Рубрики

В Ф1 затроил мотор

20:30 05-11-2020

Как передовые технологии вредят автоспорту и тормозят королевские гонки…

Honda четвёртый раз в своей истории покидает Формулу 1, и на этот раз уход команды явно указал на серьёзную проблему в самом чемпионате. Сейчас в Формуле 1 осталось только три производителя моторов. Последний раз такое число поставщиков моторов было только в 2014-м и 1974-м годах. Конечно, времена, когда в гонках Гран-При было по восемь и даже девять поставщиков двигателей давно остались в прошлом, а именно в 90-х и начале 2000-х. Но проблема не в самом числе. А в том, что новых производителей с текущим регламентом привлечь, по сути, невозможно. То есть сейчас Формула 1 стала заложником своего же регламента на моторы. И стоит уйти ещё кому-то, например Renault, и тогда останется только два производителя. Как же так вышло? Дело в том, что разработка силовых установок в современной Формуле очень дорогая. Двигатели очень технологичные. И это самые эффективные моторы в мире. Побороться в этом «весе» с ними в течение последних шести лет могли лишь двигатели в классе LMP1 Чемпионата мира по автогонкам на выносливость. Но путь, выбранный в преддверии 2014 года, оказался слишком сложным, и, пожалуй, неверным. Формула 1 решила взять курс на экологичность. Конечно, это были не прихоти FIA, и, тем более, Берни Экклстоуна, который тогда был у руля. Этот курс диктовали автопроизводители, а им новые европейские законы. Автогонки всегда были и остаются некой лабораторией новых технологий. Сегодня моторы Формулы 1 – это не просто двигатели внутреннего сгорания. ДВС это один из шести базовых элементов вместе с турбиной, системами рекуперации тепловой и кинетической энергии, батареей гибрида и контрольной электроникой. Двигатели получились мощные, но сложные в разработке и тихие. Последнее очень расстроило в первую очередь болельщиков. Ведь звук всегда был одной из визитных карточек Формулы 1. Сколько ни пытались сделать моторы хотя бы немного громче, кроме маленьких шагов за последние шесть лет сделать ничего не удалось. Мощность почти в 1000 л.с. не смогла компенсировать в сердцах любителей Формулы 1 рёв моторов. И это косвенно привело к тому, что чемпионат стал буквально стесняться своих двигателей. Сейчас все признали, что компания по продвижению темы экологичности в Формуле 1 провалилась. О высокой эффективности мотора последние шесть лет говорили очень мало. Будто стесняясь навлечь на себя гнев фанатов гонок. Тот же WEC в этом преуспел гораздо больше. И сразу возник вопрос, зачем тогда тратить так много денег?Чтобы догнать Mercedes, Honda ежегодно тратила больше 300 000 Евро, а за несколько лет больше миллиарда просто на доработку мотора при стабильном техническом регламенте. А в результате их силовая установка всё равно уступает моторам из Бриксворта около 10 лошадиных сил. Впрочем, причина ухода по большей части другая. Они решили переориентировать базу в Сакурена разработку гражданских элекромобилей, а Формулу 1 Honda всегда воспринимала как некий университет для инженеров. Уже дважды они уходили подобным образом: в 68-м, когда японская марка покинула Формулу 1 ради запуска модели Civic, и в начале 90-х из-за новых законодательных требований к выбросам CO2 в США. Но цена постройки и развития современных моторов Формулы 1, их сложность, сыграла не последнюю роль.

Деньги, и слишком сложные технологии отпугивают новых производителей от прихода в современную Формулу 1 в качестве мотористов. Казалось бы, вот отличная площадка, чтобы показать свои разработки, и одновременно великолепная лаборатория. Но уж слишком высока цена. А пример Honda наглядно продемонстрировал, что даже год отставания приводит к тому, что догонять соперников приходится очень долго и болезненно. Напомним, что Honda вернулась в Ф1 уже в турбо-гибридную эру, в 2015 году, в то время как Mercedes, Ferrari и Renault уже в 2014-м году выступали с моторами, подготовленными в рамках этого технического регламента. Пример японского моториста отпугнул многих производителей. Стоимость поставок силовых установок для клиентов законодательно ограничена цифрой в 15 миллионов евро, и мотористам это невыгодно. При этом, именно действующие производители забраковали идею упрощения сегодняшних моторов в 2019 году. Она заключалась в том, чтобы избавиться от сложной и дорогой системы рекуперации тепловой энергии. Но все четыре производителя были против. Mercedes явно не хотел рисковать возможной потерей преимущества, Honda не желала, чтобы средства, вложенные в развитие сегодняшней архитектуры оказались потраченными впустую. У Ferrari в прошлом году тоже в плане мотора всё было замечательно, да и в Renault почти вышли на один уровень с конкурентами. В итоге производители надавили на FIA и руководство Формулы 1 оставило текущую концепцию. В итоге мы увидели, чем заканчиваются уступки. Тем не менее, в прошлом году было окончательно решено, что текущий регламент на моторы останется до 2025 года включительно. Таким образом чемпионат оказался в ловушке. И вот уже пошли разговоры о смене регламента. Осознание ошибочного решения — это хорошо, но и над новой концепцией нужно хорошенько подумать. Как отметил руководитель команды Ferrari Матья Бинотто, необходимо всё предусмотреть, чтобы не наступить на те же грабли. И избежать выбора слишком сложных технологий, производство которых будет под силу лишь нескольким крупным заводам. А так произойдёт, если Формула 1 пойдёт по пути использования топливных элементов и водородного двигателя.

Владимир Башмаков

Авторские материалы газеты Клаксон читайте на канале Яндекс.Дзен

Формула 1, новости: противостояние Льюиса Хэмильтона и Джорджа Рассела

Последние авто новости и результаты тест-драйвов Формула 1 читайте на страницах автомобильной газеты Клаксон