат квалификации стал одной из основных тем для обсуждения в самой престижной серии планеты в начале сезона-2016. Спортивная составляющая отошла в “Формуле 1” на второй план, выставив на всеобщее обозрение абсурдность системы управления чемпионатом.

Формат квалификации стал одной из основных тем для обсуждения в самой престижной серии планеты в начале сезона-2016. Спортивная составляющая отошла в “Формуле 1” на второй план, выставив на всеобщее обозрение абсурдность системы управления чемпионатом.


То, что в “Формуле 1” масса проблем – бесспорный факт, но формат квалификационных сессий к ним явно не относился. Он успешно работал на протяжении нескольких последних лет, но именно его почему-то перед стартом сезона было решено изменить. Даже несмотря на то, что зимой так и не были завершены обсуждения по поводу нового технического регламента, а также не решена проблема с силовыми установками. FIA еще с осени прошлого года настаивала, чтобы производители выработали ряд мер, которые позволили бы уравнять характеристики моторов, а также снизить на них цену для частных команд. Но сделано это так и не было. Однако вместо того, чтобы заняться самым актуальным вопросом, “Ф 1” изменила квалификационный формат.

Идея появилась в результате активности Берни Экклстоуна. Главе FOM захотелось разнообразить течение гонок, отправив главных фаворитов в конец стартовой решетки. Он предложил несколько вариантов, и команды, чтобы избежать большего, по их мнению, зла, согласились на так называемый формат с выбыванием.

Президент FIA Жан Тодт долго не хотел прислушиваться к мнению руководителей команд,
настаивавших на возврате к прежнему формату квалификации.

Суть его заключалась в том, что по ходу сессии пилоты отсеивались по истечении определенного временного отрезка. Первый выбывший определялся уже по итогам семи минут в каждом из трех сегментов. То есть у гонщиков фактически была лишь одна попытка, чтобы показать зачетный результат. Кто оставался последним, просто исключался из борьбы. Затем такое происходило уже каждые полторы минуты. Тот пилот, который на момент истечения времени занимал последнее место, уже не мог продолжать квалификацию.

Однако сразу по нескольким причинам идея провалилась. Во-первых, регламент оказался настолько сложным, что болельщикам нелегко было в нем разобраться, а именно в отсутствии “простых правил” серию и упрекают в последнее время – они становятся с каждым годом все запутаннее и поклонникам автоспорта все труднее разобраться в происходящем. Теперь в плане усложнения регламента был сделан еще один большой шаг вперед. Мало того что сессия и так разбита на три сегмента, по итогам каждого из которых отсеиваются пилоты, так теперь еще и внутри них были временные рамки, в которые гонщикам необходимо было уложиться, чтобы показать результат. А кроме того, оказалось, что идея не была продумана до конца. Менеджеры команд проголосовали за нее под нажимом Экклстоуна, не имея возможности даже проконсультироваться со своими стратегами.

В итоге первая квалификация сезона превратилась в фарс. Из-за того что правила были не слишком хорошо продуманы, получилось, что на последних минутах сессии трасса банально пустовала – пилоты предпочли экономить резину, потому что это было выгоднее, чем бороться за более высокие стартовые позиции.

Берни Экклстоун вновь испугал всех чересчур радикальными предложениями.

Добиться желаемого эффекта тоже не удалось. Предполагалось, что формат вынудит фаворитов допускать ошибки, и тогда некоторые из них вынуждены будут начинать гонки из задних рядов, но расчет не оправдался. На первых рядах все равно оказались те, кто и должен быть на них по статусу.

Так или иначе, уже после первой пробы формат был подвергнут жесточайшей критике со стороны пилотов и команд – даже при том, что они сами за него проголосовали. Уже в субботу в Мельбурне руководители коллективов договорились, что вернутся к прежней системе.

Но не тут-то было. Так просто, даже несмотря на единодушие, добиться изменения какого-либо из пунктов регламента в “Формуле 1” невозможно.


Где логика?

Все были согласны, что новый формат квалификации никуда не годится, но при этом “Ф 1” просто не смогла от него оперативно избавиться из-за политических противостояний. Чтобы вернуться к прежней системе, требовалось для начала, чтобы это было вынесено на обсуждение Стратегической группы, затем на голосование Комиссии Ф1, все члены которой должны были бы проголосовать единогласно для принятия решения. Все сорвалось уже на первой стадии.

FIA, которая формирует повестку заседаний Стратегической группы, просто не вынесла на обсуждение вариант возвращения к прежнему формату – по мнению президента FIA Жана Тодта, это показало бы несовершенство системы управления спортом. Федерация предложила некий переходный вариант, но сразу три команды в итоге заблокировали его.

Очередной скандал вынудил команды, Тодта и Экклстоуна провести встречу перед стартом гонки в Бахрейне, но и по ее итогам ни о чем договориться не удалось. Представители FIA и промоутера чемпионата по-прежнему настаивали, что имиджу чемпионата будет нанесен непоправимый урон, если будет решено просто вернуться к предыдущему формату. В итоге они предложили еще один вариант, при котором в зачет каждого пилота шел бы не результат, показанный на одном круге, а сумма времен на двух. Этот формат до определенного момента считался основным, но также вызывал немало критических отзывов со стороны болельщиков и журналистов.

Главе “Mercedes Motorsport” Тото Вольфу пришлось оправдываться перед прессой, когда уже после
второй ужасной квалификации члены Комиссии Ф1 вновь не смогли ни о чем договориться.

В итоге история завершилась тем, что все одиннадцать коллективов выступили с совместным обращением к Экклстоуну и Тодту, фактически в ультимативной форме потребовав возвращения к системе, использовавшейся в 2015 году.

Еще ранее с открытым письмом к организаторам серии обратились гонщики. Все пилоты “Формулы 1” подписали сообщение, в котором призвали реформировать систему управления чемпионатом, которая порой препятствует принятию взвешенных решений, а также встает на пути развития спорта. При действующей схеме право голоса имеют практически все заинтересованные стороны, но при этом в ходе голосований многие члены Комиссии Ф1 руководствуются исключительно собственными интересами, а потому достичь согласия по принципиальным вопросам порой просто невозможно.

Новый формат квалификации должен был по идее заставить лидеров допускать ошибки,
но результаты совершенно не отличались от прошлогодних – лучшие позиции на решетке
все равно оставались за главными фаворитами.

Интересно при этом, что все ключевые игроки на протяжении двух месяцев на общих заседаниях были заняты исключительно устранением проблемы, которую сами же и создали, но при этом прогресса по другим намного более важным вопросам достигнуто не было.

Вплоть до конца апреля Стратегическая группа так и не смогла перейти к обсуждению деталей регламента-2017, а также проблемы с силовыми установками. Когда же пришел черед голосования по этим вопросам, на встречу в Лондоне просто не явились некоторые ключевые игроки, и без них процедура банально не состоялась и была перенесена на крайнюю дату…

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Mercedes-Benz читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон

Поделиться: